Воронеж. 09.11.2017. ABIREG.RU – Эксклюзив – После нескольких кризисных лет черноземный бизнес вновь оживился и нуждается в средствах для развития, при этом банковские инвестиционные предложения пока остаются достаточно дорогими – от 10% до 20% годовых. Начальник управления продаж «Рынки долгового капитала и структурных инструментов» Московской биржи Андрей Бобовников отмечает, что кредит – это не единственный доступный способ получить необходимое финансирование. О том, как найти средства дешевле, чем в банке, и на что могут рассчитывать не самые большие региональные компании, эксперт подробно рассказал «Абирегу».
– Андрей Игоревич, сейчас бизнес готов расти, какие инструменты может им предложить Московская биржа?
– Действительно, объем кредитов растет: у бизнеса есть потребность в долговом финансировании. Но банковское кредитование – не единственный вариант, если у компании есть потребность в долговых ресурсах. Рынок облигаций также является мощнейшим источником финансирования.
В первую очередь хотел бы сказать о том, как сопоставляются эти два инструмента – банковский кредит и облигационный заём. Наверное, неправильно было бы противопоставлять их друг другу. Скорее, это взаимодополняющие инструменты. Но облигации – это более продвинутый инструмент, который позволяет проводить гибкую финансовую политику и влиять в том числе на общение с банками по поводу обычных кредитов. Как правило, благодаря облигациям можно привлечь средства на более выгодных условиях, в том числе в плане процентных ставок. С чем это связано? Источником банковских кредитов является кредитная организация, кроме банка, кредит никто не даст, в случае с ценными бумагами кредиторами могут выступать управляющие компании, в ведении которых находятся пенсионные или страховые средства, другие предприятия, у которых есть излишки ликвидности, а также физические лица.
– Каковы основные преимущества облигаций перед банковскими кредитами?
– Основное преимущество – это отсутствие залогового обеспечения. Очень редко банки дают кредиты и не берут в залог здания, оборудование, товары в обороте. Облигации, как правило, выпускаются без такого рода обязательств. Кроме того, банк, как единственный кредитор, имеет определенную переговорную позицию по отношению к компании. Когда всё хорошо, эти отношения достаточно радужные, банк с удовольствием продлевает кредит, дает новый. Если конъюнктура меняется, если у банка становится не очень хорошо с ликвидностью, то заемщику могут начать выкручивать руки. Облигации привлекают многих кредиторов, и консолидированно выступить против заемщика им затруднительно.
Помимо этого, банки могут выдавать кредиты по привлекательной ставке, но при этом навязывать другие продукты: более маржинальные и менее выгодные для компании. Например, зарплатный проект или что-то подобное.
– Для каких отраслей экономики облигации могут стать спасением?
– Рынок облигаций активно используется компаниями разных отраслей российской экономики, в том числе строительной отрасли. Конечно, пока в основном это достаточно крупные компании, такие как группа «ЛСР», «Эталон», ГК «Пионер», но на рынок выходят и компании не такого большого размера, в том числе и региональные: например, казанское АО «Артуг» вышло с займом 500 млн рублей. Это тоже сигнал к тому, что многим компаниям стоит задуматься о выходе на рынок облигационных займов. Помимо этого, изменения в законодательстве, которые приведут к отказу от долевого строительства, будут подталкивать именно к такому формату развития.
– Какие отрасли чаще всего размещают свои облигации?
– Если говорить об отраслевой структуре, то большую часть занимают банки. Так сложилось исторически – у банков в финансовой области была более продвинутая экспертиза. Они первыми вышли на этот рынок: многие банки знают, как организовать заём, и плюс к этому имеют кредитные рейтинги от рейтинговых агентств. Тем не менее вовлекаются в рынок облигаций всё больше компаний и реального сектора. Если абстрагироваться от банков, то в остальном структура облигационного рынка повторяет структуру российской экономики. Здесь нефтегазовая отрасль, энергетика, связь, металлургия, строительство тоже представлено. Мы рады видеть у нас всё новые и новые компании-эмитенты. Черноземье на рынке облигаций представлено в основном металлургией (например, ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат») и сельским хозяйством (АО «Авангард-Агро»).
– Какие требования предъявляются к компаниям, которые собираются разместить облигации?
– Существует несколько признаков, которые позволяют задуматься о том, что компании пора выходить на рынок облигаций. Не надо искать все признаки, достаточно нескольких. Но сразу отмечу: рынок облигаций не подходит для стартапов, он подходит тем, у кого есть финансовые потоки. Объем тоже должен быть достаточно существенным, но всё обсуждается индивидуально. Наверное, порядка 2 млрд рублей выручки в год – это то, вокруг чего можно построить какой-то диалог. Если это 100 млн рублей, то скорее нет. Если 1,5 млрд рублей, скорее да, можно побеседовать. Кроме того, структура компании должна быть достаточно понятна. Если у компании бизнес разбит на десятки юридических лиц, то, наверное, выходить на рынок с такой структурой не стоит. Надо сначала провести определенную подготовительную работу и собрать бизнес в идеале на одном юридическом лице, чтобы инвесторы понимали, что компания, выпускающая облигации, располагает финансовыми потоками и никуда не денется.
Еще один момент: должно быть понятно, кто владеет компанией. Это тоже очень важно инвесторам. Если владелец скрыт за цепочкой офшоров, то инвесторы наверняка будут чувствовать себя некомфортно, давая деньги неизвестно кому. Об этом тоже надо подумать, выходя на рынок. В общем и целом хотелось бы сказать: если есть желание выйти на публичный рынок, придется рассказать о себе – и довольно много, но если компания настроена на последовательное развитие, если ее стратегия направлена на рост, то эти моменты не должны пугать. Чем больше ты расскажешь рынку о себе, тем дешевле получишь деньги, тем больше будет инвесторов.
