Воронеж. 26.12.2017. ABIREG.RU – Эксклюзив – Группа «Абирег» продолжает подводить итоги уходящего 2017 года. О том, какими они оказались для мэрии Воронежа, зачем отдавать переход у цирка в концессию и что увидел в одном из парков города блогер Илья Варламов, в эксклюзивном интервью «Абирегу» рассказал вице-мэр Алексей Антиликаторов.
– Алексей Александрович, расскажите о главных итогах работы курируемых вами подразделений мэрии в 2017 году.
– Начну с экологии. В этом году мы открыли 16 новых зеленых общественных пространств – это парки, скверы. Завершили вторую очередь реконструкции сквера «Чайка», при поддержке «Сибура» организовали в парке «Алые паруса» площадку для уличного баскетбола, аналогов которой в России на самом-то деле и нет. Кроме того, мы изменили методику вырубки зеленых насаждений: в этом году сбор за соответствующую муниципальную услугу – как с точки зрения законной вырубки, так и с точки зрения компенсационной высадки – составил 174% к прошлогоднему. Конечно, это всё рутина для обывателя, но эта рутина дается непросто.
По демонтажу киосков, которым занимается управление административно-технического контроля, также идет превышение планов в процентном соотношении. Под конец этого года я наконец-то могу сказать, что «трехголовая гидра» побеждена. Нам осталось снести порядка 240 киосков. Большинство из них – в подземных переходах.
Большие успехи у нас по контролю за самовольным строительством. Растет объем и судебной работы, и принуждения застройщиков к соблюдению земельного и строительного законодательства. Если говорить о трехлетнем периоде, то рост составляет 1000%.
– В денежном выражении?
– В юридическом, не всё меряется деньгами. Направить строительную деятельность в законное русло – это тоже дорогого стоит. Когда в частном секторе перестают появляться подснежники-мойки, когда крупные застройщики наконец начинают мыть колеса технике, которая выезжает со строительных площадок. Это всё мелочи, но в мелочах формируется облик города.
Для управления предпринимательства самым значимым достижением в этом году стала работа с ярмарками. Практически все они – 49 штук – реконструированы, приведены в новый формат, поставлены на коммерческие рельсы в части уплаты платежей в бюджет. До этого, как вы знаете, они были бесплатными и всего на один год. Также было произведено актирование всех НТО – более 2 тыс. нестационарных торговых объектов, что, в принципе, последний раз делалось года четыре назад.
Успехи управления муниципального жилищного контроля опять же незаметны с точки зрения общественности, но интересны с точки зрения цифр. В 2017 году в наш адрес поступило 2,9 тыс. обращений, по которым мы провели порядка 2,2 тыс. проверок, то есть в 80% случаев. В 97% из них наши предписания выполнены в срок, нарушения – лампочки не горят, батареи не греют, лифты не ездят – устранены. При этом мы смогли обеспечить перерасчет неправильных начислений на сумму порядка 1,7 млн рублей.
– Вы говорите, что «гидра» незаконных НТО побеждена, но при этом несколько сотен нарушений по-прежнему есть. Сколько же их было на начало года?
– Три года назад было 2,5 тыс. штук, на начало года – 800. При этом незаконные объекты появляются вновь, но их количество минимально. Люди поняли, что это бесперспективно.
Много незаконных НТО появляется при расторжении договоров с ярмарками – они автоматически включаются в этот список. Есть еще торговля алкоголем – тоже автоматическое расторжение. В этом году мы нашли 49 таких киосков. Я считаю, что в следующем году мэрия полностью закроет эту тему. И отныне демонтажем НТО, коль скоро проблема будет решена, станут заниматься управы городского округа.
– Почему за год так и не удалось избавиться от Димитровского рынка?
– Рубить сплеча всегда легко. На самом деле, мы прислушались к предпринимателям. Попробуем рассмотреть возможности их законного размещения. Это довольно-таки сложно в силу требований антитеррористического законодательства (рядом расположен автовокзал), с учетом соблюдения правил землепользования и застройки, с учетом коммуникаций, которые проходят под рынком. Но глава города поставил задачу до конца февраля решить: или да, или нет.
Безусловно, даже если ярмарка там останется, то она будет размещаться по новым правилам. Территорию придется временно очистить, разыграть на конкурсе, оборудовать новыми объектами. Вы же видели, какие там торговые ряды стоят? Время таких объектов прошло.
