Воронеж. 02.03.2018. ABIREG.RU – Аналитика – Воронежский медуниверситет давно является гарантом качественного образования. Свидетельство тому – интернациональная «семья» студентов, которые приезжают в Воронеж изучать медицину из почти 60 стран мира. Сегодня ВГМУ не только выпускает профессиональных медиков, многие из которых стали именитыми докторами, академиками, но и занимает активную позицию в законотворчестве в области здравоохранения. И, более того, старается филигранно тонко стимулировать будущих врачей быть милосердными, идти по пути добра.
– В конце января в Москве прошли Международные рождественские образовательные чтения. Какова их основная задача?
– В этом году Рождественские чтения в нашей стране прошли уже 26-й раз. Что приятно, в рамках мероприятия собираются представители вузовской науки и общественность. Патронирование чтений со стороны Русской православной церкви осуществляется ректором Московской духовной академии – Евгением архиепископом Верейским викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, со стороны Министерства образования – ректором Российского университета дружбы народов, академиком Владимиром Филипповым.
На этот раз тема Рождественских образовательных чтений была посвящена духовно-нравственному воспитанию студенческой молодежи. Как и в предыдущие годы, я выступал на этой конференции. Тема моего выступления звучала так: «Практика добровольчества и здорового образа жизни в системе духовно-нравственного воспитания Высшей медицинской школы». Я хочу отметить, что, конечно, сегодня много есть взглядов и подходов на вопросы духовно-нравственного воспитания, но мы считаем в своем вузе, что воспитывать наших студентов нужно на основе добровольчества, волонтерства. Сам факт того, что президент РФ объявил 2018-й Годом добровольца и волонтера, как раз и подтверждает правильность принципов, которые мы уже более 15 лет проповедуем в нашем вузе.
Сегодня у нас практика добровольчества осуществляется через призму служения людям, сострадания и милосердия. Мы издали, например, целый сборник, посвященный добровольчеству, и презентовали его на этой конференции. Надо сказать, что он был воспринят с большим интересом.
– Просто даже интересно, как можно презентовать волонтерскую тему так, чтобы студенты добровольно пошли творить добрые дела?
– Студенты осознанно выбрали будущую профессию врача, медика. Она обязывает к тому, что ты должен не только знать, но и уметь. Уметь выслушать больного, прослушать сердцебиение или легкие пациента, прочитать кардиограмму, пальпировать, вязать хирургические узлы. Знать и уметь – две важные составляющие подготовки врача. Ну а третья – конечно, милосердие. Если врач не будет сострадать своему пациенту, будет лишен общечеловеческих, гуманитарных начал, какой же он профессионал?
– Правильно я понимаю: будущий врач со студенческой скамьи должен быть готов оказать медицинскую помощь не за зарплату или вознаграждение, а из внутренних побуждений? И только в этом случае его можно назвать профессионалом?
– Это основа. Без гуманистических начал медицина, наверное, была бы совершенно другой услугой. Схожей с осуществлением торговых манипуляций, оказанием, к примеру, юридических услуг и т. д. Медицинская деятельность всегда основывается на служении людям и профессиональном интересе.
Начиная с первого курса, мы знакомим студентов с теми добровольческими наработками, которые у нас есть. Более 15 лет назад у нас появилось самостоятельное добровольческое объединение студентов «Млечный путь». Изначально это была добровольческая организация, которая оказывала различные виды помощи не только в деле лечения пациентов в больницах, но и нуждающимся детям и ветеранам. Эта работа является традиционной для вузов. С течением времени добровольческая деятельность студентов стала более разноплановой. Наши ребята помогают даже бездомным людям и, более того, – животным.
Главное, что работа осуществляется без принуждения. Мы только рассказываем о различных формах помощи нуждающимся, а ребята сами решают, заниматься этим или нет. Опыт показывает, что они проявляют интерес, потому что сталкиваются с медициной на уровне восприятия ее как профессии.
Эта тема тоже нашла соответствующее место в моем выступлении, поскольку мы считаем, что здоровье человека – это не только социальная и медицинская категория, но и экономическая. Сами понимаете, больной человек не способен ничего создавать, производить, участвовать в экономической жизни государства. Помимо всего прочего, здоровье есть еще и нравственная категория. Человек должен понимать, что здоровье – это то состояние, которое поможет ему сохранить и здоровый дух, и здоровое миропонимание и мироощущение. Это созвучно православным мыслям, идеям, которые высказывались многими святыми сподвижниками православия. Они говорили, что тело человека – это Божий храм, в котором обитает Божий дух. От того, насколько крепок этот храм, от этого зависит и существование души.
