26 ноября 2024, 18:42
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

ИТОГИ ГОДА – И. о. руководителя воронежского УФАС Андрей Логошин: «Больше всего нарушений в этом году мы зафиксировали в сфере госзакупок»

29.12.2017 20:37
Автор:

Воронеж. 29.12.2017. ABIREG.RU – Аналитика – В 2017 году нарушители антимонопольного законодательства заплатили 6,5 млн рублей штрафов, выписанных воронежским управлением ФАС, – на 800 тыс. рублей больше, чем в прошлом году. Продолжает расти и количество жалоб в целом. Какие изменения произошли в антимонопольном законодательстве и как новое руководство воронежского управления выстраивает политику в отношении «РВК-Воронеж», в эксклюзивном интервью «Абирегу» рассказал исполняющий обязанности руководителя УФАС Андрей Логошин.

– Начнем с самой обсуждаемой новости уходящего года – отставки Алексея Гордеева с поста губернатора. Как вы отнеслись к ней?

– Мы автономны от областной власти, потому что являемся территориальным подразделением федерального органа. Мы в принципе не должны иметь каких-либо предпочтений. Для нас главное, чтобы региональная власть понимала требования существующего антимонопольного законодательства и соблюдала их. Как житель могу отметить, что за последнее время Воронежская область довольно сильно изменилась в лучшую сторону и в культурной, и в экономической сфере. И, естественно, это заслуга руководства региона и той политики, которую оно проводит.

– Подведите итоги работы ведомства за прошедший год.

– Самая объемная часть рассмотренных дел – контроль госзаказа. С каждым годом количество жалоб, поступающих на заказчиков, растет примерно на 10%. Если в 2016 году в управление поступило 540 жалоб, то в 2017-м их стало больше – 620. Количество заявлений растет с каждым годом, потому что заказчики стали осваивать больше средств, в том числе и МУПы. Большой объем заявлений поступает от хозяйствующих субъектов, специализирующихся именно на профессиональных обжалованиях.

– В каком смысле?

– Компании, пользуясь своим правом, предусмотренным законом, пытаются обжаловать торги, чтобы сорвать их и каким-либо образом обеспечить победу аффилированным лицам. Например, поддержать цену на аукционе по максимуму, чтобы определенные компании получили контракт.

– Сколько нарушений УФАС зафиксировало в сфере госзакупок?

– В реестр недобросовестных поставщиков в 2017 году мы включили 95 хозяйствующих субъектов. В 2016 году их было 235. После включения в реестр компания не может участвовать в торгах два года. Отрицательная динамика говорит о том, что участники стали более ответственно подходить к исполнению контракта. Это не может нас не радовать. Мы провели 90 проверок, в результате которых выявили 405 нарушений, вынесли 109 предписаний и привлекли виновных лиц к административной ответственности. Общая сумма штрафов только по госзакупкам составила более 2 млн рублей.

– А по другим направлениям?

– За год в ведомство поступило более 320 заявлений с указанием на нарушение антимонопольного законодательства, но по итогам их рассмотрения было выдано лишь несколько предупреждений и три предписания об устранении нарушений. Такая разница связана с отсутствием доказательств нарушения или с отсутствием полномочий антимонопольного органа для решения конкретного вопроса. Также по этому направлению рассмотрено более 80 дел об административных правонарушениях, штраф за которые в общей сложности составил 3 млн рублей. Нарушений в сфере рекламы и недобросовестной конкуренции в этом году стало меньше. Общая сумма штрафов в этой сфере составила более 200 тыс. рублей, а с нарушениями по недобросовестной конкуренции – 450 тыс. рублей.

– Сколько нарушений зафиксировано со стороны органов власти?

– Эта сфера в принципе не отличается какой-то динамикой. Как правило, последние пару лет мы выявляем 5-6 случаев нарушений.

– Почему так немного?

– В основном это нарушения запретов на ограничивающие конкуренцию акты (ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции») и запретов на ограничивающие конкуренцию соглашения (ст. 16). Например, в этом году мы привлекли к административной ответственности заказчика и участника за согласованные действия – администрация Новохоперска объявила аукцион на проведение капитального ремонта пожарного депо в селе, который уже был сделан в 2013-2014 годах. Мы вместе с ФСБ, СК и прокуратурой выявили нарушения и отменили аукцион. В итоге 17 млн рублей остались в бюджете.

– Ваш предшественник Владимир Рохмистров открыто критиковал «РВК-Воронеж» и даже призывал разорвать с ним концессионное соглашение. Как изменилась политика УФАС после его ухода?

– Кардинально ничего не поменялось. Нам продолжают поступать заявления о нарушениях антимонопольного законодательства с их стороны. Количество значительно не изменилось: в 2017 году поступило 37 заявлений против 58 в прошлом. Понятно, что «РВК» злоупотребляет своим доминирующим положением, в то время как другие хозяйствующие субъекты с таким же статусом более ответственны и понимают, что являются единственным поставщиком услуг для потребителей. Любое нововведение или инициатива с их стороны может негативно сказаться как на хозяйствующих субъектах, так и на физических лицах. «РВК» не всегда анализирует последствия своих действий. Недавно завершился судебный процесс, который подтверждает мои слова о том, что «РВК» злоупотребляет своим положением.