– Чем не угодили еще пять ярмарок, о сносе которых вы заявили летом? С виду они преобразилась за последние годы...
– Во-первых, они не соответствуют схеме размещения – стоят на сетях. Если вдруг киоск провалится под землю, могут быть плачевные последствия. Это самая главная претензия. Во-вторых, внешний вид хоть и преобразился, но он всё равно не соответствует нормам. В-третьих, эти ярмарки совершенно не соответствуют требованиям санитарного законодательства: нарушено товарное соседство, нет туалетов, непонятно, где контрольные весы.
– Собственники пытались делать какие-то шаги в нужную сторону?
– Кроме митингов, никаких.
– В начале 2017-го вы решили судьбу одного из важнейших инфраструктурных объектов центральной части Воронежа – перехода у цирка. Концессионером стала компания, созданная буквально накануне конкурса. Ее история – «чистый лист», собственник не имеет никаких активов. Можете ли вы гарантировать, что переход не достался «проходимцу»?
– То, что компания только зарегистрирована, законодательство не нарушает и никак не противоречит условиям концессии. Каким образом мы страхуемся от «проходимцев»? Во-первых, взносом в 10 млн рублей. Из них 5 млн рублей – это заявка на участие в конкурсе. Не каждый «проходимец» может позволить себе внести такую сумму. Вторые 5 млн рублей «замораживаются» на 20 лет – срок исполнения обязательств по договору.
В концессионной документации прописали план-график производственных работ. Победивший участник заявил, что отремонтирует и реконструирует (давайте честно, там ремонтировать-то нечего, там надо всё реконструировать) подземный пешеходный переход в течение двух лет. Если он не будет соблюдать график – это автоматическое расторжение договора, 5 млн рублей остаются за нами. «Проходимцы» на это не пойдут.
– Зачем вообще понадобилось отдавать переход в концессию? Муниципальные власти не в силах преобразить его своими силами?
– Во-первых, если отдать переход в аренду, мы потеряем стратегическое право управления. А арендатор получит преимущественное право для увода актива в частные руки. Мы же знаем, что есть жулики, которые в свое время каким-то образом умудрялись оформлять «зеленки» на площади, которые де-юре не могут быть оформлены. Безусловно, у меня в планах разобраться в этих правоустанавливающих документах и попытаться вернуть всё в муниципальную собственность.
Во-вторых, арендатора нельзя обязать реконструировать переход, только «повесить» на него текущее содержание – уборку, охрану. Нас это тоже не устраивает. Наконец, в-третьих, коль скоро мы отдаем переход в чужие руки, нам важно снять с себя риски от неграмотного управления этим имуществом. В случае гибели перехода (а я надеюсь, такого не будет), обязательства по сохранности и все риски несет концессионер.
Что касается городского управления – это жизнеспособный вариант. Но сейчас бюджет не позволяет нам «влить» в подземный переход необходимые 60 млн рублей, чтобы сделать его современным и безопасным.
– Принимая решение о концессии, вы опирались на опыт других городов?
– Конечно, Москвы.
– Там есть аналогичные подземные переходы?
– Там сдавались в концессию инженерные сооружения. Подземный пешеходный переход считается подземным сооружением, которое позволительно сдать в концессию.
– Я так понимаю, проект уже готов. Какое главное отличие нового перехода от старого?
– Просто будет новый красивый переход.
– А как же торговля?
– Да, она будет видоизменена. Не будет непонятных палаток, не будет торговли с земли. Для меня это до сих пор нонсенс, что внутри подземного перехода висят кондиционеры. Я не понимаю, как это возможно с учетом норм пожарной безопасности. Концессионер должен будет создать современную систему приточной вентиляции.
– Есть какое-то принципиальное решение, как будут размещаться торговые объекты?
– Это вопрос к концессионеру, мы в это не вмешиваемся.
– А аналогичные планы на другие воронежские переходы?
– Сначала посмотрим, как будет реализовываться этот проект. После займемся другими.
– Что с проектом реконструкции парка «Орленок»? Раньше о нем активно говорили, речь шла о колесе обозрения. Теперь всё утихло.
