На конгрессе представители компаний X5 Retail Group, Faberlic, Cainiao (логистического оператора Alibaba) и DHL Parcel Russia обсуждали логистическую революцию, которая разворачивается на наших глазах после того, как мировой лидер интернет-торговли – компания Amazon роботизировала свои склады. Сложно представить, но на складах Amazon «трудится» больше ста тысяч логистических роботов.
Зачем они приняли решение роботизировать склады? Что это – гонка за новыми технологиями или дальновидная стратегия с существенным экономическим эффектом? Обратимся к истории вопроса.
Мировые онлайн-ритейлеры несут огромные потери на логистике. Только в прошлом году убытки Amazon составили порядка $7 млрд. Как признаются другие ритейлеры, затраты на хранение и доставку существенно превышают выручку от этой доставки.
Одновременно нарастает интенсивность товарооборота в онлайн-ритейле. В день распродаж 11 ноября на сайтах группы Alibaba только за сутки было оформлено 267 млн заказов. А в это время в России в онлайн-магазинах оформляется только 400 млн заказов в год. Для сравнения: в Великобритании, где население составляет менее половины населения России, в прошлом году был оформлен 1 млрд заказов.
И единственным способом выхода из этой ситуации является полная смена технологической платформы складской деятельности, включая роботизацию и диджитализацию.
Даже те традиционные компании, которые воспринимают роботизацию отдаленной перспективой, тем не менее развивают сервисы, связанные с исключением «человеческого фактора» не только на складах, но и в сфере взаимодействия с получателем и промежуточными поставщиками. Например, компания DHL начала внедрять в Европе систему доставки посылок в багажник автомобиля без присутствия человека. Согласитесь, удобно, когда не нужно ждать курьера или самому добираться до склада «самовывоза». Еще один пример изменения в логистике привел Станислав Наумов, директор по взаимодействию с органами государственной власти и член правления группы X5 Retail Group (российская компания, которая управляет гипермаркетами «Карусель», супермаркетами «Перекресток» и универсамами самообслуживания у дома «Пятерочка»). Он отметил: «У нас 12 тыс. магазинов в 61 субъекте Российской Федерации. И мы ведем эту работу, базируясь на 37 распределительных центрах, тех самых складах, куда приезжает машина с продукцией наших партнеров-производителей и откуда в эти 12 тыс. магазинов дальше едут наши автомобили».
Чего достиг Amazon после внедрения роботов на части своих складов? Сокращение одного рабочего цикла с 60–75 до 15 мин. Сокращение операционных расходов на содержание складов на 20%, то есть $22 млн для каждого складского центра Amazon в год (а таких центров Amazon только в 2016 году открыл 26). Увеличение на 50% количества товаров на одном складе, который позволяет обслуживать эта система.
Переход к роботизированным складам – общемировая тенденция, вызванная необходимостью ускорения логистических процессов на огромных складах, где человеческие возможности, даже усиленные технически, похоже, достигли предела. Управление товарными запасами с помощью роботизированных систем исключает ошибки и аварии, не говоря уже об экономическом эффекте. Потенциал такой логистики огромен – сегодня это один из лучших примеров интернета вещей, приспособленного к настоящему, серьезному и нужному делу, что подтвердил в своем выступлении Алекс Васильев, глава российского представительства Cainiao, логистического оператора группы Alibaba: «Cainiao – это прежде всего платформа больших данных.
Мы не занимаемся физической логистикой, мы выстраиваем сеть из партнеров, которые обеспечивают нам логистические услуги от фулфильных заказов, непосредственно их исполнения до их доставки, последней мили.
На сегодняшний день мы обрабатываем порядка 75 млн отправлений в день и являемся, возможно, крупнейшей логистической компанией в мире.
Для обеспечения нужд группы своими силами потребовалось бы около 5 млн курьеров. Это масштаб, при котором управлять собственной логистикой не имеет смысла».
И если кому-то кажется, что роботы заместят человека и вырастет безработица, мировая практика говорит об обратном. Повсеместная роботизация складов открывает новые рабочие места в области программирования, сервисного обслуживания, интеграции и программного обеспечения как роботов, так и складских систем.
Об этом сказал еще один участник круглого стола Владислав Даванков, вице-президент компании Faberlic: «Мы российская компания, в этом году наша выручка – 38 млрд рублей. 30 млн заказов, 40 стран. Основной бизнес в России, 65-70%. Миллион консультантов в России. 5 тыс. пунктов доставки посылок. 15 складов в России собственных РРЦ. Первый приоритет у нас сейчас – оцифровка всех данных. При инвестировании в логистику, в МС системы хранения товаров, где у нас уменьшается количество кладовщиков, там у нас всегда увеличивается количество IT-менеджеров, которые обслуживают эти системы».
По общему мнению представителей компаний X5 Retail Group, Faberlic, Cainiao и DHL Parcel Russia, до момента, когда массово начнется смена технологической платформы в логистике в России, осталось от двух до четырех лет. В то время как в США она началась около 10 лет назад, а в Китае – 5 лет назад.
Сегодня в мире можно насчитать более 30 производителей логистических роботов, и отрадно, что Россия не исключение в этом списке. Уже в ноябре следующего года стартуют продажи первого российского логистического робота RONAVI, который создается в наноцентре «Техноспарк» (Троицк, «новая Москва»).
Елена Домина
Известия, 14:43, 21.12.2017