В 1988 году на большие экраны вышел мультфильм «Котенок с улицы Лизюкова», который сделал отдельно взятую воронежскую улицу всесоюзным (а потом уже и всероссийским) мемом. Мультипликационный фильм был создан выдающимся советским режиссером Вячеславом Котеночкиным. Почти 30 лет спустя, в 2017 году, увидело свет продолжение полюбившейся нескольким поколениям зрителей истории про Василия – «Котенок с улицы Лизюкова-2». Над этим, а также и другими интересными проектами работали мультипликаторы воронежской студии Wizart Animation.
От разработки игр до создания мультфильмов
Компания Wizart (от слов «wizard» – маг, волшебник и «art» – искусство) занимается «производством высококачественных семейных анимационных фильмов и мультипликационных сериалов» с 2012 года.
«На начальном этапе своей деятельности студия носила название «Бурут» и специализировалась на разработке компьютерных игр. Затем, с ростом популярности торрентов, продажи игр упали, и тогда в студии решили сосредоточиться на производстве видеоконтента», – рассказывает руководитель Wizart Animation School Алексей Богатырев.
Сразу же после смены формата воронежцы сделали проект под названием «Последний человек Атлантиды», но ввиду разных причин ему так и не удалось увидеть свет. Однако уже следующий мультфильм – «Снежная королева» – получил признание аудитории и стал отправной точкой деятельности студии в новом качестве.
На сегодняшний день компания насчитывает несколько подразделений: Wizart Animation (сама студия, на которой создаются анимационные мультфильмы), Wizart Series (находится в Москве и отвечает за анимационные сериалы для TV и Digital-платформ), Wizart Distribution (отвечает за дистрибуцию и международное продвижение всех фильмов компании и еще одной российской студии «Мельница») и Wizart Animation School (школа, где преподают курсы анимации).
А дома лучше
Как видно, Wizart «живет на два дома» – и в Воронеже, и в Москве. Но, несмотря на то, что компании удалось пустить корни в столице, руководство студии не торопится «с концами» переезжать в, казалось бы, более перспективный регион.
«Вы не задумывались, почему в Москве не сделали ни одного большого 3D-проекта? Денег там много, но в Москве очень сложно удержать коллектив на долгое время», – рассуждает руководитель студии Wizart Animation Владимир Николаев.
То, что основные подразделения компании расположены в столице Черноземья, является для нее большим плюсом: 85% ключевых сотрудников, работающих в студии еще с «игровых» времен, это местные специалисты («взрослые люди с устоявшейся жизнью», как охарактеризовал их Владимир Николаев). К тому же, Wizart создает хорошие условия труда для приезжих – снимает жилье и помогает с документами. Ввиду этого конкурентного преимущества студия не испытывает недостатков в иногородних кадрах. Например, один из сотрудников Александр Кыштымов, преподаватель школы анимации Wizart, со всей семьей перебрался в Воронеж из Екатеринбурга по приглашению компании несколько лет назад.
Стоит отметить, что желающих рисовать мультфильмы в составе воронежской студии находят не только в российских городах, но и за рубежом. В основном, это талантливые самоучки.
«Год от года уровень новичков особо не меняется, в то время как уровень проектов постоянно растет. Поэтому брать на работу неподготовленных людей становилось невыгодно. И, исходя из этих соображений, в 2013 году при ВГУ была открыта школа анимации», – говорит руководитель Wizart Animation School Алексей Богатырев.
Всего в компании трудится около 260 человек, треть из которых – выпускники курсов.
«Нас поддерживает губернатор Алексей Гордеев. Это приятно, когда тебя воспринимают не как нечто инородное, а как сообщество, которое во всех смыслах этого слова украшает Воронеж», – делится Владимир Николаев.
А московское отделение, насчитывающее около 90 сотрудников, занимается продвижением продукции компании на Западе. В данный момент Wizart Series работает над первым анимационным российско-испанским сериалом «Йоко».
Развивает российскую анимацию
«Однажды к нам приезжал аниматор из Disney и рассказывал, что DreamWorks ничего не умеют, у них «корявая» анимация. Но при этом «Шрек» пользуется бешеной популярностью. То есть люди из DreamWorks показали, что можно не иметь огромного бюджета, не уметь делать колоссально отточенную анимацию, но при этом снимать хорошее кино», – вспоминает сценарист и режиссер студии Алексей Цицилин.
