Воронеж. 03.11.2017. ABIREG.RU – Аналитика – Группа компаний HeadHunter (hh.ru) работает на российском рынке интернет-рекрутмента с 2000 года и является самым известным ее игроком. У компании давно устоялась репутация надежного помощника в поиске качественных кадров. С каждым годом влияние компании на рынке подбора персонала только увеличивается. Директор макрорегиона Юг компании HeadHunter Ирина Веретенникова рассказала о тенденциях на рынке труда, о новых технологиях, которые приходят в наш регион в помощь менеджерам по подбору персонала, и о планах компании на будущий год.
– Принято считать, что экономический кризис в России закончился. Как известно, в период потрясений люди лишаются работы и ищут новые рабочие места. Вы, как никто другой, можете отметить тенденции на кадровом рынке. Скажите, в какой стадии вопрос?
– Сейчас у нас всё благополучно. Кризис на рынке труда закончился, причем еще в прошлом году. Мы видим это в отражении количества вакансий и количества резюме, которые «падают» на сайт hh.ru.
Острый период был весной 2015 года, когда количество вакансий было крайне низким, а количество резюме на сайте было в разы больше, чем в аналогичные периоды предыдущих лет. Что происходило? У работодателей были проблемы в бизнесе, они сокращали персонал и не были готовы к набору новых сотрудников, соответственно, количество вакансий резко уменьшилось, а количество безработных увеличилось. Все они пришли к нам, на hh.ru, за новой работой.
В 2016 году мы увидели обратную картину – прирост резюме сократился, вернувшись к показателям докризисного периода, а количество вакансий стало резко увеличиваться. Это связано с тем, что компании вышли из кризиса и активно добирали себе сотрудников. Но мы понимали, что это не будет длиться вечно, и уже на текущий год мы прогнозировали замедление прироста вакансий. Это и произошло. Сейчас рынок вернулся в «соискательскую позицию» – когда по некоторым должностям, в первую очередь мы говорим о дефицитных специальностях, зарплатные ожидания в резюме гораздо выше, чем предложения работодателя.
Соискатели не боятся искать работу, они ищут ее в спокойном режиме и выбирают лучшие условия для себя по зарплате, по соцпакету.
– Если сравнить с докризисным периодом?
– Это были так называемые «тучные» годы, до 2014 года, когда бизнес развивался, компании могли себе позволить бесконечно наращивать зарплату, расширять соцпакет. Развернулась битва за таланты – хороших специалистов, так называемых «звезд», перекупали. Сейчас уже перекупить «звезду» очень сложно, потому что люди после кризиса аккуратней относятся к смене работы, а работодатели удерживают своих лучших сотрудников зарплатой, карьерным ростом, развитием внутри компании. Кроме того, после кризиса компании не могут наращивать большими темпами зарплаты. Поэтому работодатели сейчас в большей степени заняты не столько материальной мотивацией, сколько ищут способ нематериального стимулирования сотрудников – развивают программы, связанные с заботой о здоровье, избавлением от вредных привычек, тем самым наращивая лояльность сотрудников внутри компании за счет каких-то дополнительных программ.
– И всё же, если специалист постоянно растет, не становится ли для компании труднее его удержать?
– Чем человек профессиональнее – тем выше он себя ценит и тем больше он востребован на рынке труда. Если работодатель это понимает, он всегда найдет способ его удержать. Раньше зарплату индексировали раз в год всем сотрудникам на определенный процент. Сейчас ушли от этой схемы. Сегодня индексируют выборочно на разный процент в соответствии с КТУ (коэффициентом трудового участия). Если это прозрачно для других сотрудников, то это не обидно, а является стимулом для всех остальных работать эффективнее, включаться в эту хорошую гонку. Всегда сложно удержать хорошего специалиста, потому что сильный профессионал про себя знает: если он эффективен здесь, то будет полезен и в другом месте.
Каждая компания по-своему справляется с расчетом вознаграждения. Объединяет их одно: определяя размер заработной платы, работодатель всегда оглядывается на конкурентов. Так, сервис «Банк данных заработных плат» HeadHunter позволяет оперативно найти информацию по зарплатам, структурированную по профессиональным областям и уровням.
– Какие еще есть тенденции на кадровом рынке прямо сейчас?