– Раз уж мы заговорили о нравственности, скажите, актуальный риторический вопрос, который часто звучит из уст среднестатистического россиянина: «Кто нас придет лечить завтра?», – он из какой плоскости мировосприятия?
– Понятно, это не только нравственная категория. Кто придет вместо вас? Не только лечить, но и учить, строить?
– Речь о том, что проводится колоссальная работа на базе вузов по духовно-нравственному воспитанию, развитию волонтерства. А что в итоге по факту происходит? Работа медперсонала в государственных поликлиниках иногда не соответствует самым простым общечеловеческим ожиданиям – в доброжелательном отношении, внимании, качественном оказании помощи. Где корни всего этого?
– Вуз «получает» людей уже достаточно зрелых, сформированных и осведомленных. Восемнадцатилетние люди могут, в принципе, больше не учиться, жить полноценной нормальной жизнью. У них уже свои устои, которые сформировали родители и школа. Поэтому некорректно перекидывать мостик сразу на обучение в вузе. Молодой врач приходит в больницу или поликлинику, имея жизненный опыт, полученный не только в вузе. Но мы тоже можем сказать: подождите, а кто к нам пришел? Вуз, будем прямо говорить, не все вопросы решает. Вообще японцы считают, что человека можно воспитать до пятилетнего возраста, а после идет перевоспитание.
Во-первых, сегодня воспитательный элемент обучения находится за скобками профессиональной деятельности. Правильно? Если человек учится хорошо, если он не совершает никаких противоправных действий, если он лоялен, более-менее воспитан, то как ему не дать диплом об окончании вуза? Профессия врача – это такая же профессия, как и все остальные. Почему общество к ней относится особо? Если относиться особо, то давайте создавать условия. Предположим, принимать не 1 тыс. человек, а 100. И в процессе обучения оставлять лишь тех, которые будут учиться только на отлично.
– И все-таки хамство и некомпетентность в поликлиниках – вопрос образования или нравственности?
– А вы мне назовите критерии нравственного воспитания... Критерии образованности существуют: например, сдача экзамена по анатомии по вопросам билета определяет, знает студент предмет или нет. Его оценка фигурирует в зачетной книжке. А в воспитательной работе какие у нас есть критерии или оценки, по которым мы можем судить?
Иисус Христос проповедовал Нагорную проповедь, в которой постоянно говорил, что человек человеку друг, товарищ и брат. Братья и сестры – так называл всех, говорил о том, что надо любить человека, себя самого. Прошло более 2 тыс. лет с тех пор... Но все ли пользуются этими критериями? Воспитательный процесс вечен.
Мы считаем, что участие студентов в добровольческих организациях по оказанию помощи нуждающимся – и есть своего рода критерий. Хотя любое вознаграждение за добрые дела противоречит самой идее бескорыстной добровольной помощи.
– Вы никак не поощряете на базе медуниверситета добровольческие начинания студентов?
– Поощряем, но поощрение наше своеобразно. Например, на упомянутые Рождественские чтения мы привезли в Российский университет дружбы народов 43 наших волонтеров, которые интересуются заявленной темой мероприятия. Это был для них своего рода подарок. Вообще я считаю, что в добровольчестве, в волонтерстве форм поощрения не должно быть. Мы же не будем поощрять людей за то, что они творят добро, понимаете? Давайте присудим Иисусу Христу первую премию всех времен и народов как самому милосердному человеку, который пропагандировал идеи добра в этой жизни. Абсурд.
– Кстати, о наградах. Вы недавно получили награду от Минздрава. Как вы относитесь к такой форме поощрения?
– Это награда профессиональная. Она не связана с добровольчеством, волонтерством. Данная награда вручена мне Министром здравоохранения России Вероникой Скворцовой за заслуги перед отечественным здравоохранением. Я только могу считать, что в вопросах этой деятельности, этого служения я что-то сделал для отечественного здравоохранения...
– Не хотите рассказать, какие конкретно ваши действия и поступки не остались не замеченными российским Минздравом?