Режиссер отмечает, что Wizart пока не имеет возможности «делать какие-то вещи в техническом плане», поэтому в студии компенсируют этот недостаток тщательной проработкой сюжета. А она зависит всего от нескольких человек – сценаристов, режиссера и продюсера. И воронежские специалистам всякий раз с блеском удается вывести сюжет каждого нового творения на уровень крупных студий.
Руководитель Wizart Animation Владимир Николаев отмечает, что в компании могли бы пойти простым путем по примеру индийских и китайских мультипликаторов, то есть брать заказы в Штатах и Европе на аутсорсинг. Однако в Wizart приняли решение не поддаваться соблазну, а развивать отечественную анимацию. Это обстоятельство и позволило студии заручиться поддержкой Фонда кино – доля его средств составляет в бюджете компании от 30 до 50%.
«За финансированием мы обращаемся раз в год, вместе с другими студиями участвуем в открытом питчинге. Величина поддержки зависит и от того, как высоко оценят проект эксперты», – поясняет Владимир Николаев.
Серьезная конкуренция
К слову сказать, продолжение всем известного мультфильма про котенка – далеко не единственное творение студии. Вышедшие ранее три части «Снежной королевы», а также «Волки и овцы: бе-е-езумное превращение» не только стали настоящими жемчужинами отечественной мультипликации, но и заняли достойное место в зарубежном прокате. Именно Wizart Animation сделали анимационные фильмы сильнейшим экспортным продуктом столицы Черноземья. Что неудивительно. Поскольку по версии авторитетного журнала Animation Magazine студия входит в ТОП-25 наиболее перспективных мировых компаний отрасли.
Но если вспомнить первый оглушительный успех, то он пришел три года назад – компании удалось продать права на прокат «Снежной королевы» и «Снежного короля» (продолжение «Снежной королевы») на Каннском кинофестивале. До того момента отечественные мультипликаторы не могли похвастаться ничем подобным.
«Снежный король» нашел покупателей из Китая, Канады и других стран. А «Снежная королева» вышла на экраны в том же Китае, Чехии, Словакии, Канаде, Малайзии и Филиппинах. Мультфильм стал первым отечественным анимационным проектом, который заинтересовал дистрибьюторов сразу нескольких стран.
«Снежная королева-3» стоила примерно 360 миллионов рублей. А в целом большая часть расходов студии идет на производство фильма, небольшая часть бюджета тратится на привлечение голливудского гостя - композитора или сценариста. Довольно скромный размер имеют расходы на озвучку. На русских звезд и запись саундтрека, даже оркестрового, уходит порядка 2% бюджета. Если же привлекаются американские звезды – около 7%», – рассказал Владимир Николаев.
Размер вложений компании увеличивается от проекта к проекту. Но, по словам Владимира Николаева, говорить о том, что ее сотрудники купаются в золоте, нельзя – приходится серьезно конкурировать (в основном, с американцами).
Большое будущее
Несмотря на отсутствие баснословных прибылей, Wizart твердо стоит на ногах и продолжает успешно развиваться. В этом году Фонд кино оказал поддержку двум проектам компании - «Волки и овцы 2» и «Снежная королева 4». Оба мультфильма получили высокую оценку специалистов Сценарной рабочей группы и Экспертного совета Фонда.
Кроме того, компания планирует возвести в столице Черноземья «Дом анимации», который будет включать в себя тематический музей, анимационную школу, а также общежитие для сотрудников студии и офис компании, рассчитанный на 300 человек. Руководство Wizart Animation обратилось к губернатору с просьбой предоставить под строительство здания земельный участок.
По словам Владимира Николаева, анимационные курсы смогут посещать взрослые и дети, а преподавать там будут сотрудники Wizart Animation и специалисты воронежских вузов: ВГТУ и художественного училища. Настоящим событием обещают стать визиты сотрудников студии Disney – этим признанным профессионалам своего дела определенно есть что рассказать и показать будущим создателям мультфильмов.