26 ноября 2024, 14:22
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Глава Новоусманского района Воронежской области Дмитрий Маслов: «Новоусманцы не граждане квартиры, а люди с высоким пониманием гражданской позиции»

02.04.2018 17:02
Автор:

Воронеж. 02.04.2018. ABIREG.RU – Эксклюзив – Немногим более месяца назад Дмитрий Маслов возглавил Новоусманский район без приставки «и. о». Стереотипное представление об этой должности – лакомый район, сверхперспективная локация, два индустриальных парка. На фоне успешного прохождения кадрового отбора более чем из 15 кандидатов и уверенной победы благодаря «чистой репутации» и «положительному опыту руководящей работы», кажется, не работа, а сказка. Однако даже за время нашего интервью становится понятно, что Дмитрию Маслову точно не позавидуешь. Отвечаешь лично за всё – от экономики до ЖКХ. Шанса на ошибку с учетом оказанного доверия практически нет. Обращаются к тебе по каждому вопросу: инвесторы – со своими инфраструктурными проблемами, местные жители – с жалобами на дороги, культурно-массовые работники – с просьбой уделить внимание их мероприятиям. Даже когда ты умеешь четко расставлять приоритеты, работа сверхэнергоемкая, семь потов в час сойдет. А если задуматься, что подвигло и без того успешного государственного служащего податься именно на этот, только на первый взгляд благодатный участок работы? Наверное, дело либо в патриотизме и ответственности за свою малую родину, либо в погоне за влиятельностью и далеко идущих политических амбициях.

– Вы когда соглашались на всю эту «авантюру», изучили ситуацию?

– Конечно, изучил. Был момент, когда я колебался, стоит ли принимать это решение. Но, считаю, если судьба бросает тебе новые вызовы, надо достойно принимать их, а не отползать в сторону. Поэтому решение это достаточно взвешенное, не огульное. Работа главы муниципалитета очень интересная.

– Для чего вы пришли на эту работу, чего хотите от нее?

– Это самый важный вопрос, который я сам перед собой ставил и на который неоднократно отвечал во время собеседований. Отбор проходил по новой методике правительственных структур. Состоялись встречи с семью интервьюерами, последним из которых был Алексей Гордеев. И одним из основных вопросов как раз оказался вопрос о мотивации. Сам я сформулировал ответ на него примерно так.

Самое важное для меня на этом посту – возможность добиться значимого результата, который положительно повлияет на жизнь моих земляков, возможность привнести свой вклад в формирование комфортной социокультурной среды на нашей малой родине и тем самым оставить о себе добрую память в истории района. И нет у меня никакой эйфории в связи с избранием на эту высокую должность, наоборот, ощущаю колоссальный груз ответственности за спиной. Я понимаю, что за мной 85 тыс. человек и то, как я буду работать, и повлияет на отношение людей к власти в целом, и сформирует их мнение лично обо мне.

Второй момент – личностный мотив. Это испытание, проверка, профессиональный рост, новые знания, новые горизонты.

Третье – это доверие Алексея Гордеева, поддержка Александра Гусева, который открыто высказался об этом в ходе рабочей поездки в район. Эти слова, с одной стороны, дают мне дополнительные возможности, ко мне начинают прислушиваться. С другой стороны, накладывают дополнительную серьезную ответственность. Я сделаю всё, чтобы оправдать такую положительную характеристику. Вместе с тем я не тешу себя иллюзией, что всё получится с первого раза. Любой человек, работающий смело и интенсивно, совершает ошибки, главное, их вовремя увидеть и поправить.

Не буду скрывать, и прежде у меня были мысли о том, чтобы возглавить муниципалитет, и вот в конце прошлого года у меня такая возможность появилась. Так что мысли и вправду порой материализуются.

– Новоусманский район «козырнее», чем Рамонский?

– Новоусманский – сложнее и масштабнее. И по численности населения, и по территории, и ближе к городу, и проблем каких-то больше, по крайней мере, в финансовом плане. Мы знаем, что Рамонский район очень сильно подтянулся ввиду больших инвестиционных проектов: это «Град», «КДВ Воронеж», ряд других предприятий. Поэтому основные принципы работы с инвесторами, применяемые соседями, необходимо взять на вооружение и нам.

