На минувшей неделе Российский топливный союз обратился к Владимиру Путину. Независимые от нефтяных компаний сети АЗС попросили президента вмешаться в процесс ценообразования на оптовом рынке бензина и дизтоплива. Что это: элемент конкурентной борьбы или реальный жест отчаяния? Мы попытались разобраться в этом через ситуацию на воронежских бензоколонках.
Правила игры
Местного бензина в Воронеже нет и быть не может. Ни у независимых АЗС, ни у входящих в ВИНКи (вертикально-интегрированные нефтяные компании). Причина проста: в регионе нет ни нефти, ни своей переработки. Так что на воронежских колонках продают бензин и дизтопливо с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) Рязани, Москвы, Уфы, Самары, Нижнего Новгорода и т.д. Поэтому на независимых сетях АЗС потребитель получает абсолютно ту же самую продукцию, что и на заправках, например, «Газпромнефти» или «Лукойла».
Но если НПЗ входят в ВИНК, то возникает два принципиальных вопроса. Как независимые сети умудряются конкурировать по цене с общероссийскими компаниями? И зачем вообще ВИНКи продают им топливо?
Что касается цен, то ответ прост. Малый и средний бизнес намного экономически эффективней: его затраты на так называемую «управляющую компанию» в разы меньше, чем у гигантов. А о непомерных расходах корпораций, в том числе, нефтяных, слышал, наверное, каждый.
Если говорить о втором вопросе, то будь на то воля ВИНКов, они бы и не продавали топливо конкурентам. Но государство понимает: при таком варианте на рынке труда окажутся более миллиона человек, работающие в независимых сетях. А крупные компании полностью монополизируют как оптовую торговлю, так – и розницу нефтепродуктов.
Чтобы избежать подобного развития событий государство принимает различные антимонопольные решения. Скажем, в 2013 году был выпущен приказ ФАС и Минэнерго, который обязал ВИНКи реализовывать через биржу не менее 10% произведенного ими бензина и 5% дизтоплива.
Также было заключено четырехстороннее соглашение между ВИНКами, Минэнерго, ФАС и Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржей (СпбМТСБ). В частности, нефтяные гиганты обязались не покупать друг у друга топливо в рамках основной биржевой сессии, чтобы не «разгонять» цены на внутреннем рынке. А ФАС и Минэнерго – смотреть за законностью и честностью биржевой торговли.
Но, как показала практика, ВИНКи регулярно и легко манипулируют внутренними оптовыми ценами, а ФАС предпочитает этого не замечать.
«Маленькие» хитрости нефтяных гигантов
Скажем, нефтяной компании в рамках основной сессии покупать у коллег топливо нельзя. Но можно попросить кого-то из трейдеров купить бензин для тебя, и взвинтить на торгах цену. Видит ли это ФАС? Да, но предпочитает не замечать.
А еще можно резко сократить объемы ежедневной реализации продукта. Мол, такие у нас технические сложности! И тогда завод, который обязан в месяц реализовать на бирже, скажем, 30 тысяч тонн дизтоплива, выставляет ежедневно на рынок лишь 130 тонн. Естественно, возникает дефицит, и цена стремительно растёт. Да, скорее всего, к концу месяца завод выбросит на рынок остатки нормы. Но до этого цены успеют значительно подняться.
Практически автоматом приводит к скачку цен на внутреннем рынке и резкое увеличение экспорта топлива за рубеж. Особенно, если иностранцам его продают дешевле, чем нам.
Как заявляют чиновники от ФАС, такие как заместитель руководителя ведомства Анатолий Голомолзин, они борются со «злоупотреблением доминирующим положением» ВИНКов. Но это на словах! А на деле, буквально только что, в октябре, зафиксирована очередная ситуация, когда некоторые ВИНКи продали на экспорт колоссальные объемы топлива. Причем, продали его дешевле, чем на российском рынке!
«Подушка безопасности» из кошельков россиян
Любопытный факт: когда на мировых рынках цена нефти растет, представители ВИНКов любят вспоминать о нетбеке – уровне прибыли, который бы они получили, продав бензин или дизтопливо за рубеж. И под этим соусом продавливают повышение цен внутри России.
