Режиссер Юрий Грымов – о том, как измерить культурную жизнь в столице и провинции.
Мне кажется, когда пытаются культуру разделять на столичную и региональную, здесь кроется большая проблема. Проблема настоящего непонимания культуры. Культура – это человек. Культура определяет качество личности. А ее отсутствие превращает личность в биологическую единицу, в млекопитающее. А иногда – и в плотоядного хищника. Если в тебе отпечатались следы культурных традиций твоих предков – а их может быть очень много: национальных, религиозных, профессиональных, – ты существуешь как человек.
Сегодня, немного погрузившись в жизнь одного из российских регионов – Орловской области, я могу судить о том, в каком виде существует культура вне общепризнанных центров. Возможно, кто-то удивится тому, что я скажу, для кого-то, наоборот, в этом не будет ничего нового. Но я убедился в том, что культурная жизнь российской провинции – столь же мощная, столь же интересная и разнообразная, как и в Москве или в Санкт-Петербурге. Это – грандиозные люди, интереснейшие художники, актеры, режиссеры, выдающиеся деятели музейного и библиотечного дела, преданные своему служению. А кое в чем нынешняя российская провинциальная культура чувствует себя получше, чем центр.
Например, одна из особенностей провинциальной культурной жизни заключается в том, что там дистанция между автором и аудиторией куда меньше, чем в столицах. Диалог между творцом и зрителем возникает легче. Если вы спросите в том же Орле – кто в городе самые известные и интересные художники, как правило, вы получите ответ: хороших художников знают, и знают неплохо. Попробуйте выйти на улицу Москвы и попросить у прохожих назвать самых интересных художников столицы. Если и вспомнят, то только имена, которые известны благодаря ТВ.
В провинции я понял еще одну важную вещь: «центральная» культура обречена на успех – причем практически независимо от ее настоящего качества. Столичные пиарщики и маркетологи могут продать что угодно. И в этом – главная проблема столичной культуры. В ней много пафоса и глянца – и всё меньше настоящего творчества. Гарантированный успех – это конечная остановка для творческого человека, тупик. Когда премьера – только ради премьеры, а не ради высказывания, не ради диалога со зрителем.
Я вспоминаю музей Бунина в Орле. Потрясающее место. Экспозиция, атмосфера, люди, там работающие, – всё очень здорово. Один из залов отведен под небольшую выставку керамики местных авторов. Я тут же спросил – можно ли что-то купить. Мой вопрос вызвал недоумение. «Нас об этом никто никогда не спрашивал», – сказали мне.
Уверен, художнику всегда приятно, если его работу кто-нибудь покупает. Хотя бы даже из соображений заработка. Но там, в провинции, на эту тему практически не думают. Другое дело – Москва: ты заходишь в какую-нибудь галерею, видишь там современную живопись (я давно увлекаюсь этой темой, люблю ее) – и можешь быть уверен, что любая представленная там работа, даже сомнительного качества, будет стоить безумных денег. Причем цена эта ничем не подкреплена – в России просто нет рынка предметов искусства.
Я не идеализирую провинцию. Например, я вижу и знаю, что наряду с высокой культурой спросом здесь пользуется и условный Стас Михайлов. Но популярные исполнители тоже – часть культуры. Ее качество другое, она менее интересна, но она есть.
Говорить о том, что столица подпитывается провинцией, уже банально. Но это так. Подавляющее большинство ведущих режиссеров московских театров – выходцы из провинции. Культурная традиция живет вне географических или административных границ. Учениками московских мэтров-режиссеров становятся молодые парни и девушки из глубинки, а потом, спустя десятки лет, они сами передадут эти традиции своим ученикам.
И хорошо, что существует эта возможность – приехать в столицу издалека и найти себя в творчестве. Также прекрасно, что существует обратная возможность – сегодня столичные авторы все чаще едут в провинцию и реализуют свои замыслы там. Это свидетельствует о том, что ткань культурного пространства живая и крепкая.
Настоящая культура – это диалог со зрителем, читателем. Если этот контакт, этот диалог есть и он не формальный или организованный с помощью рекламных бюджетов, – есть настоящая культурная жизнь. И там, где возникает чудо этого диалога, в этот момент и находится столица российской культуры. И мне очень радостно жить этим ожиданием – ожиданием очередного события, открытия, встречи.
Автор – художественный руководитель Театра «Модерн», советник по культуре губернатора Орловской области.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Юрий Грымов
Известия, 08:00, 14.02.2018