– Что за процесс?

– Нам поступило заявление от компании «Этажи-энерго» о том, что «РВК» незаконно начислял плату за негативный сброс в систему водоотведения. Мы признали это нарушением порядка ценообразования, что является злоупотреблением доминирующим положением. «РВК» обжаловал его в центральном аппарате, но там отклонили жалобу. Мы несколько раз прошли судебные инстанции – и первую, и апелляцию, и кассацию. Кассация поставила точку в этом споре и определила, что антимонопольный орган был прав. Сейчас на подходе другое дело по тем же основаниям по жалобе Воронежского станкостроительного завода.

– Вы поддерживаете инициативу господина Рохмистрова разорвать концессионное соглашение?

– Мы не можем настаивать на том, чтобы соглашение было расторгнуто. Мы можем обратить внимание на то, чтобы собственник более пристально смотрел за действиями «РВК». И в итоге принял правильное решение относительно прекращения или продолжения договорных отношений с концессионером.

– Какую сумму штрафов заплатил «РВК-Воронеж» за нарушения?

– В этом году общая сумма штрафов в отношении юридического лица составила 50 тыс. рублей, при этом «РВК» их еще не уплатил. В 2016 году сумма штрафов составила 122 млн рублей, из которых компания уплатила лишь 50 тыс. рублей.

– Сейчас обсуждается предстоящая приватизация контрольного пакета акций концерна «Созвездие». Воронежское УФАС будет контролировать этот процесс?

– Скорее всего, этим будет заниматься центральный аппарат ФАС России из-за внушительной суммы.

– В какой сфере вы фиксируете больше всего нарушений?

– В дорожном строительстве и в принципе в строительстве. Также закон о защите конкуренции нарушается при технологическом присоединении к сетям. Часто появляется реклама медуслуг без предупреждения о необходимости консультации врача и имеющихся противопоказаниях. Также несколько раз в этом году предприятия были замечены в использовании уже зарегистрированного фирменного наименования. Что касается органов власти, то они нарушали закон при предоставлении земельных участков.

– Какова общая сумма уплаченных нарушителями штрафов по всем направлениям вашей деятельности?

– В общей сложности нарушители уплатили 6,5 млн рублей штрафов на данный момент, что на 800 тыс. рублей больше, чем в прошлом году.

– Какие важные изменения в антимонопольном законодательстве произошли в 2017 году?

– В сфере контроля закупок за 2017 год вступило в силу более 10 изменений. Многие из них носят специфический характер и применяются при проведении торгов на определенные товары или услуги. Однако одним из существенных, как показывает практика, явилось изменение, которое обязывает МУПы проводить торги и осваивать средства с соблюдением требований законодательства о контрактной системе. Вместе с тем в мае вступили в силу изменения, которые касаются сроков оплаты контрактов. Раньше не было ограничения по срокам, чем и пользовались заказчики, особенно в отношении своих аффилированных структур. Теперь после выполнения работ и подписания актов на оплату дается месяц, для субъектов малого предпринимательства – 15 дней.

Также с 2017 года увеличился максимальный объем рекламы, допускаемый к распространению в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера (до 45% объема одного номера). Также с января 2017 года в рекламе о долевом участии в строительстве рекламодатели обязаны, помимо сведений о месте размещения проектной декларации, указывать фирменное наименование застройщика или его коммерческое обозначение.

– Планы УФАС на следующий год?

– Мы будем более активно заниматься профилактикой нарушений, разъяснениями в рамках законодательства «О защите конкуренции», 44-ФЗ. Будем проводить дополнительные обучающие мероприятия в сфере госзаказа. Также, на наш взгляд, очень важна социальная реклама, направленная на популяризацию основ конкуренции. Поэтому в следующем году появится наружная реклама, реклама на радио и, скорее всего, будет ряд сюжетов на телевидении, посвященных адвокатированию конкуренции. Нужно уделить внимание продвижению конкуренции.

– Как обеспечить здоровую конкуренцию на торгах?

– Давайте начнем с заказчиков, что мы видим и что бы мы хотели порекомендовать. Прежде всего, необходимо правильно описывать закупку. В описании нужно указать ключевые характеристики объекта. Например, машина, на четырех колесах, заправляемая бензином. Не нужно писать размер и цвет фар. Бывает, что заказчик описывает какой-либо параметр вплоть до миллиметра. В итоге многие участники просто не подходят под эти требования. Проблема в том, что закон в этом случае, с одной стороны, за конкуренцию, а с другой – на стороне заказчика. Поэтому последний должен соблюдать определенный баланс, так как понятия «объективное описание закупки» и «ограничение количества участников» разные. Кроме того, заказчик должен сообщать нам о сговоре на торгах.

– А участники торгов?

– Они сами должны понимать, что потеряют в случае сговора. Самой компании должно быть выгодно, чтобы конкуренция на торгах соблюдалась. Ведь, участвуя в торгах, побеждая и выполняя контракты, хозяйствующий субъект зарабатывает себе репутацию. Кроме того, за сговор на торгах можно получить значительный штраф.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 1