– С какими проблемами пришлось столкнуться в первую очередь?

– Сейчас, например, предпринимая шаги по благоустройству, размещению социальных объектов, сталкиваемся с отсутствием свободных муниципальных площадок. Тут тоже выручают инвесторы – бизнес идет на то, чтобы предоставлять свои земельные участки. Например, мы строим два детских сада, в обоих случаях собственники отдали свою землю в распоряжение района. В то же время мы понимаем и их мотивацию. Главная задача предпринимателя – систематическое извлечение прибыли. И как только мы открываем поблизости социальный объект, становится ликвидным всё имущество в его окрестностях. Вот так и получается выигрышный социально-экономический эффект от сотрудничества власти и бизнеса.

– Вы как будто этого стесняетесь.

– Ну как стесняюсь, не хочу кривотолков на этот счет. Моя позиция по взаимоотношениям с бизнесом – я это открыто говорю – состоит в том, что можно и нужно идти на компромиссы, если они в рамках закона и в интересах района. Сейчас в направлении развития государственно-частного партнерства предпринимаются достаточно серьезные шаги на законодательном уровне. Для нас это один из основных методов решения многих вопросов социально-экономического развития района.

– А для инвестпроектов достаточно площадей?

– Мощнейшая площадка для инвесторов – это небезызвестный для многих индустриальный парк «Масловский», который ко всему прочему имеет все шансы в скором времени стать особой экономической зоной. Находящихся в муниципальной собственности площадок для развития, в том числе и инвестиционных, не так уж много. У нас в инвестиционной карте района шесть перспективных площадок. Но большинство из них довольно ограничены и по площади, и по коммуникациям, да и по мощностям не вполне соответствуют требованиям серьезных инвесторов. При этом мы понимаем, что если инфраструктурные недостатки участков вполне устранимы, то их площади все-таки существенно снижают наши инвестиционные возможности.

В этой связи администрацией прорабатывается возможность вовлечения в создание инвестиционных площадок частных землевладельцев. В этом смысле хорошим примером является индустриальный парк «Перспектива».

Сейчас появился еще один интересный проект по созданию агропромпарка и промпарка для МСП. Его инициатором выступил «Воронежпищепродукт» (аффилированный с ГК «Пятый сезон» – прим. ред.).

«Ритейл-парк» – также значимый для нас проект, ведь среди основных статей наполнения районного бюджета – налог на доходы физических лиц. Там очень перспективные планы, порядка 10 крупных сетевых магазинов будет размещаться, парковка на 4 тыс. машин. Заход «Ашана» проработан в достаточно высокой степени. Формируется определенный инвестиционный узел.

Серьезным инвестиционным проектом является строительство ООО «Воронежский шампиньон» комплекса по выращиванию шампиньонов, который по плану должен быть введен в эксплуатацию к концу 2018 года. Общий объем инвестиций составляет более 2 млрд рублей. Планируется создание 250 рабочих мест.

– Как глава, отвечающий за эти земли, что думаете: вот сейчас этот «Ритейл-парк» запустите, а он в Воронеж перейдет?

– Вопрос о передаче этих территорий окончательно не решен, но прорабатывается, в том числе с юридической точки зрения. Тут есть много точек зрения, и выбор достаточно сложный. Полагаю, что в первую очередь надо прислушаться к мнению жителей. Понятно, что застройщикам интересна перспектива перехода в городской округ, но, с другой стороны, жители теряют ряд льгот. Например, бюджетные работники имеют льготы по коммунальным услугам, и вопрос, захотят ли они этого перехода, пока открыт.

– Вопрос только в статусе: городской или негородской житель?

– По большому счету, да. В головах сидит формула, что быть городским жителем «круто». Но сейчас этот стереотип уходит, наоборот, все рвутся в пригород. Тем не менее экономические службы, маркетологи застройщиков заинтересованы в частичном переходе Новоусманского района в город.

Александру Гусеву задавали этот вопрос, когда он приезжал в район с рабочей поездкой. Он выступает за взвешенный подход к этому решению. И, насколько мне известно, он считает, что, прежде всего, должны учитываться интересы жителей и нашего района, и городского округа.