– Утихло в публичной плоскости. Речь по-прежнему идет о колесе обозрения, мы продолжаем искать инвестора. Глава города принял принципиальное решение по этому вопросу. Если не найдем частного финансирования, поставим это колесо за свой счет. Что касается реконструкции, мы не снимаем с себя обязательств. В 2018 году будут выделены деньги. Небольшие, конечно, но мы приведем парк в порядок, осовременим его и оставим тихий зеленый уголок в самом сердце города.
– Но ведь речь шла о сотнях миллионов рублей инвестиций...
– Потому что итальянское колесо обозрения стоило порядка 3 млн евро. Кроме того, предполагалось обустроить аттракционы и подземную парковку. Но это всё в том случае, если мы найдем инвестора.
– На днях обсуждалась концепция развития парка «Дельфин». Она имеет под собой какие-то основания?
– Конечно, мы будем развивать «Дельфин» в любом случае. В следующем году вне зависимости от концепции мы обустроим прибрежную зону, создадим современную зону отдыха у воды. Поставим там шезлонги, точки общепита, постараемся почистить прибрежную акваторию водохранилища.
– Известно, о каких суммах идет речь?
– О небольших. Мы умеем за небольшие деньги делать качественную работу.
– Еще один вопрос по благоустройству. Недавно в Воронеж приезжал блогер Илья Варламов. Он раскритиковал нашу гордость – парк «Динамо». По словам Варламова, неправильно установлены детские площадки и уложен тротуар, не работают туалеты. Чья это ошибка?
– Думаю, вы помните, что парк носит название «Воронежский центральный парк» и таковым, по сути, является. Как и любой крупный проект, он привлекает внимание не только жителей, но и гостей города. Нам приятно, что парк посетил популярный сейчас блогер. Но позволю не согласиться с тем, что он его раскритиковал. Блогер высказал замечания – а это разные, на мой взгляд, вещи.
Никого не обижая скажу, что каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Все площадки и тротуары установлены согласно нормам и требованиям. Да, есть проблема – он прав насчет луж на детской площадке, нам необходимо осуществлять подсыпку отсева, и мы будем это делать. Но сейчас погодные условия таковы, что никто не поведет ребенка играть на детскую площадку. Что касается «законсервированного» туалета – он летний. У нас в планах на будущий год утеплить его, провести систему отопления. Любой человек с мало-мальским инженерным образованием понимает, что если сейчас оставить летний туалет открытым, то при минусовой погоде на следующий день мы обнаружим вместо сантехники осколки. В парке работают всесезонные биотуалеты, люди ими пользуются, жалоб не поступало.
– В начале года управление развития предпринимательства передали под ваш контроль. Зачем?
– Работа управления и была, и продолжает оставаться на неплохом уровне. Но я надеюсь, что все-таки чуть-чуть приподнял его. Эта тема интересная, живая, это работа с людьми. Я знаю, как, я вижу, куда двигаться, я понимаю стратегические и тактические цели. Поэтому, наверное, глава города и поручил мне это направление.
– Управление развивает предпринимательство типа ярмарок, киосков?
– Ярмарки, киоски, сезонная торговля, взаимодействие с крупными промышленными предприятиями.
– Например?
– Работаем в связке с областным правительством, помогаем крупным промышленникам договориться о поставках. Например, есть два предприятия: одно поставляет комплектующие, другое – продает готовые детали. А договориться не могут. Ничего страшного, выступаем медиатором или находим других поставщиков. Задача власти – консультировать. Это важно, это живая работа, а не формальность.
– В конце прошлого года была актуальна тема выбора управляющих компаний для новостроек через конкурс. При этом уже в начале 2017-го появились прецеденты, когда застройщики удачно «отыгрывают» результаты этих процедур...
– Был только один подобный прецедент. Более того, мы подали апелляцию на это решение.
– А в остальном?
– Мы побеждаем. Но при этом никогда не идем просто на результат. В этом году нужно было объявить конкурс для 90 домов, но по факту процедуру мы провели только для 29 из них. Потому что мы тщательно анализируем документы и видим, что в большинстве случаев застройщиками и жителями реализован законный способ управления. Какой смысл в этом случае будоражить ситуацию?
– Как вы относитесь к тому, что вас «сватают» в преемники Александра Гусева?
– Когда я в свое время был дублером губернатора, мне задавали тот же вопрос: «Вы хотите стать губернатором»? Я отвечу точно так же, как и тогда: плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Родина скажет: надо, я отвечу: есть.