Оставим в стороне моральную составляющую этой схемы. Но самое печальное в том, что ВИНКи вспоминают про нетбек только когда им это выгодно. Обратный принцип для них не действует: внутренние цены до уровня экспорта ВИНКи не снижают!
Получается, что какой бы ни была ситуация на мировом рынке, у наших нефтяных компаний всегда есть «запас прочности» для роста сверхприбылей: наши с вами кошельки.
Для примера, еще пару-тройку недель назад ВИНКи продавали дизтопливо своим согражданам на 6-7 тыс. рублей за тонну дороже, чем в Европу! В результате, на нашей бирже цена была такой, что независимые сети АЗС просто не могли получить хоть какую-то маржу при розничных продажах. Ведь в отличие от оптового рынка бензина – розничный ФАС контролирует жестко. Следствием всего этого кома нерешенных проблем и стало обращение РТС к Владимиру Путину.
Искусственный дефицит раскручивает цены
Как отметил президент Воронежской топливной ассоциации (ВТА) Сергей Шишлаков, региональные независимые сети АЗС полностью поддерживают обращение к президенту страны.
– Сегодня есть все экономические предпосылки для снижения розничной цены топлива. Это и мировые цены на нефть, и возможность российских НПЗ производить существенно больше бензина. Если бы не жажда сверхприбылей у наших нефтяных корпораций, бензин в России стоил бы не дороже, чем в странах Ближнего Востока, – сказал Сергей Шишлаков.
Он пояснил, что это «ВИНКи сознательно уменьшают объемы производства на нефтеперерабатывающих заводах».
– По оценкам экспертов, на НПЗ простаивает от 20 до 40% мощностей. Причина проста: если заполнить российский рынок бензином и дизтопливом, цена на них начнет снижаться. А ВИНКам это не нужно. Их цель – создать искусственный дефицит на бирже и повысить оптовые цены. Скажем, в первой половине этого года нефтяные компании сократили поставки дизельного топлива на внутренний рынок почти на 2%. И в то же время увеличили экспорт товара более чем на 5%! – рассказал Сергей Шишлаков.
«Рынок» вместо «магазина»
Что касается самого механизма формирования цен на бензин в рамках биржи, то, подчеркнул Сергей Шишлаков, «на сегодня ни о каком рынке там говорить нельзя».
– Стараниями нефтяных компаний работа биржи превратилась в фарс. ВИНКи манипулируют рынком, а ФАС закрывает на это глаза. Еженедельно собирается федеральный штаб по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов. Со стороны независимых трейдеров по всей Руси стоит стон о завышении оптовых цен! Но штаб тихо-мирно констатирует, что «запасы дизтоплива в регионах соответствуют установленным нормативам». И все! Больше никаких проблем он не замечает! – сказал президент ВТА.
По его словам, «изменить ситуацию можно».
– Вот только для этого мы должны покупать нефтепродукты на настоящей бирже, а не как сегодня – в «магазине» ВИНКов: не нравится цена, разворачивайся и уходи. Ведь, по сути, у нас всего шесть реальных продавцов, и 14 тысяч покупателей в лице независимых сетей! Это не рынок! На настоящем рынке в совершении сделки заинтересованы и продавец, и покупатель. Чтобы сформировать заинтересованность ВИНКов, надо сделать минимальным объемом реализации на бирже не 5-10%, как сейчас, а 50-60% от объемов производства НПЗ! Кроме того, ФАС должен, наконец, отреагировать на манипуляции ВИНКов и жестко их штрафовать за любые нарушения антимонопольного законодательства. Эти меры нужны не только ради сохранения малого и среднего бизнеса в отрасли. Защищать сегодня надо интересы всех россиян от безразмерных аппетитов нефтяных гигантов. Подумайте, во всем мире бензин то дорожает, то дешевеет. И только у нас цена растет исключительно вверх! Сколько это будет продолжаться?! Разве автолюбители, живущие в стране с такими недрами, не заслужили право на честные цены?! – сказал Сергей Шишлаков.
Сергей Жильцов
МК, 10:00, 01.11.2017