Воронеж. 29.12.2017. ABIREG.RU – Эксклюзив – Советник генерального директора «Ильюшин финанс» Вячеслав Клейменов – фигура для воронежской промышленности легендарная. 27 лет он проработал на заводе тяжелых механических прессов и в начале 1990-х стал его генеральным директором. Затем при двух непохожих губернаторах Иване Шабанове и Владимире Кулакове был профильным вице-губернатором по промышленности. Корреспондент «Абирега» поинтересовался у этого «мастодонта», как он познакомил бывшего губернатора с будущим и где разыскал Александра Гусева для команды Алексея Гордеева.
– Вячеслав Иванович, насколько мне известно, в апреле 2009 года именно вы предложили губернатору Алексею Гордееву кандидатуру Александра Гусева в качестве заместителя по промышленности. Помните, как это было?
– Конечно. Я отработал к тому времени «промышленным» вице-губернатором более 12 лет. Понятно, что на пожизненное занимание кресла я не претендовал. Алексей Гордеев попросил меня подготовить предложения по возможной кандидатуре сменщика. Конечно, Алексей Васильевич на эту тему общался не со мной одним. Мне было известно, что в тот момент основным кандидатом считался директор шинного завода и депутат областной думы Вячеслав Чемеринский. Это был довольно молодой человек, и он сильно рвался на эту должность. Если помните, шинный тогда принадлежал русскоговорящему индусу Судхиру Гупте и фактически был в стадии банкротства. То есть люди хотели просто решить личные вопросы. Я был категорически против этой кандидатуры и предложил две кандидатуры на выбор – президента Воронежской торгово-промышленной палаты Юрия Гончарова и генерального директора «Воронежсинтезкаучука» (часть структуры компании «СИБУР») Александра Гусева. Мне с Гусевым пришлось трижды встречаться, прежде чем удалось его уговорить. Он всю жизнь проработал на этом заводе, рос с самых низов, пользовался большой поддержкой коллектива. И главное, он буквально перед этим прошел переподготовку, и его должны были назначить заместителем генерального директора всего «Сибура». Уговаривать его пришлось долго. Наверное, сыграло свою роль и то, что я сам раньше прошел этот путь: из директоров завода в замы губернатора.
После того как Александр Гусев дал свое согласие, я пообщался по поводу его кандидатуры с Николаем Послухаевым (основателем «Мебели Черноземья» – прим. ред.), он тогда возглавлял комитет по промышленности в областной думе. Тот пошел докладывать Алексею Гордееву – так Александр Гусев и стал из промышленника госслужащим.
– Вы ведь много общались с нынешним главой региона именно как с директором завода. Как бы вы могли охарактеризовать его личные и профессиональные качества?
– Во-первых, Александр Викторович – очень порядочный человек, за спиной ничего делать не будет. Это основное свойство характера. Во-вторых, у него колоссальная работоспособность. Я вообще не видел успешного директора завода, чтобы он не умел работать круглосуточно. И еще Гусев умеет быть членом команды. Когда он был мэром, пресса, в том числе государственная, часто его критиковала, часто не по делу, не разбираясь. Но он ведь был за многие годы первый в Воронеже мэр, который не вступал в конфронтацию с губернатором – ни явно, как Борис Скрынников или Александр Ковалев, ни тайно, как Сергей Колиух.
Вот мы говорим, что Алексей Гордеев много сделал за девять лет для области. Но в городе работу-то делали горожане и Александр Гусев в первую очередь. Конечно, очень много в столице Черноземья сделано в плане дорожного строительства – и по объему, и по качеству работ. Кстати, в качестве мэра Александр Викторович по «старой памяти» очень активно поддерживал городскую промышленность.
– Из промышленных замов Александр Викторович быстро стал первым заместителем губернатора в правительстве области, а затем и мэром. С тех пор директоров заводов в зампреды областного правительства не приглашают работать. Не пора ли вернуться к этой традиции?
– Думаю, Александр Викторович разберется с этим направлением достаточно легко, ведь он с ним хорошо знаком. Конечно, и селом новый губернатор будет активно заниматься. Там Алексеем Гордеевым заданы очень хорошие темпы и каких-то особых проблем нет. По АПК Воронежская область одна из лучших в стране. А вот реформированием социального блока, я думаю, Александр Гусев займется в первую очередь.
– Всех волнует, что будет с вице-губернатором Геннадием Макиным. Как думаете, решать его судьбу будут уже по итогам выборов?
– Это сложный вопрос. Да и характер у Геннадия Ивановича сложный. Я не знаю, но думаю, что по его фигуре должна быть какая-то договоренность между старым губернатором и новым.
– Вам хорошо известно, что в старые времена областную власть раздирали войны вице-губернаторов. При Иване Шабанове враждовали Александр Москвитин с Александром Меркуловым, при Владимире Кулакове – Владимир Кобяшев с Сергеем Наумовым. Не ожидаете ли, что с уходом Алексея Гордеева обострится война кланов, и сможет ли, на ваш взгляд, Александр Гусев ее обуздать?
– Жесткость у него есть, поддержка Алексея Гордеева есть. Если кто-то захочет проверить Гусева на прочность, если пойдут раздрай и междоусобица, характер он, я думаю, покажет. У него хватит и силы воли, и здравого смысла, чтобы всё это прекратить и заставить всех заниматься делом.
– Я слышал, что Александр Викторович по ключевым вопросам довольно медленно принимает решения, предпочитает советоваться с членами экспертного сообщества в той области, которой это решение касается. Так ли это, как вы считаете?
– Не думаю, что он медленно принимает решения. Во всяком случае, когда он был замом по промышленности, он умел сложные вопросы быстро решать, в том числе с Москвой. Вы обратите внимание, как работал Алексей Гордеев. Он хоть и был очень жестким руководителем, в какой-то мере авторитарным, но он постоянно привлекал общественность к обсуждению ключевых вопросов и принимал решения не спонтанно, а с учетом общественного мнения. Думаю, что и Александр Гусев будет использовать такой же алгоритм принятия решений.
– Сейчас многие представители политической элиты вполголоса говорят, что «Александр Гусев – это ненадолго», мол, три месяца до выборов доживем, потом посмотрим.
– Думаю, на таком уровне, как уровень президента, спонтанных или временных решений не принимают.