Воронеж. 20.10.2017. ABIREG.RU – Аналитика – Строительная компания «ВСБ» давно известна в регионе как качественный подрядчик при возведении масштабных аграрных и промышленных проектов разной сложности – от молочной мегафермы до первого в регионе крахмало-паточного завода. В прошлом году ГК бросила сама себе новый вызов – занялась реанимацией проблемного Митрофановского завода. Гендиректор «ВСБ» Михаил Романенко объясняет, почему это важная история не только для его ГК, но и для Кантемировского района, да и всей Воронежской области.
Автомобильная мастерская
Митрофановка – небольшой городок в Кантемировском районе, в 37 км от райцентра. Причем это довольно старое поселение, корни которого уходят в XVIII век. В советское время Митрофановка была даже районным центром. В 1967 году здесь построили авторемонтный завод. Предприятие располагало литейным и авторемонтным цехами с мощностью до 1,5 тыс. единиц ремонта техники, в основном машин марки «ГАЗ» и «УАЗ». За 17 лет своего развития завод стал самым крупным предприятием Воронежского областного объединения «Сельхозтехника». В «золотые времена» на нем трудилось порядка 2 тыс. человек.
Испытание временем завод не прошел. Как и сотни других промышленных объектов по стране без сильного менеджмента предприятие в 1990-е-2000-е чахло и достигло пика кризиса к 2016 году. Как водится, люди разбежались кто куда.
На тот момент на заводе остались порядка 60 человек персонала. Долги по налогам составляли 30 млн рублей, по зарплате – 15 млн рублей. Месячный оборот был в районе 1-1,5 млн рублей. То есть фактически предприятие уже не работало.
Но жители Митрофановки завод помнят, постоянно о нем говорят на улицах своего небольшого городка. О его судьбе регулярно пишут и местные СМИ. Предприятие оставило слишком глубокий след в истории города и района.
Метры мусора
В таком плачевном состоянии его приняла воронежская ГК «ВСБ». Вообще основная ниша группы компаний – стройка. Не так давно ГК запустила в Воронеже собственный завод металлоконструкций, ну а далее решила возрождать Митрофановский завод, таким образом диверсифицировав свой бизнес. В кризисное время – шаг верный.
«Завод стоял на коленях, зрелище было очень печальное. Когда я к нему внимательно присмотрелся – было желание всё снести и строить заново. Но мы пошли по пути реновации», – рассказывает Михаил Романенко.
Менять нужно было практически всё. Почти вся инфраструктура из 60-х годов прошлого века. Здания разрушались, кругом были горы мусора, крыши текли. На заводе не было нормального отопления. Даже святая святых любого промышленного предприятия – заводоуправление – было непригодно для нормальной работы. С него, собственно, и началось возрождение Митрофановского завода. Кровля, внутренние стены, полы – всё делалось заново. Та же самая работа велась по производственным цехам – бытовые помещения, раздевалки и т. д.
На заводе не было даже своей рабочей котельной. Пришлось создавать систему отопления с нуля.
Конечно, важнейшей частью реновации была модернизация ключевых активов – цеха металлоконструкций и литейного производства. Теперь они способны выпускать в разы больше продукции, чем даже в лучшие годы работы завода – по 300 тонн в месяц каждый.
Интересный факт – во время ремонта литейного цеха рабочие обнаружили на полу около метра отходов, которые накопились за десятилетия жизни завода.
«Обычно же как работали? Человек взял решетку – отбил с нее песок на пол. И вот этого шлака накопилось около 80 см», – делится впечатлениями Михаил Романенко. Сейчас полным ходом идет закупка качественного современного оборудования, например обрабатывающих центров по мехобработке.
«Раньше были токарный, фрезерный, строгальный станок. А теперь всё объединено в обрабатывающем центре. Задаешь ему параметры, и он производит деталь. Такой станок стоит порядка 20-30 млн рублей», – поясняет Михаил Романенко.
Обычно государство с трудом ищет инвесторов под такие проекты и старается всячески заманить новых игроков для возрождения старых предприятий. ГК «ВСБ» никто ни о чем не просил. Но от этого нужда в поддержке воронежских властей ничуть не меньше.
Например, помощь в обустройстве энергоинфраструктуры. Это вообще один из самых больных вопросов в наше время – тарифы очень высокие, траты колоссальные. Здесь региональная власть обладает возможностью помочь сэкономить предприятию порядка 40% от трат на э/э.
Соответствующее решение губернатора Алексея Гордеева есть, записано в протоколе по итогам посещения предприятия в 2016 году, которое официально именуется Митрофановским ремонтно-механическим заводом «Промавторемонт».
А пока тратить меньше на «перевооружение» помогает богатый опыт в реализации строительных проектов и использовании инновационных технологий. Пригодилась и собственная сильная материально-техническая база. Только в прошлом году на заводе было залито порядка 5 тыс. куб. м бетона. Благо рядом есть собственные заводы, которые поставляют этот бетон.
Окна возможностей
На предприятии, помимо литейного и механического, действуют цех холодной штамповки, рамный, агрегатный, заготовительный цеха, а также участок централизованной заточки инструмента.
Основные виды выпускаемой продукции, работ и услуг – навозоуборочные транспортеры, автопоилки, разбрасыватели удобрений, приспособления для транспортировки жаток, шлифовка коленчатых валов любых марок автомобилей. Здесь делают металлоконструкции любых видов и назначения, стойловое оборудование, культиваторы и многое другое. Есть и совсем непрофильное производство – оконное (уже составившее серьезную конкуренцию другим воронежским фирмам). В перспективе – швейное.
На территории завода располагается даже собственный железнодорожный тупик, где можно ремонтировать тепловозы.
Вопрос только в бизнес-партнерах, группа «ВСБ» их сейчас активно приглашает посмотреть на результаты проделанной работы. Посмотреть есть на что, учитывая, например, наличие производства стойлового оборудования – это реальный импортозамещающий проект, конкурирующий с польскими и немецкими производителями. Большей частью это всё интересно, наверное, бизнесу разного размера. Идея Михаила Романенко о диверсификации гораздо глубже. На территории завода отремонтированы и скоро будут работать парикмахерская, аптека и два магазина. Сюда могут приходить все желающие.
Были бы люди...
«На сегодняшний день планы следующие – мы хотим выйти на годовой оборот в 300-400 млн рублей. А в течение двух-трех лет достигнуть показателя в 500 млн рублей или даже больше», – комментирует Михаил Романенко.
Сейчас месячный оборот завода варьируется от 10 до 20 млн рублей. Предприятие изготавливает порядка 30-40 тонн литейной продукции в месяц.
Михаил Романенко признается, что хоть сделано уже и очень многое, но проблем хватает. Самый острый вопрос – кадровый. Число работников в период деятельности нового собственника выросло с 60 до более 200 человек.
Но всё равно не хватает токарей, фрезеровщиков, сварщиков, операторов резки плазмы и лазерной установки, раскройщиков и многих других. Предприятию требуются еще порядка 300 человек. При этом в самой Митрофановке живут около 7 тыс. человек. То есть это якорный работодатель для городка. Уровень безработицы в городе и районе снижается, платятся налоги. Это важно и для регионального бюджета.
В планах завода строительство жилья для работников – небольшого коттеджного поселка. Хотя уже сейчас существуют возможности расселения приезжих. ГК отремонтировала гостиницу.
На ближайший год планов много, самое важное – увеличить объем производства. Около 8 тыс. кв. м территории предприятия пока не освоено, там идет ремонт. А до конца этого года Михаил Романенко хочет завершить еще одно важное и символичное дело – официально отметить полувековой юбилей завода.