– Интересное наблюдение последнего лета касается выпускников вузов. Если раньше диплом защищали и в июле уже начинали искать работу, то сейчас выпускники в это время отдыхают. Они начинают раскачиваться в поиске работы к концу сентября – в октябре. Тогда как специалисты с опытом работы ищут работу и летом.
– Когда мы общаемся с бизнесменами, они часто критикуют наше образование, которое не готовит кадры под ключ – людей нужно доучивать на месте. Как вы полагаете, это справедливо?
– Я полагаю, что это единственный для всех выход. Вуз сейчас не всегда себя оправдывает в плане подготовки готовых кадров. С техникумами, кстати, всё обстоит гораздо лучше. Там профессия осваивается прямо на рабочих станках. В вузах ситуация сложнее. Вузы не могут быстро обновить свою учебную программу, возрастным преподавателям сложно перестроиться. Если раньше преподаватель был основным источником информации, к нему приходили за знаниями, то сейчас он может дать только базовую часть информации, которую можно и самому найти в интернете. Сейчас задача преподавателя – рассказать то, что он знает, и заинтересовать обучаемого искать больше информации.
– Вы считаете, что из Интернета берут информацию именно по профессии?
– Да, так в библиотеке онлайн-курсов «Академия» HeadHunter «прокачивают» профессиональные навыки. Там разные тематики – HR, маркетинг, личностный рост, ИТ. Изначально это ресурс выстроен для обучения сотрудников в компаниях. Специально для этого мы создали пять форматов обучения: видеокурсы, анимированные презентации, бизнес-английский, бизнес-кейсы (аналог компьютерной игры), диалоговые тренажеры для менеджеров по продажам. Но оказалось, что человек самостоятельно тоже хочет развиваться. И у Академии HeadHunter появился отдельный вход для соискателей, физлиц. Почему востребованы онлайн-ресурсы? Потому что не хватает знаний, которые дает вуз. Если человек заточен на собственное развитие себя как профессионала, он должен находиться бесконечно в потоке новой информации.
Бизнес очень быстро меняется. Новые технологии появляются каждый день.
– Кстати о развитии. Каких основных показателей и целей планирует добиться ваша компания в текущем году?
– У нас цель одна – быть лидером рынка и отвоевывать всё большую долю. У нас это получается с успехом. Мы смотрели показатели прошлого года – в 2016-м мы занимали 52% рынка онлайн-рекрутмента. В этом году доля уже выросла – мы темпов не снижаем!
– Что вы для этого делаете?
– Мы создаем автоматизированные HR-решения по всем направлениям. К примеру, запустили систему Talantix. Это удобная система для работы с персоналом, которая включает раздел подбора персонала со структурированными этапами и статистикой, раздел оценки кадров с помощью нашего сервиса «Оценка талантов». В будущем к ней так- же будет подключена система обучения через Академию HeadHunter. Система Talantix будет также помогать в бережном сопровождении сотрудника на испытательном сроке и собирать информацию по компенсациям и льготам, составляющим системы мотивации сотрудников. Мы становимся не просто сайтом для подбора персонала, а порталом для автоматизированного решения всех HR-задач. Наши цели глобальные – дать не просто инструменты для поиска сотрудников, а все автоматизированные инструменты для работы с кадрами.
– Как это отразится на рынке подбора персонала?
– Ускорится процесс поиска. Если сейчас поиск сотрудника занимает от двух недель до трех месяцев, то с применением чат-ботов и лидогенерации, помогающих рекрутерам, время закрытия вакансии сократится. Это хорошо и для работодателя, и для соискателя.
– А для рекрутеров?
– Для рекрутера исчезнет рутина. За него всё сделает автомат и выберет лучшее предложение. Более того, первичные собеседования будет проводить робот, так уже происходит. Будущее – за такими решениями.
HeadHunter – ведущая российская компания интернет-рекрутмента, развивающая бизнес в России, Украине, Белоруссии и Казахстане. Основана в 2000 году. Крупнейший актив компании – сайт для успешной карьеры hh.ru, обладающий базой в 483 тыс. актуальных вакансий и 26 млн резюме. Каждую неделю через hh.ru компании приглашают на собеседование 952 тыс. человек. В апреле 2015 года сайт SimilarWeb поставил HeadHunter на третье место в мире по популярности среди порталов по поиску работы и сотрудников.
Текст размещен на сайте ВЛАСТЬ-БИЗНЕС.РФ.