Минпромторг изменил госпрограмму развития отрасли.
Министерство промышленности и торговли России переводит финансирование авиационной отрасли на проектный подход, что соответствует практике ведущих авиационно-космических стран. Цель – сконцентрировать финансовые ресурсы на конкретных приоритетных проектах. В результате расходы на фундаментальные научные изыскания сокращаются в три раза, с 191 млрд рублей до 61 млрд рублей, на период до 2025 года. Представители авиастроительной отрасли в целом поддерживают новый принцип, однако эксперты отмечают, что недофинансирование научной деятельности может привести к технологическому отставанию на горизонте 10-15 лет.
В обновленной госпрограмме «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» произошло сокращение бюджетного финансирования в части подпрограммы «Авиационная наука и технологии» до 61 млрд рублей на 2018-2025 годы. В предыдущей версии этого документа были предусмотрены 191 млрд рублей на это время. Таким образом, произошло более чем трехкратное уменьшение инвестиций в научно-технический задел.
Как рассказали «Известиям» в Минпромторге, цели госпрограммы остались неизменны, а общие объемы финансирования сохранены на прежнем уровне. Госпрограмма направлена на сохранение статуса России как мировой авиационной державы и обеспечение потребностей в гражданских воздушных судах отечественного производства. Общий объем бюджетных ассигнований составляет 632,5 млрд рублей.
– В связи с тем что финансирование авиационной отрасли переходит на проектный подход и основной задачей Минпромторга России как главного распорядителя средств является повышение эффективности расходов федерального бюджета, объемы средств, ранее предусмотренные на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках подпрограммы «Авиационная наука и технологии», перераспределены на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках подпрограмм «Самолетостроение», «Вертолетостроение», «Авиационное двигателестроение», конечной целью которых является создание образца авиационной техники, – заявили «Известиям» в Минпромторге.
По словам представителя министерства, задачи были скорректированы с учетом требований методических указаний по разработке и реализации госпрограмм, утвержденных приказом Минэкономразвития России № 582 от 16 сентября 2016 года. Согласно этому документу, их формирование должно исходить из «принципов установления измеримых результатов, проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, измерения их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики...»
В госкорпорации «Ростех» заявили, что поддерживают переход на проектное финансирование авиационной отрасли.
– Такой подход позволит сделать управление инвестициями более эффективным и прозрачным: средства будут направляться на конкретный результат, обозначенный в четком техническом запросе заказчика. Научные работы, оторванные от практического применения, более не будут финансироваться. Также этот подход окажет позитивное влияние на конкуренцию между поставщиками, которые окажутся в условиях соревнований за инвестиции и, соответственно, будут стремиться к созданию лучших решений, – подчеркнул представитель «Ростеха».
Источник, близкий к руководству Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), рассказал «Известиям», что корпорация по-прежнему находится в плотной кооперации с Минпромторгом. При этом в контуре ОАК пока не предусмотрено сокращение финансирования на науку.
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов отметил, что приоритеты должны быть выстроены, поскольку сейчас целому ряду проектов не хватает финансирования – в частности, в сфере авиадвигателестроения.
– Вместе с тем сокращение расходов на научно-исследовательские работы может привести к тому, что через 10-15 лет технологическое отставание России только увеличится. Все ведущие авиастроительные державы ищут прорывные направления, которые в новом технологическом укладе позволят создавать качественно новую технику. Если мы этим не занимаемся и делаем ставку только на текущие программы, то будем опять догонять, – сказал «Известиям» Руслан Пухов.
Эксперт в сфере авиационного права и экономики Сергей Детенышев считает, что ориентация на конкретный конечный продукт, безусловно, более эффективна, чем абстрактное развитие отрасли.
– Вместе с тем такой подход требует точного понимания существующего спроса и тенденций его изменения – здесь нет права на ошибку в прогнозах и постановке задач. Кроме того, ставка на конкретные «прорывные» продукты потребует высокого уровня международной кооперации, иначе целеполагание опять станет заложником технологических ограничений, – пояснил «Известиям» Сергей Детенышев.
Как в реальности будет организован проектный способ управления авиапромом, пока неизвестно – Минпромторг не сообщил о конкретной методике. В Объединенной авиастроительной корпорации, «Вертолетах России», концерне «Иркут», ПАО «Ил», двигателестроительном предприятии «ОДК-Сатурн», Национальном исследовательском центре «Институт им. Н.Е. Жуковского» не ответили на запрос «Известий».
Евгений Девятьяров
Известия, 00:01, 25.08.2017