Воронеж. 29.12.2017. ABIREG.RU – Эксклюзив – Воронежская экономика в последний год губернаторства Алексея Гордеева вновь показывает опережающие темпы роста. Индекс промышленного производства за 10 месяцев составил 105,8%, объем отгруженной продукции – 388,1 млрд рублей, а оборот розничной торговли – 467,1 млрд рублей (за 11 месяцев). О том, когда закончится кризис в воронежской ракетно-космической отрасли, чего ждать от приватизации «Созвездия» и как будет развиваться промышленность после ухода Алексея Гордеева, в эксклюзивном интервью «Абирегу» рассказал заместитель председателя правительства Воронежской области Артем Верховцев.
– Артем Юрьевич, как вы оцениваете свою работу в уходящем году?
– В целом год получился достаточно неплохой, несмотря на ряд событий и нюансов. Количество положительных результатов преобладает. Общую оценку себе по блоку точно можем поставить не ниже твердой четверки. Как говорит Алексей Васильевич, оценку «пять» заслужить практически невозможно.
По направлению торговли и поддержки предпринимательства итоги очень неплохие. Основной ключевой приоритетный федеральный проект развития и поддержки МСП, по предварительным подсчетам, выполнен на 97%. В прошлом году было 58%. По программам Корпорации МСП по схемам льготного кредитования получено более 2,78 млрд рублей, 60% этих кредитов приходится на предприятия из районов. По 674-му постановлению правительства мы привлекаем еще 842 млн рублей. Итого у нас более 3,5 млрд привлеченных средств именно по льготным программа кредитования через Корпорацию.
Не так давно мы собирались с банками, действующими на территории региона, обсуждали предложения, направляли в Корпорацию МСП. Стараемся модернизировать программу «6,5». В этом году по ней было существенное сокращение заявок. Почему? Потому что «6,5» – это условное название, на выходе получается 10,6%.
– Решили переименовать в «11%»?
– Еще в прошлом году это было очень привлекательное условие, но в 2017-м рынок снизился. В принципе, льготные кредиты стали сопоставимы с банковскими. Мы обсуждали, что именно необходимо скорректировать, чтобы вернуть прежнюю привлекательность. Сейчас предложения рассматриваются в Корпорации и мы уже понимаем, что со следующего года будет честная программа «6,5» для производственных предприятий. Я думаю, в следующем году это нам сильно поможет.
Также совместно с департаментом финансов мы выпустили постановление, согласно которому часть спецрежима от УСН в объеме 10% со следующего года будет возвращаться в муниципалитет. По оценкам, это порядка 74-75 млн рублей. Причем это будут целевые средства, районы смогут направлять их только на мероприятия по поддержке МСП.
– Тем самым районы будут заинтересованы в развитии?
– Конечно. Сейчас почему-то принято говорить, что ни возможностей, ни ресурсов недостаточно.
– А у вас есть полномочия перераспределять этот налог?
– Да, это субъектовый налог, утвержден Думой 1 декабря 2017 года.
– Вы изучали практику, кто-то из регионов уже так делал?
– Практика в регионах есть, и даже больший процент. Целевая модель предполагает целевое назначение, а целевое назначение модели формируется из реально существующего опыта субъекта: берется статистика по всем субъектам, выбирается максимальное значение, которое и устанавливается в виде цели по данному фактору. Сейчас целевое значение 50%. У нас вчера было 0%, сегодня 10%, в абсолюте это 75 млн рублей. Конечно, если «размазать» по количеству муниципальных образований, то не такая и большая сумма получится. Но это уже не ноль.
– Пусть потренируются хотя бы их тратить.
– Год пройдет, посмотрим, какой будет эффект, что скажет предпринимательское сообщество, надо ли что-то менять. Система живая.
– Через кого вы получаете обратную связь?
– Ежегодно проводим исследование предпринимательского сообщества, каким образом они оценивают условия работы. Раньше традиционно его проводила ТПП, в этом году по итогам конкурса победила компания из другого региона. Мы несколько переживали по этому поводу, но в итоге они достаточно неплохо отработали: качественно, с большой выборкой, с реальными выездными опросами. Результаты пока в обработке, но уже можно сказать, что динамика неплохая.
– Какое конкретное действие правительства было в уходящем году самым значимым? Что запомнилось?
– Вы так вопрос формулируете, как будто какое-то чудо должно было произойти.
– Чудо произошло?
– По оценке выполнения мероприятий приоритетного федерального проекта мы в десятке лучших субъектов России. Уж не знаю, привело ли к этому какое-то чудо.
Возвращаясь к итогам, в прошлом году, согласно постановлению правительства, мы разработали и утвердили требования к ярмарочным площадкам. Цель простая – сделать их более цивилизованными. Вопрос не только внешнего вида, но и соблюдения санусловий, доступа к сетям. 44 площадки наши требования выполнили и сегодня выглядят совершенно иначе. Собственники еще пятя ярмарок по каким-то причинам не стали выполнять наши требования. По двум из них вопрос сейчас решается в суде.
– Как в 2017 году себя чувствовала воронежская промышленность?
– Не сельское хозяйство, конечно, но свои 18% в ВРП имеет.
– Раньше было больше?
– Мы недавно сделали ретроспективный анализ по доле промышленности в ВРП региона за последние 10 лет. Оказалось, никогда выше 27% не была. В абсолютных значениях она, конечно, выросла, просто темпы роста у промышленности реально ниже. Основная сфера импортозамещения – это сельское хозяйство, как ни крути.
