Подавляющее большинство руководителей стараются решать корпоративные споры, не прибегая к формальным процедурам.
Собственники и руководители компаний крайне неохотно прибегают к судебным искам для разрешения корпоративных конфликтов. Согласно результатам опроса аналитического центра НАФИ, проведенного в июле среди руководящих сотрудников предприятий, 81% респондентов признались, что по возможности не будут доводить конфликт с коллегами или другими компаниями до суда, а предпочтут договариваться о взаимовыгодном решении.
Опыт участия в корпоративных конфликтах имеют 14% опрошенных. И эти люди продемонстрировали гораздо большую склонность пробовать иные варианты решения проблем помимо переговоров. Чаще всего респонденты называли в качестве дополнительных мер параллельное обращение в суд (57% против 37% среди тех, кто не имеет опыта конфликтов), в правоохранительные органы (13% против 8%), поиск союзников (10% против 4%) и запуск пиар-кампании (8% против 2% среди тех, кто не был участником разбирательств).
Руководитель направления корпоративных исследований НАФИ Ольга Стасевич считает, что предпринимателям проще договориться, чем судиться, потому что самостоятельно разобраться в юридических тонкостях мало кто может, а платить специалистам они не всегда готовы. Особенно это касается маленьких и средних компаний. Играет роль и традиционный для России подход, когда личные договоренности ставят выше, чем формальные правила.
– Влияет на ситуацию и недоверие к судебной системе и правоохранительным органам, – сказала Ольга Стасевич «Известиям». – Однако если предприниматель хотя бы раз оказывался в конфликтной ситуации с другой компанией и получил опыт ее разрешения, спектр используемых инструментов расширяется. Основная цель использования нескольких инструментов – диверсификация рисков в условиях отсутствия гарантированного способа решения проблемы.
Директор по развитию юридической компании «Амулекс» Леонид Итальянцев сообщил «Известиям», что, по статистике обращений, 71% случаев корпоративных конфликтов связан со «слабыми местами» различных документов: устава и внутренних документов компании, договоров с сотрудниками, клиентами и поставщиками и т.д. Недоброжелатели и конкуренты используют лазейки в своих интересах.
– Самый яркий пример – юридические коллизии в Крыму из-за ускоренного перехода на законодательную базу РФ, – напомнил Леонид Итальянцев. – Там наиболее часто возникают конфликты существующих документов и «новых» норм, местные бизнесмены не могут получить подтверждение лицензии на ведение деятельности или прав на собственную землю/недвижимость. И это используется недобросовестными конкурентами (64% обращений крымчан в службу «Амулекс» по теме корпоративных конфликтов).
Первый зампредседателя комиссии ОП РФ по развитию экономики и предпринимательства, президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин считает, что большинство предпринимателей исходят из того, что худой мир лучше хорошей войны. Конфликты – это трата времени и денег на юридическое обеспечение и судебные издержки.
– В нашей отрасли есть постоянный конфликт между производителями и сетевыми ритейлерами, – прокомментировал «Известиям» результаты исследования Андрей Разбродин. – Например, ритейл очень любит писать договоры на 60 листах.
Эксперты полагают, что крупные компании могут себе позволить составлять сложные договоры со множеством ловушек, поскольку имеют больший штат юристов.
Роман Крецул
Известия, 15:47, 11.09.2017