Избирательная кампания по выборам президента РФ проходит весьма скучно – из-за предсказуемости ее итога. Однако даже эта скука дает некоторую пищу для размышлений. Своими соображениями на этот счет с читателями интернет-газеты «Время Воронежа» поделилась профессор ВГУ, доктор политических наук Александра Глухова.
– На ваш взгляд, в текущей кампании имеются какие-нибудь интриги?
– По части победителя интриги никакой нет, конечно. Я не очень доверяю цифрам ВЦИОМ (компания-то провластная), которые сулят Путину безоговорочную победу. Но, так или иначе, наши люди голосуют в силу инерции, в силу культурной специфики за власть. Мол, а разве есть кто-то другой достойный? Как будто в условиях полной ликвидации всяческой конкуренции может появиться достойная альтернативная фигура. И при том, что в победе Путина сомнений нет, я чувствую, что в обществе накопилась психологическая усталость – от несменяемости власти, от бесперспективности, от того, что четыре года подряд доходы населения снижаются, и конца этому не видно.
В этих условиях самым важным следует считать вопрос – с каким результатом победит основной кандидат.
– Вы, наверное, знаете, что из федерального центра транслировалась задача под названием «70 на 70». Речь о том, что за основного кандидата должны проголосовать 70% избирателей при явке в 70%.
– Знаю. Но сейчас эту задачу как будто дезавуировали. В публичном пространстве идет дискуссия: что выгоднее для власти – маленькая или большая явка? Ведь при маленькой явке победитель получает больший процент. С другой стороны, чем больше явка, тем приятнее должно быть победителю. Впрочем, я не хочу подробно рассуждать на эту тему. Но если вопрос о высокой явке, действительно, перестал быть актуальным, то другой главный вопрос только набирает силу – кто станет вторым?
– Вы полагаете, тут возможны варианты?
– Безусловно. У левых сил появился новый кандидат, оказавшийся неожиданно интересным, с растущим рейтингом. О степени его популярности свидетельствуют, в первую очередь, информационные удары, цель которых – дискредитировать Грудинина. Новое лицо в политике всегда привлекает внимание, но, очевидно, что власть недооценила степень электоральной востребованности в новых действующих лицах, а теперь пытается изменить ситуацию с помощью судорожных обвинений в его адрес. И теперь приходится гадать – снимут его с выборов или нет?
– Вы считаете такой вариант возможным?
– Да. Власть может пойти на это еще и в надежде, что левый электорат сдвинется в сторону главного кандидата, приблизив его к искомой формуле «70 на 70». Хотя, на мой взгляд, это будет грандиозный скандал.
– При снятии Грудинина велика вероятность уличного протеста.
– Да тут все возможно, потому что нельзя ломать правила игры, когда игра уже заканчивается: митинги, демонстрации. Или Зюганов возьмет и призовет своих избирателей бойкотировать выборы. А без левого электората показатель явки может оказаться совсем плачевным. Да и на легитимность власти снятие оппозиционного кандидата отбрасывает тень.
– Александра Викторовна, разделяете ли вы впечатление, что воронежский общественный штаб кандидата Путина крайне пассивен?
– Пассивен, да. А что ему делать-то? Что они могут сказать – «Сильный президент – сильная Россия»? Но это за них уже сказали. А идти на прямое общение с людьми – занятие непредсказуемое. Вдруг люди начнут задавать вопросы, на которые представители путинского штаба ответить не могут: о бедности, о всевластии чиновниках, бюрократической вакханалии и так далее. Даже когда сюда приезжают доверенные лица Путина, то с ними разговаривают не про президента и его программу, а по их профессиональной принадлежности, поскольку все они – люди сановные.
– После выборов, как думаете, в Воронежской области какие-нибудь перемены возможны?
– Если ничего экстраординарного не случится – никаких перемен ни в области, ни в стране в обозримом будущем ожидать не приходится. Все наши изменения произойдут вне зависимости от президентской кампании – конкурс на пост воронежского мэра, сентябрьские выборы губернатора.
– Вот, кстати, а разве личная судьба Александра Гусева не зависит от того, как здесь пройдут президентские выборы?
– Конечно, зависит – от того, какая будет явка, сколько проголосуют за Путина. Но знаете, когда в Воронежской области только произошла смена губернатора, у меня было ощущение, что это место освобождалось не для Александра Гусева, а для какого-нибудь «варяга». Однако последние события показали, что у него, к счастью, есть шанс остаться руководителем Воронежской области. Впрочем, до сентября далеко, и произойти может все, что угодно.
Герман Полтаев
Время Воронежа, 11:17, 08.03.2018