Воронеж. 22.11.2017. ABIREG.RU – Аналитика – Ил-112В можно назвать «трудным ребенком» воронежского авиазавода (ПАО «ВАСО»): самолет, разработки которого ведутся не первое десятилетие, с 2005 года не может выкатиться из цехов. При этом руководство АО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) и некоторых министерств в очередной раз закрывает глаза на явное несоответствие самолета требованиям российского рынка. Сейчас завод стремится в кратчайшие сроки «слепить» первое воздушное судно из того, что есть. «Абирег» попытался выяснить, сможет ли ВАСО перечеркнуть серию неудач самолета и сделать действительно востребованный продукт.
Ил-112В в 1990-х разрабатывался на средства конструкторского бюро АО «Авиационный комплекс им. Ильюшина» («Ил»). Первоначально борт планировался как пассажирский, серийное производство должно было запуститься в Башкирии на средства от продажи местной нефти. Однако планы реализованы не были, и позже проект «переехал» на ВАСО в виде транспортного самолета для нужд госструктур.
По данным отраслевого агентства «АвиаПорт», в декабре 2003 года с «Ил» был подписан госконтракт на выполнение опытно-конструкторских работ самолета. Тогда генеральный директор комплекса Виктор Ливанов рассказал, что первый опытный Ил-112В будет построен в 2006 году. Бывший командующий Военно-транспортной авиацией России, генерал-лейтенант Виктор Денисов заявлял, что в 2007 году уже появится установочная партия. Госфинансирование предусматривалось по программе вооружений до 2020 года, а самолет находился в плане гособоронзаказа до 2015 года.
Однако сроки неоднократно переносились, и первый опытный образец не был собран и в 2010 году. В августе 2010 года Минобороны, до этого потихоньку урезающее денежный поток, полностью прекратило финансирование проекта, а после и вовсе предложило КБ Ильюшина изготовить образцы на собственные средства – тогда на четыре изделия требовалось порядка 800 млн рублей.
В мае 2011 года проект вновь был закрыт за ненадобностью. Главный заказчик ВАСО – Минобороны – решил не заморачиваться с разработкой Ил-112В и удовлетворил свою потребность в легких транспортных самолетах за счет нескольких Ан-140, разработанных на украинском госпредприятии «Антонов».
В очередной раз вопрос о необходимости доведения до логического завершения разработки многострадального самолета поднялся только в 2013 году. Потребность в этом самолете для российского рынка, можно сказать, искусственно сформировалась за счет ухудшения отношений с Украиной.
Как отмечает исполнительный директор «АвиаПорта» Олег Пантелеев, сейчас у госструктур альтернатив Ил-112В нет и в любом случае не будет. При этом для коммерческих эксплуатантов в ближайшие годы он не актуален, так как сначала производитель должен удовлетворить потребности Минобороны и, возможно, других госзаказчиков. «Кроме того, для гражданской авиации потребуется версия с измененным составом оборудования, эту версию нужно будет создать и сертифицировать, – пояснил эксперт. – Однако основной вопрос заключается только в том, насколько быстро удастся организовать производство».
Новый контракт на опытно-конструкторские работы Минобороны и «Ил» подписали в декабре 2014 года. Примерно в то же время замминистра обороны Юрий Борисов поспешил сообщить, что свой первый полет Ил-112В совершит уже в 2017 году, а в 2019 году начнется серийное производство.
При этом некоторые эксперты признают, что Ил-112В уже давно стал «вчерашним днем». С теми задачами, которые будут под силу разработанному около 25 лет назад Ил-112В, вполне справляются современные вертолеты, такие как Ми-382.
Казалось бы, самолет, проектная документация которого пылилась с конца прошлого века, наконец-то должен увидеть свет. В феврале 2016 года господин Борисов в ходе посещения ВАСО доложил, что все работы идут по плану. «С середины 2017 года должен осуществиться первый полет. По докладам военных представительств, пока ситуация под контролем – всё идет по графику», – рассказал замминистра.
При этом сроки «выкатки» были сорваны уже в 2017 году. По данным ОАК, первый опытный образец Ил-112В в феврале этого года поступил в цех окончательной сборки. Первый полет, который должен был быть совершен «не позднее» 30 июня 2017 года, так и не произошел, а на авиасалоне «МАКС-2017» президент ОАК Юрий Слюсарь заявил, что испытания сдвигаются на 2018 год. Вместе с тем появилась информация, что задержка связана с поставкой бортового оборудования и вносимыми «на коленке» изменениями в конструкцию машины.
Источник «Абирега», знакомый с ситуацией, подтвердил, что разработка Ил-112В сильно затруднена: постоянно происходит срыв сроков из-за низкого качества проектной документации и чертежей, где очень много ошибок. Поэтому весь процесс сборки идет «вкривь и вкось». В связи с задержками, в настоящее время речь может идти о переносе первого полета на март-апрель 2018 года.
В августе текущего года, во время визита вице-премьера Дмитрия Рогозина на ВАСО, авиастроители слегка слукавили и сообщили, что, несмотря на проблемы с поставками, укладываются в сроки. Вероятно, на предприятии просто забыли, что на тот момент самолет уже два месяца как должен был осуществить первый полет. Также господин Рогозин заверил, что все подготовительные работы к испытаниям уже почти завершены.
Тогда же были озвучены грандиозные планы ОАК по выпуску Ил-112В: Юрий Слюсарь заявил, что в ближайшие годы ВАСО произведет около 300 бортов. Но сможет ли воронежское предприятие справиться с такой установкой – это большой вопрос.