Удастся ли поставщику тепла и горячей воды вновь уйти от ответственности?
В распоряжении редакции (переданы источниками) оказались материалы 2014-2015 годов об уголовном деле в отношении одной из коммунальных организаций, поставлявшей тепло в социально-значимые объекты Воронежа и задолжавшей более 15 млн рублей за газ.
Уголовное дело приостановлено в связи с тем, что виновных не удалось установить, но благодаря работе органов внутренних дел ущерб пострадавшему поставщику полностью возмещен. Сегодня компания находится в процедуре банкротства (за долги водоканалу). Однако ситуация с огромными долгами за газ очень напоминает сегодняшнюю ситуацию с долгами за электроэнергию, да и действующие лица где-то все те же.
Дети, больницы, долги за газ
Тогда уголовное производство было возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ст. 201 УК РФ (Злоупотребление полномочиями). Как следует из материалов дела, целью деятельности коммерческой фирмы по передаче и распределению пара и горячей воды являлось «извлечение прибыли», но они относились к «стратегическим предприятиям», так как обслуживали социально-значимые объекты: детские сады, медицинские учреждения, многоквартирные жилые дома. В связи с этим руководство компании было обязано «действовать в соответствии с законными интересами общества добросовестно и разумно». В том числе, в установленные сроки полностью оплачивать потребляемые ими ресурсы для выполнения своих функций по обеспечению населения теплом и горячей водой. В противном случае, нарушение этих обязательств могло привести к расторжению договора и прекращению подачи важного для работы предприятия ресурса.
Но, вопреки этому, согласно обстоятельствам дела, неустановленные лица подвергали детей, больных и жителей домов угрозам прекращения поставки тепла и горячей воды, так как не оплачивали счета за газ. Зато компания выплачивала своему менеджменту значительные суммы денежных премий, которые исчислялись сотнями тысяч рублей. Несмотря на задолженность контрагента, предприятие, поставлявшее газ, не стало ограничивать поставки (Прим. – хотя и имело законное право) ввиду того, что должник обслуживал детские дома, больницы и жителей города. В итоге, сумма задолженности достигла значительных размеров.
«В силу должностного положения лица из руководства предприятия не могли не знать о том, что у предприятия (наименование удалено) по состоянию на (дата удалена) перед (наименование ресурсоснабжающей организации удалено) возникла задолженность (...), в связи с неисполнением обязательств по оплате поставленного газа, что могло повлечь к прекращению поставок газа и остановке котельных (...).
Несмотря на это, лицо из числа руководства предприятия (в ходе проверки не установлено кто именно), осознавая, что использует полномочия вопреки вышеуказанным законным интересам (наименование предприятия удалено), в котором выполняет управленческие функции, предвидя возможность наступления последствий в виде существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, сознательно допуская наступление этих последствий, действуя в целях извлечения выгод для себя: укрепления своих позиций в организации, приобретении большего авторитета среди сотрудников, а также в целях нанесения вреда другим лицам – (наименование поставщика газа удалено) и гражданам – потребителям тепловой энергии, приняли решение о необоснованной выплате ряду сотрудников денежных средств (...) под видом премиального вознаграждения за работы, которые фактическими ими не производились (...)».
Дети, больницы, долги за свет
Интересно, что один из менеджеров организации, задолжавшей около миллиона за воду, десятки миллионов за газ пару лет назад, сегодня руководит организацией, задолжавшей миллионы за свет. Ситуация с обслуживанием социальных объектов и долгами аналогичная – коммунальное предприятие ООО «Святогор» обслуживает больницу и роддом «Электроника», детские сады и жилые дома, при этом не оплачивает счета за электроэнергию.
Так, в начале августа этого года ПАО «ТНС энерго Воронеж» - гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Воронежской области – сообщил о задолженности ООО «Святогор» в сумме более 11 млн рублей. Используя законное право, поставщик ввел ограничения по поставке электроэнергии на котельных по улицам Свободы и Урывского для понуждения неплательщика к оплате.
Тогда ПАО «ТНС энерго Воронеж», руководствуясь ответственным отношением к бесперебойному обеспечению социально-значимых объектов горячей водой, по собственной инициативе сняло введенный ранее режим ограничения потребления электроэнергии с котельной компании-должника, расположенной на улице Урывского.
Но компания не только не оплатила долг, но даже направила энергетикам пару странных писем, в которых, вероятно, пытается спекулировать обслуживанием детских домов, роддома и клинической больницы. Более того, предприятие самостоятельно обратилось в прокуратуру, дабы заставить поставщика вернуть электроэнергию на котельную по ул. Свободы как можно скорее и, получается, бесплатно.
В энергоснабжающей организации уточнили, что ООО «Святогор» продолжает накапливать задолженность. Взысканию долга за электричество не помогают даже судебные иски. Просроченная задолженность ООО «Святогор» по состоянию на 15 сентября составляет 10,5 миллионов рублей.
Как говорят, пока суд – да дело, а под угрозой срыва сегодня находится отопление многоквартирных жилых домов в центре города. Поэтому редакция просит считать данную публикацию обращением в органы прокуратуры.
Андрей Побединцев
ЭКОНОМИКА ЧЕРНОЗЕМЬЯ И ЖИЗНЬ РЕГИОНОВ, 22.09.2017