– Помимо этого, Московская биржа при выпуске предполагает наличие кредитного рейтинга...
– Кредитный рейтинг – это требование больше для крупных эмитентов, поскольку его получение стоит определенных денег. Если мы хотим привлечь банковские и пенсионные деньги, то рейтинг определенного уровня придется получить. Здесь пугаться тоже не надо. Для более мелких компаний целью будут именно физические лица, которые сейчас хранят на депозитах около 22 трлн рублей. Даже если мы нашли нескольких инвесторов-физлиц, которые хорошо знают эту компанию, для них это тоже будет удобным способом поучаствовать в финансировании. Тем более что купонный доход не облагается налогом.
– Какие основные инструменты может предложить Московская биржа?
– Первое – это классические облигации. Они так называются, потому что с них начинался рынок облигаций в России. Их характерная особенность – регистрация выпуска Банком России. Сегодня это удел скорее выпусков с какой-либо экзотикой в своей структуре. Или там может быть какой-либо залог, или секьюритизация, или они размещаются по закрытой подписке. Сейчас большая часть инструментов, где-то 90% по объему, – это биржевые облигации. Биржевыми они называются, потому что их регистрирует Биржа, то есть мы. Причем в последнее время мы можем регистрировать не только выпуски эмитентов, у которых уже есть ценные бумаги, мы можем регистрировать выпуск и дебютных эмитентов. Если компания нашла те признаки, о которых я говорил ранее, то идти в Банк России совершенно необязательно. Достаточно позвонить нам. В результате диалога мы поймем, готова компания к выходу на рынок или нет.
Подчеркну, что сейчас для эмитентов есть возможность при определенных условиях не готовить проспект. Это тоже упрощает выход компании на рынок. Более того, есть сложившаяся индустрия организаторов размещения облигационных выпусков. Есть много организаторов, которые очень хорошо владеют «кухней», они готовы через всё это провести эмитента без особых проблем.
– Многих эмитентов пугает эмиссионная документация – объемы работы довольно внушительны...
– Программа биржевых облигаций, которая родилась в процессе упрощения эмиссии, позволяет эмитенту провести большой объем работы в отношении облигационного выпуска, но только один раз. Все последующие выпуски можно выводить на рынок за считанные дни. Да, она действительно выглядит устрашающе. Иногда это внушительные кипы бумаг с информацией, но, по нашим данным, где-то 95% информации повторяется от эмитента к эмитенту. Чтобы упростить всю эту не очень содержательную работу, мы сделали на сайте конструктор эмиссионных документов. Когда мы понимаем, что компания является потенциальным эмитентом, серьезно хочет выйти на рынок, мы в личном кабинете предоставляем эмитенту возможность заполнить несколько граф, которые касаются конкретного эмитента и конкретного выпуска, и вся документация готовится автоматически. Это позволяет избежать многих ошибок и сохраняет нам время.
Помимо этого, при дебютных эмиссиях особо никаких требований нет. Если вы проходите с нами собеседование и мы соглашаемся, что компания может выпускать облигации, то ничего замысловатого делать не придется. Еще одно действующее лицо, которое понадобится дебютному эмитенту, это представитель владельцев облигаций. Здесь тоже сложившаяся индустрия, у Банка России есть список где-то из 50 организаций, подобрать представителя владельцев не составит большого труда. Для чего нужен этот институт? Его прототипом послужил мировой опыт – на рынке еврооблигаций есть институт трасти. Это лицо общается с эмитентом от имени всех держателей облигаций, чтобы доносить до него консолидированную позицию. Как правило, это необходимо, когда наступает случай, если эмитент не хочет платить, этот представитель может пойти в суд или полюбовно договориться с эмитентом. Институт создан для удобства инвесторов и эмитентов, он делает наш рынок более цивилизованным.
– В настоящее время на Московской бирже торгуются лишь несколько воронежских компаний. Как вы считаете, в перспективе ожидается увеличение их числа?
– К сожалению, в настоящее время облигации воронежских эмитентов на Московской бирже не торгуются, за исключением бумаг самой Воронежской области. Был опыт размещения облигаций ООО «Воронеж-Аква Инвест» (структура ООО «Группа «Воронеж-Аква»), но сейчас они погашены. Тем не менее перспективы выхода воронежских компаний на рынок есть: в области более 100 компаний, годовая выручка которых превышает 2 млрд рублей, Банк России совместно с нами постоянно упрощает процедуру эмиссии, снижаются процентные ставки, всё шире в торговлю облигациями вовлекаются физические лица. Все эти факторы способствуют тому, чтобы на рынок облигаций выходили не только федеральные, но и региональные предприятия.
– Есть ли у Биржи какие-либо специальные инструменты для небольших компаний, которые позволят получить доступ к выпуску облигаций?
– Например, предоставление региональной гарантии по облигациям предприятий области может существенно повысить инвестиционную привлекательность таких бумаг. Но региональные органы власти такие гарантии предоставляют достаточно редко, в силу того, что они отражаются в долговой книге региона и ухудшают долговые показатели. Примеры облигаций с гарантиями в Центральном регионе были в основном в Московской области, но они сейчас не обращаются.
В настоящее время Московская биржа работает над проектом по созданию доступа к торгам малых и средних предприятий. Появилась возможность размещения облигаций без подготовки проспекта, постоянно упрощается процедура эмиссии, создан сектор роста, эмитенты которого будут пользоваться определенными льготами. Будем рады видеть среди эмитентов компании Черноземья.