За последние отчетные периоды был только один год, когда индекс промышленного производства опускался ниже 100% – в 2009 году. С тех пор идем с небольшим приростом. В 2012 году даже до 127% доходило. По данным за 10 месяцев, сейчас рост 5,8%.
– За счет чего растем?
– Хорошо себя показывают электроэнергия и добыча полезных ископаемых, металлообработка с небольшим ростом. Серьезное падение видим в производстве мебели, машиностроение падает чуть ниже 100%.
– Сейчас активно прорабатывается приватизация контрольного пакета акций концерна «Созвездие». Как вы участвуете в этом, как оцениваете ситуацию, какие видите риски?
– Есть формальная сторона вопроса – концерн входит в госкорпорацию «Ростех», в Объединенную приборостроительную корпорацию. Решение о продаже пакета акций будет принимать совет директоров. Мы, по большому счету, комментировать пока ничего не можем, потому что официальная информация не опубликована. Но если анализировать информацию, которая обсуждается... Какая цель ставится перед этим? Если это попытка использовать положительный опыт концерна «Калашников», Ижевского оружейного завода, тогда что же в этом плохого?
– Они должны вести с вами диалог?
– Это решение хозяйствующего субъекта. Главное, чтобы проводимые мероприятия не привели к существенному сокращению объемов производства или числа рабочих мест. Это единственное требование, которое мы жестко формулируем.
– Вы на что-то можете повлиять?
– По нашей инициативе сейчас прорабатывается вопрос, чтобы при пересмотре внутренней кооперации наши предприятия не потеряли имеющийся объем заказа.
– Не переведут частники головной офис в другой регион?
– Нет, однозначно. Это не обсуждается.
– Что с нашей ракетно-космической отраслью? Мехзавод и КБХА пережили достаточно кризисное время.
– Еще не пережили, переживают. ВМЗ сейчас прошел процесс акционирования, будет переходить в «Энергомаш». На КБХА идет процесс защиты программы развития предприятия, в том числе с модернизацией производства.
– Прежний исполнительный директор КБХА Алексей Камышев много говорил о внедрении в производственный процесс IT-технологий. Что-то успел сделать?
– Конечно, он успел внедрить сквозное проектирование между КБ и производством. Теперь они сидят в одной информационной системе.
Кроме того, была реализована программа увеличения зарплат, был увеличен портфель заказов. На этот год они набрали дополнительных опытно-конструкторских работ более чем на 2 млрд рублей. Под эти ОКРы уже с апреля было первое повышение зарплат, причем оно было чуть ли не сквозное. Были сделаны конкретные мероприятия, которые пошли на благо предприятию.
– Под вашу ответственность перешел туризм. Как вы его оцениваете?
– Есть потенциал. У нас уже есть большой трафик, не говоря о том, какой мы можем привлечь. У нас есть ежегодный транзит туда-обратно тех, кто едет в Сочи по М4. Задачи, которые я вижу перед туризмом, в том, чтобы создать условия, при которых эти туристы как минимум заедут и что-то посмотрят, а как максимум – останутся переночевать.
Другая задача – как сюда специально привезти туристов. У нас есть объекты привлечения – Костенки, меловые пещеры, «Гото Предестинация» и другие. Но сейчас мы не понимаем, есть ли вокруг этих объектов транспортная доступность, можно ли с учетом расстояний замкнуть их в некий маршрут, который можно было бы объехать, допустим, за выходные.
– Есть какие-то наработки с железной дорогой?
– Да, у них же есть сейчас практика Дивногорья, в выходной день туда пускают электричку.
– Но наполняемость не очень?
– Почему же, в это году 4 тыс. пассажиров уже перевезли.
– А что там с проектом строительства вокзала «Воронеж-3»?
– Окончательного решения по финансированию еще нет. У «РЖД» этот проект привязан к высокоскоростной магистрали. А она стоит на 2035-й год. Сейчас у железной дороги другой приоритет, они идут на восток. Наше южное направление поставлено на паузу, хотя, учитывая приоритеты по развитию курортов Краснодарского края и Крыма, непонятно, почему.
– Не так давно опять всплыла тема про строительный кластер. Но там ведь пока один «Евроцемент»?
– Да, но сейчас одно из питерских предприятий, которое занимается перевозками, выкупило рядом старый кирпичный завод. Ребята достаточно оптимистичны. Пока они в стадии подготовки. Раз там есть производственные мощности, они решили попробовать что-то сделать.
В целом площадка интересная: сырье рядом, песок, все коммуникации.
– Почему у «Лискимонтажконструкции» сразу обнаружились проблемы со сбытом?
– Большой толстостенный диаметр, который они производят, в мире делают только две компании. Это чистое импортозамещение. Но когда нет заказа, на этом же оборудовании можно делать любой другой диаметр, а здесь уже конкуренция.
Алексей Васильевич до назначения полпредом успел подписать дорожную карту с «Газпромом». Она была с 2014-го, сейчас мы расширяем сотрудничество. Когда Денис Мантуров приезжал на открытие «Лискимонтажконструкции», мы договорились по четырем конкретным направлениям. Там и «Космос-Нефть-Газ», и «РГМ-Нефть-Газ-Сервис», и «Лискимонтажконструкция».
– Сбыт будет гарантирован?
– По определенной группе товаров. Всё, что он делает на рынок, – это его коммерческие трудности.
– В связи со сменой губернатора какие-то программы затормаживаются?
– Мы все рассчитываем на преемственность, и Александр Викторович уже сказал, что заданный курс будет продолжен.