Воронеж. 31.10.2017. ABIREG.RU – Эксклюзив – Преимущества газа в качестве автомобильного топлива перед бензином и дизелем уже давно осознали все ведущие страны мира. Интерес к газовому топливу обусловлен множеством факторов, среди которых – и высокие мировые цены на нефть, и экологическая составляющая, и желание большинства развитых стран постепенно перейти на возобновляемые виды энергии. К сожалению, общемировые тенденции практически не затрагивают Россию, где, с одной стороны, на газе работает сравнительно небольшое количество транспорта, а с другой – наблюдается дефицит соответствующих заправочных станций. О том, какая ситуация сложилась на рынке газомоторного топлива в Воронежской области, в чем причины нежелания автомобилистов переходить на газ, а также как рядовым потребителям обезопасить себя от покупки некачественного газа, рассказал руководитель воронежской компании «ИНТРАНСГАЗ» Игорь Татаринов.
– Игорь Николаевич, ваша компания работает в сфере снабжения потребителей газовым моторным топливом. Какова сейчас ситуация на этом рынке в нашей области?
– Я могу сказать, что ситуация на рынке сильно изменилась за последнее время. Если раньше на нем присутствовали порядка 40 игроков, то сейчас осталось не более 11. Например, с рынка пришлось уйти одному крупному предпринимателю, владеющему 17 АГЗС, 80% которых не были оформлены должным образом, это и стало основной причиной его ухода.
– Каков у нас сегодня парк автомобилей, работающих на газе? И почему в основном на газ переходят, из-за экономии? Или есть еще какие-то преимущества газа перед другими видами топлива?
– Парк очень незначителен. Я вам приведу такой пример: за два года Украина 70% всего своего транспорта перевела на сжиженный газ. В Европейских странах также много машин работает на газе. У нас же сейчас количество работающих на газе авто составляет не более 1,5% всех автомобилей, и это число практически не растет.
Да, экономия – это одна из основных причин, почему переходят на газ. Отмечу, что на сегодняшний день цена газа – 18,5 рубля, а в районах можно заправиться вообще за 16 рублей. Если сделать элементарные расчеты, то выходит, что ездить на газе в два раза выгоднее, чем на бензине, но народ переходит на него очень неохотно. А ведь плюс ко всему это топливо экологически чистое, его использование отражается на состоянии автомобиля – двигатель дольше остается чистым, масло реже меняется, значительно реже требуется ремонт!
– Скажите, пожалуйста, а насколько острой остается проблема с присутствием нелегальных игроков на рынке?
– Ситуация усугубляется – в последнее время в черте города появились новые нелегальные газовые заправочные пункты. Последняя такая АГЗС открылась на Речном рынке. Зачастую, водители, которые заправляются на таких АГЗС, не задумываются ни о качестве газа, ни о рисках. Ведь какие могут быть последствия использования некачественного газомоторного топлива? В первую очередь машина будет ехать плохо, а ГБО очень скоро придет в негодность. Таким образом, у автовладельцев складывается впечатление, что газ – это плохое топливо! Люди разочаровываются. Но если бы удалось цивилизованно и правильно построить этот рынок, установить общие действующие правила, то преимущества газа непременно стали бы очевидными и осталось бы только удовольствие от использования данного вида топлива. Контролирующие органы и правительство, к сожалению, не проявляют достаточную заинтересованность и жесткость в вопросах регулирования данного рынка и заботу об экологии и безопасности.
– Почему, на ваш взгляд, так много открывается нелегальных АГЗС? Насколько это выгодно их хозяевам?
– Выгодно, потому что окупаемость очень быстрая. Ведь что такое «левая» газовая заправка – это кусок арендованной земли, бочка и колонка – затраты минимальные. А вот качество газа на таких АГЗС зачастую не самое лучшее.
– Что это за газ?
– Дешевый газ типа ББФ. Есть несколько видов газового топлива: пропан, СПБТ, бутан и ББФ. ББФ – это тяжелый газ, фактически это отходы газового производства. Состав газа совершенно не подходит для автомобилей.
– Может, нужно составить карту нелегальных заправок и распространить ее?
