Воронеж. 02.03.2018. ABIREG.RU – Эксклюзив – Воронежские власти выходят на «финишную прямую» в разработке «Стратегии-2035» – глобального документа, который должен определить направление социально-экономического развития региона на ближайшие 17 лет. Понимая важность долгосрочного планирования в современной системе государственного управления, «Абирег» решил дать старт публичному обсуждению «Стратегии-2035». На главные вопросы о проекте ответил его куратор, руководитель департамента экономического развития региона Анатолий Букреев.
– Анатолий Митрофанович, расскажите простым языком: что такое «Стратегия-2035» и зачем она нам нужна?
– Это документ, определяющий направление долгосрочного развития Воронежской области, в котором указаны миссия, цели, задачи, приоритеты, направления, механизмы, с помощью которых будут достигаться эти цели, определены количественные индикаторы, к которым Воронежская область должна прийти к 2035 году. В классическом понимании стратегия – это видение развития. Если совсем простым языком.
Разработка документа регламентируется федеральным законом, а методические рекомендации подготовлены Минэкономразвития России. В работе участвуют разные группы людей: это и академическое сообщество, и бизнес, и все муниципальные образования, торгово-промышленная палата, общественная палата, вузы.
– Как в общих чертах выглядит эта работа и на каком этапе она сейчас находится?
– Сначала мы объявили конкурс на разработку стратегии, в котором победил ВГУ. Он стал своего рода модератором. Координатором выступает наш департамент экономического развития как уполномоченный орган. Далее мы создали рабочие группы – их 14, – в которые вошли около 450 экспертов, поскольку это многовекторный документ, затрагивающий все отрасли, все виды деятельности, все направления. Каждая группа разработала и дала свои предложения модератору. Результаты на каждом этапе выносились на обсуждение, прежде чем формулировались окончательные предложения. Состоялось более сотни совещаний, семинаров, круглых столов, научно-практических конференций. В настоящий момент модератор осуществляет свод этих предложений и представляет в департамент экономического развития.
Я думаю, что к апрелю мы закончим работу над «Стратегией-2035» и представим документ в Минэкономразвития. После согласования с министерством она будет вынесена на рассмотрение областной думы и закреплена на законодательном уровне.
– Что стратегия представляет собой структурно?
– Укрупненно проект делится на четыре блока: результаты стратегического анализа, система стратегических целей, направления долгосрочной государственной политики и механизм реализации стратегии. На основе стратегии разрабатываются государственные программы, схема территориального планирования.
– Всё это готовится уже после того, как будет разработана сама стратегия?
– Программы и прогнозы, схема территориального планирования у нас есть уже сейчас. Но они должны быть верифицированы в соответствии с законом, скорректированы с учетом новых стратегических целей. Все документы должны быть сбалансированы между собой.
– Когда этого можно ждать?
– Работа ведется в соответствии с утвержденным графиком, а крайний срок определен Федеральным законом – декабрь 2018 года.
– Насколько стратегия жесткая? Речь идет о рекомендательном характере документа или все-таки о плановом?
– Это индикативный документ. В стратегию закладываются сценарии: базовый, пессимистический и оптимистический. Если мы понимаем, что в какой-то долгосрочной перспективе могут возникнуть кризисные ситуации, то мы должны представлять, по какому из сценариев будет дальше развиваться Воронежская область.
– У нас вроде уже есть подобная стратегия?
– Да, мы готовили документы стратегического планирования до 2020 года. Но эта стратегия была разработана в соответствии с нашим региональным законодательством, а не с федеральным. Первый вариант приняли в 2010 году, потом с учетом изменившихся общероссийских макроэкономических тенденций и внешних факторов была выполнена корректировка, в рамках которой были конкретизированы стратегические направления, цели и задачи долгосрочного регионального развития.
К слову, эта стратегия несколько раз признавалась одной из лучших на Петербургском международном экономическом форуме, занимала 2-е и 3-е места.
– Больше интересует опыт реализации. Регион достиг поставленных целей?