– А что это потенциально означает для района, он теряет налоги?

– Если взять чистую экономику, то, отдавая многоквартирную застройку в город, район сбрасывает с себя экономическое бремя: содержание жилищно-эксплуатационных служб, автодорог, освещения, социальных объектов, которые там будут размещаться. Поликлиника, детский сад, школа – это всё финансируется из местного бюджета. Поэтому если взять просто цифры, если бы у нас вместо администрации искусственный интеллект работал, он бы легко принял решение о передаче участка в городской округ.

Напротив, перспективным с точки зрения экономики будет участок с «Ритейл-парком». Это рабочие места, доходы в бюджет.

Но ведь помимо сухих цифр статистики, финансово-бюджетных показателей, мы должны руководствоваться целым рядом других факторов. Все-таки земля эта – исторически Отрадненского поселения. И большой вопрос, как сами отрадненцы на это отреагируют.

Какие еще соображения влияют на нашу позицию? Наличие поликлиники (она есть в планах застройки), детского сада, школы. Александр Викторович поручил предусмотреть там зоны отдыха для населения. Возможно, будет реализован проект по строительству ледового дворца. И все эти объекты, которые так необходимы людям, могут быть административно отчуждены от района. Взять, допустим, новый инновационный детский сад «Ритм». Если бы я в детстве такой увидел, наверное, сознание потерял бы от изумления. Там сенсорные комнаты, комнаты для робототехники, проводятся звуковые и световые шоу. Исключительное оборудование. И если окажется, что отрадненских детей туда не будут брать, станет очень обидно.

Есть и еще одно предложение – создать там отдельное муниципальное образование. Мнений вагон и маленькая тележка, и задача власти выбрать взвешенное, правильное решение.

– Из бюджетов какого уровня финансируется строительство всех этих объектов?

– Заказчиком является администрация муниципального района. Но, естественно, мы не можем это профинансировать исключительно из своего бюджета. Деньги там и областные, и муниципальные, и федеральные.

– Почему «естественно»? У вас же один из самых богатых районов.

– Это стереотип, который, к сожалению, не соответствует действительности. По уровню собственных доходов на душу населения мы занимаем одно из последних мест в Воронежской области – 5 тыс. рублей на человека. Александр Викторович в ходе встречи с активом района сказал, что огород за эти деньги не покосишь. А надо и лечить, и учить, и воспитывать. Пока мы, к сожалению, дотационный район. Вы правильно сравниваете: и Рамонский, и Новоусманский – это пригородные районы. Но принципиальное наше отличие от тех же Семилук или Рамони – это 85 тыс. человек населения, а неофициально и того больше.

– То, что вы называете проблемой, другие называют ресурсом, разве нет?

– Я назвал это проблемой лишь в том контексте, в котором мы обсуждаем. Для экономики это именно проблема, в том числе и по той причине, что наши жители работают в основном в городе. Дисбаланс в том, что содержание всей социальной инфраструктуры муниципалитета возложено на нас, а отчисления от доходов физических лиц, работающих в Воронеже, идут городскому округу. Поэтому задача № 1 для нас – создавать рабочие места и постепенно выходить из финансового пике.

– А откуда мифы?

– Люди оценивают власть по социальным проектам. Построил что-то – хороший, не построил – плохой. Эта оценка складывается из той социокультурной среды, которую мы создаем. А чтобы ее создать, должна быть экономическая подоснова. Тем более строительство каждого нового социального объекта сопряжено с последующим бременем его содержания. Но социальных обязательств при этом никто не отменял, а у нас 3-е место по численности населения в Воронежской области.

И я, как глава района, испытываю жгучее желание совершить рывок в развитии социальной инфраструктуры. Но понимаю, что мы должны желания соизмерять с возможностями. Помните советский фильм? Один из героев сказал: «Имею желание купить дом, но не имею возможности, имею возможность купить козу, но не имею желания».