– Восемь лет назад я двум большим чиновникам отнес целые альбомы с адресами и фотографиями таких заправок, а воз и ныне там. Периодически об этой проблеме пишут СМИ, но власти ничего не предпринимают для ее решения. Например, несколько лет назад была закрыта нелегальная заправка на ул. Домостроителей, но этого мало.
Да и кроме нелегалов проблем достаточно. Например, чтобы установить газовое оборудование на автомобиль, теперь нужно заплатить 11 тыс. рублей за документацию, плюс стоимость самого оборудования. А если автомобиль новый, то при установке оборудования он снимается с гарантии, представьте себе!
– Поговорим о качестве продаваемого газа. Каким образом в Воронежской области оно контролируется?
– Если говорить конкретно о моей компании, то у нас имеется собственная лаборатория на базе сжиженного газа, мы ежедневно контролируем каждую цистерну. Что касается состава газа, то летом в нем должно быть пропана 40%, бутана – 60%, а зимой – наоборот, потому что пропан газообразный, а бутан жидкий. Летом лучше, чтобы у газа был более жидкий состав. Это важно, чтобы у автомобиля, заправленного газом, были хороший пробег и тяга. Мы строго выдерживаем эти пропорции.
У нас идет тщательный контроль на всех стадиях реализации газа потребителям. Мы проверяем налив, он у нас идет с допустимой для АГЗС погрешностью – плюс-минус 50 граммов. Регулярно проводим технический осмотр и контроль наших колонок, чтобы погрешность не возрастала. Проверяя наших конкурентов или нелегалов, мы обнаруживаем, что у них может быть и плюс 300 граммов, а может – и минус 450 граммов с 10 литров.
Поставщики у нас проверенные и надежные. Например, «Сибур» предоставляет нам паспорта качества на свою продукцию. У него, на мой взгляд, лучшее качество топлива в России. Также нашими поставщиками являются НК «Роснефть», «Петролеум Трейдинг», «РЕСУРС», «Газпром». В любом случае все, кто у нас заправляется, знают, что у нас, пожалуй, лучший на рынке газ и мы отвечаем за его качество!
– Неужели возможна такая большая погрешность?
– Вполне возможна. Это зависит от оборудования: если его не контролировать, может быть и такое. Другая характерная черта наших заправочных комплексов – ориентация на потребителя, многофункциональность, возможность не только заправиться, но и, к примеру, накачать колесо, купить запчасти для ГБО, получить качественный сервис и мн. др.
– Как потребители могут застраховать себя от приобретения некачественного газового топлива?
– Если у вас возникают сомнения, всегда можно попросить у продавца паспорт качества. Я не думаю, что на нелегальной заправке вам его предоставят. Но проблема в том, что его мало кто спрашивает. У многих нелегальных заправок нет документов на свое оборудование. А, к примеру, те же баллоны нужно освидетельствовать и периодически проверять. Был случай, когда девушке на нелегальной заправке неправильно заправили ее авто, и всю машину заполнило газом. Новая машина была испорчена. А оказалось, что оператор просто не закрутил вентиль. А если бы она в это время сидела в машине? Замечу, что температура газа – 70 градусов.
Мы же отвечаем и за свою продукцию, и за качественное обслуживание потребителей. Если вам кажется, что вас некачественно обслужили – например, недолили, – вы можете позвонить по указанному на каждой нашей АГЗС телефону, и тут же приедет наш специалист, который при вас всё проверит.
– С какими настроениями вы будете входить в следующий год?
– Я думаю, ситуация не будет меняться в худшую сторону. Мы же будем пытаться через маркетинговые службы и дальше развивать работу с потребителями. Отмечу, что среди наших клиентов много социальных объектов – школы, больницы, они заправляют у нас свой транспорт.
– То есть вы работаете по государственным программам?
– По конкурсам, по тендерам. Мы везде участвуем, где интересно. У нас практически каждый день прибавляются клиенты, работающие по безналичному расчету. По большому счету я могу сказать одно: мы делаем ставку на качество, на высокий уровень обслуживания клиентов. А уже рынок будет определять цену нашего топлива.