– Да, подавляющее большинство поставленных в действующей стратегии целей регионального развития достигаются в плановом порядке, а по некоторым показателям, например по динамике роста производительности сельского хозяйства, мы достигли поставленных на 2020 год целей еще в 2016-м. В целом же из 30 индикаторов невыполненными остаются только четыре – в сфере образования, культуры и здравоохранения.
– Почему? Денег не хватило?
– Невыполнение связано с ограниченностью бюджетных средств. Что касается самых главных показателей – по промышленности, сельскому хозяйству, уровню бедности и качеству жизни, – то они к настоящему моменту в основном достигнуты.
– Предыдущая стратегия готовилась на основе региональных нормативов, сейчас – на основе федеральных. В чем разница?
– Раньше у каждого региона была своя система стратегического планирования, и она была мало сбалансированной. Это было очевидно. В настоящее время стратегию разрабатывают все субъекты, значит, нужно придать этим документам сбалансированности, состыковать, провести верификацию. Отсюда необходимость в согласовании. Что означает согласовать стратегию с Министерством экономического развития? Это значит, что каждое направление мы сначала должны согласовать с профильным министерством. Например, сельское хозяйство – с Минсельхозом, промышленность – с Минпромторгом. Мы согласовываем стратегию с уполномоченным органом, который в целом координирует свое направление, и только после этого документ поступает в Минэкономразвития. После документ представляется в областную думу для законодательного оформления.
Ну а потом мы транслируем стратегию на нижестоящие уровни – в муниципальные образования. Они ведь также разрабатывают свои стратегии, и они также должны быть согласованы с региональной.
Принципиально региональная стратегия должна быть согласована с федеральной, а муниципальные – с региональной. До принятия 172-го Федерального закона у нас были стратегии практически в каждом субъекте, но они не были сбалансированы между собой.
– На презентации в ноябре прошлого года вы говорили, что у Воронежской области есть богатый опыт планирования, чуть ли не двадцатилетний...
– Да, речь идет о богатом опыте подготовки документов стратегического планирования. Сегодня в регионе одна из самых полных в стране систем подобных документов, в числе которых схема территориального планирования, долгосрочные прогнозы, отраслевые концепции и стратегии, прогноз научно-технологического развития на период до 2030 года, региональная схема развития и размещения производительных сил Воронежской области. Это позволило нам приобрести опыт работы с большими группами экспертов над документами стратегического планирования. Когда мы подошли к реализации нового закона, то уже понимали, как это организовать, кто должен выступать координирующим органом.
– На презентации прозвучали некоторые цифры. Значит, уже какие-то принципиальные расчеты сделаны?
– В процессе разработки стратегии провели SWOT-анализ, выявили сильные и слабые стороны, возможности, угрозы. На базе этого определили целевые индикаторы, например к уменьшению бедности населения, увеличению реальных денежных доходов. Если сейчас у нас реальные доходы составляют 27,2 тыс. рублей, то к 2035-му они должны достигнуть 105 тыс. рублей. Если сейчас уровень бедности составляет 9,4%, то к 2035-му мы должны уменьшить его до 4,2%.
Всего в стратегии 30 индикаторов. По всей вероятности, еще будут внесены какие-то изменения на федеральном уровне, которые мы также должны учесть в своей стратегии.
– А что с ВРП?
– При базовом сценарии валовый региональный продукт увеличится в 3,2 раза.
– Как будет меняться его структура?
– Сейчас в структуре ВРП промышленность занимает 20%, сельское хозяйство – 13%, торговля – 19%. На мой взгляд, в целом пропорции будут сохраняться. Воронежская область – старопромышленный регион, где хорошо развита промышленность, есть соответствующая научная база. Но и не воспользоваться таким природным ресурсом, как чернозем, тоже было бы неправильно.
Я думаю, что к 2035-му году в структуре валового регионального продукта удельный вес промышленности и сельского хозяйства сбалансируются между собой. Вперед выйдет сфера услуг и торговли. Структура занятости будет меняться. Мы прогнозируем, что может поменяться и продолжительность рабочего дня.
– В сторону сокращения?
– Да, в строну уменьшения. На Западе, например, не 40-часовая рабочая неделя, а 37-часовая.
– Самый обывательский вопрос: за счет чего планируется достичь всех этих показателей?