– В прошлом году студенты попросили меня организовать автобус для поездки в дом-интернат. Они подготовили программу для детей, которые находятся без родителей, и осуществили задуманное. Просто им не хватило автобуса. Мы помогли, они съездили. Потом они пришли и попросили меня об одном – никому не рассказывать. Потому что они совершили этот поступок по зову души.
Когда мы говорим о добрых поступках, то мы априори сами считаем, что это дело настолько удивительное и тонкое, душевное, что его не стоит выпячивать и хвастаться им.
– Награждение проходило в рамках собрания ассоциации «Совет ректоров медицинских фармацевтических высших учебных заведений». Кто-то еще был награжден, кроме вас?
– Нет, я один.
– Впервые собрание проходило совместно с Комитетом Госдумы по охране здоровья. Почему?
– Потому что рассматривали вопросы, связанные с внесением законодательных инициатив в закон «Об образовании». Сегодня, к сожалению, дополнительным профессиональным образованием могут заниматься все организации, которые получили лицензию. Получить лицензию – это показать, что у тебя есть якобы территория, на которой ты проводишь занятия. Учебными планами мало кто интересуется. В настоящее время, когда мы говорим о непрерывном медицинском образовании в России, такое положение дел несерьезно.
– Какие конкретно законодательные инициативы вы предлагаете?
– Сегодня на этом рынке множество контор из разряда «Рога и копыта», которые обучают медицине дистанционно. Как вы себе это представляете? Нужно ужесточить критерии выдачи лицензии на право заниматься повышением квалификации медицинских работников. Для этого от организации разумно требовать соответствующие профессиональные наработки в системе высшего профессионального образования, в системе научно-исследовательского направления.
– Какие критерии должны быть?
– Желательно, чтобы дополнительное профессиональное образование люди получали только при вузах или научно-исследовательских институтах. Последние все находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Это первоочередной критерий. Второй – это, конечно, проверка и обоснованность тех учебных программ, которые организация предлагает своим слушателям.
– Представители Госдумы присутствовали на собрании Совета ректоров по вашей инициативе?
– Да, по нашей.
– Игорь Эдуардович, вы много говорили о добре, милосердии, о том, что врачами должны становиться мотивированные люди, которые всей душой тянутся к медицине. Между тем всё это удовольствие не бесплатно. Сколько, к примеру, у вас бюджетных мест в университете?
– У нас примерно 440 бюджетных мест. Но мы принимаем столько же и на внебюджетной основе. Примерно 50 на 50.
– То есть от недоборов не страдаете?
– Нет. Ведь к нам приезжают учиться иностранные граждане. Мы, наверное, первые среди российских медицинских университетов по количеству обучающихся иностранцев...
– Так они же потом уезжают лечить людей к себе в Африку, Азию, Латинскую Америку. И это правильно? Может, надо отечественную медицину поддерживать?
– Мы должны учить всех, кто хочет получить медицинское образование, потому что система выживания сегодня присутствует и в высшей школе. Если не создавать условия, не заботиться о росте материально-технической базы, то вряд ли у университета всё будет благополучно.
Более того, речь о том, что иностранные граждане учатся за деньги, поэтому вряд ли будут их платить там, где дают плохие знания. Я думаю, это, прежде всего, говорит об уровне знаний и профессиональных умений, которые мы даем. Все-таки мы занимаем высокие позиции в рейтингах медуниверситетов.
– Желающих учиться на коммерческой основе как отбираете?
– По конкурсу. Если ты пришел с минимальными баллами, то не попадешь в список абитуриентов.
– Вы отслеживаете судьбу своих студентов? Куда они идут потом – в частные клиники или государственные поликлиники?
– Кому нужен в частной клинике молодой врач? Задача коммерческого медицинского учреждения – получить максимальный доход от своей деятельности. Понятно, что пациент просто так к молодому врачу не пойдет. Он пойдет к опытному, знающему врачу, человеку с именем. Когда мне заявляют – мол, вы готовите специалистов для частной медицины, я отвечаю, что это было бы прекрасно.
После окончания вуза фактически вчерашний студент становится медиком. Другое дело, что много разных условий, от которых зависит его дальнейшая карьера, – куда он попадет, с кем будет работать бок о бок, насколько образцовыми будут учителя и наставники.