– Здесь очень много моментов. В стратегии предлагаются и механизмы, и инструментарий, и методы, и средства, и ресурсы, с помощью которых мы должны достигать поставленных целей. Это развитие инновационного сектора, малого бизнеса, предприятий сельского хозяйства, развитие института ГЧП, привлечение инвестиций, создание более благоприятных условий для ведения бизнеса, дельнейшее развитие индустриальных парков, технопарков.
Например, сейчас мы создали территорию опережающего развития в Павловске, где будет реализовываться проект стоимостью около 10-12 млрд рублей. Чтобы создать инфраструктуру данной теории, из федерального бюджета выделяется 1 млрд рублей. В дальнейшем на эту территорию зайдут порядка 20 резидентов. Таким образом, создан институт, позволяющий оказывать меры поддержки федерального и регионального уровня, идет развитие.
– Я так понимаю, это всё плановые вещи? Нет чего-то прорывного, что могло бы «взвинтить» экономику, «поднять» какую-то отдельную отрасль?
– Ну почему же нет прорывного? Сейчас мы, например, создаем мясное и молочное животноводство. Для Воронежской области это прорывной момент. У нас никогда не было мясного и молочного производства, было только смешанное.
У нас огромный инвестиционный потенциал, который нужно реализовывать. 69 научно-исследовательских институтов. Действуют крупнейшие предприятия – КБХА, концерн «Созвездие», Воронежский авиационный завод, «Космос-Нефть-Газ», где почти каждый год более 1 млрд рублей идет на НИОКРы. Этот потенциал мы должны задействовать, это будет одним из направлений для достижения тех индикаторов, которые запланированы в стратегии.
– Складывается такое ощущение, что непременно должна быть какая-то панацея. Допустим, убрали какую-то запятую, которая мешала развитию, и всё сразу пошло на лад.
– Нет такой панацеи. Экономика – это отношения. А отношения всегда подвергаются как негативным моментам, так и позитивным. Экономические агенты вступают в отношения по поводу строительства школ, больниц, развития промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, транспорта, дорог. Качество отношения определяет качество развития тех или иных видов деятельности. Создали индустриальный парк «Масловский» – привлекли 650 млн рублей, создали территорию опережающего развития – привлекли более 1 млрд рублей.
– Если, грубо говоря, федеральный центр смотрит, что какие-то индикаторы не выполняются...
– Пока федеральный центр на текущую «Стратегию-2020» не смотрит, это наше внутреннее планирование, которое не регламентировалось федеральным законодательством. Вот когда новую стратегию примем, тогда, несомненно, федеральный центр будет смотреть и оценивать.
– Будет какая-то персональная ответственность за провалы? И кто ее будет нести?
– Конечно, по всем направлениям будут ответственные. Будет определен вклад каждого. Например, у нас есть показатель «инвестиции в основной капитал». В целом ответственным за этот показатель является департамент экономического развития. Но есть и соисполнители: инвестиции ведь вкладываются в сельское хозяйство, промышленность. Такой же подход и на муниципальном уровне.
Будут приняты организационные, аналитические, информационные регламенты, позволяющие координировать действия исполнительных органов государственной власти и определить степень их ответственности.
– Насколько часто стратегию можно корректировать?
– Стратегия – это постоянно актуализируемый документ. Актуализация может происходить раз в 2-3 года. Но если будут какие-то резкие изменения, то можно и ежегодно корректировать.
– Анатолий Митрофанович, вот есть у нас 450 человек, которые заняты разработкой «Стратегии-2035». И есть, допустим, бизнес-сообщество, у которого тоже есть свое видение развития региона, есть какие-то идеи. Как бизнесменам донести их до разработчиков?
– Все, кто желает участвовать в публичном обсуждении, максимально вовлекаются в этот процесс, пусть выдвигают свои предложения, которые в максимальной степени будут учтены. Для этого создан специальный сайт в департаменте экономического развития Воронежской области.
Мы проводили сессии по обсуждению стратегии, эксперты выдвигали свои предложения. Будем со всеми советоваться, вносить коррективы, а потом уже представлять в Минэкономразвития. Ваше издание, считайте, уже стало одним из тех, кто приступил к публичному обсуждению «Стратегии-2035».