В ближайшее время хочется реализовать амбициозные социальные проекты: строительство двух детских садов, пристройки, ясельных групп, спортивных объектов, проектирование двух школ, бассейна. И эти планы пока опережают наши экономические возможности. Эта мысль не дает мне покоя, и я ищу резервы. В первую очередь мы занялись анализом нашей финансово-бюджетной ситуации. Увидели первые участки, по которым недорабатываем. В частности, у нас одна из самых серьезных недоимок по налогам – более 130 млн рублей, 70 млн рублей – только по транспортному налогу.

– Сколько у вас годовой бюджет?

Консолидированный бюджет под 2 млрд рублей, собственные доходы – чуть больше 400 млн рублей. Это очень важный параметр, по которому нам необходимо поднять планку, чтобы постепенно перестать обременять бюджет Воронежской области. Поэтому одна из приоритетных задач – это мобилизация доходов.

В частности, мы работаем с имеющейся недоимкой. Например, с помощью налоговой службы, ГИБДД, судебных приставов отрабатываем комплекс мер, в том числе проводим рейды по организациям-неплательщикам. Это, конечно, не дает быстрого результата, но мы хотя бы постепенно меняем сознание людей. Особенно сложно эта работа проходит с «идейными» неплательщиками, которые научились уходить от уплаты налогов юридически чисто. Но с гражданской точки зрения это чистой воды позиция паразитирующего элемента. Как это потом к нам возвращается? Элементарно. Приходят люди: сделайте нам дорогу. Я недавно в правительство ездил, обратился за помощью. Но есть четкая, объективная формула выделения средств на дороги, она от просьб не зависит. И первый вопрос, который мне задали: «Ребят, у вас 70 млн недоимки по транспортному налогу, а именно он формирует дорожный фонд. Справедливое замечание, крыть нечем. Поэтому сейчас мы на своем уровне пытаемся сдвинуть решение этой проблемы, в том числе в рамках работы специального координационного штаба. Аналогичная работа ведется в части имущественных налогов, НДФЛ и так далее.

Второе важное направление – мониторинг наших предприятий. Довольно много тех, кто ведет деятельность на территории района, а зарегистрирован в городе. Соответственно, все ключевые налоговые доходы идут в бюджет Воронежа. Мы встречаемся с руководителями этих предприятий, проводим беседы, находим понимание.

– Какие предприятия считаются крупнейшими для района?

– Это завод «Олсам», завод минерального порошка (активы Эдуарда Краснова), Центрально-черноземная плодово-ягодная компания Валерия Литвиненко, компания «Логус-Агро» Игоря Алименко, распределительный центр «Магнит» и другие.

– Предприятия есть, а налогов нет. Что-то где-то не так...

– Мы для этого и проводим оценку, чтобы было понимание, где у нас проблема. Налоги-то как таковые есть, но недостаточно объемов налоговых поступлений.

– А налоги с недвижимости? В районе ведь много частных домов, место более чем элитное. Они налоги приносят или стоят недостроями?

– Конечно, доходы в бюджет должны приносить: налог на имущество физических лиц, который в поселение идет, и земельный налог. По земельному налогу, к счастью, почти все собственность оформили, а вот по налогу на имущество много случаев, когда люди строят себе жилье и просто не вводят его в эксплуатацию, не получают на него «зеленку», дабы снизить свое налоговое бремя.

Сейчас внедрена адресная электронная система регистрации, стимулирующая оформление объектов в собственность. Например, при газификации необходимо, чтобы домовладение было в ней зарегистрировано. По новому подключению мы на эту педаль нажимаем, по старому – сейчас прорабатываем методику воздействия на неплательщиков.

– А турбазы района, они приносят какие-нибудь доходы?

– Конечно, это же бизнес! Правда, есть одно но, которое препятствует эффективной отдаче: малый бизнес сильно погружен в тень. И эту ситуацию, к сожалению, нельзя одномоментно в корне переломить. Одни платят зарплату, всё официально проводят, но при этом конкурируют с теми, у кого производство в сарае и кто вообще никаких налогов не платит.

Мы побуждаем предпринимателей выходить из тени поэтапно. Это работает в обмен на создание лояльных условий. Ведь официальный статус бизнеса открывает возможности к участию в государственных программах, льготным кредитам. Существуют налоговые каникулы, надзорные каникулы, льготная ставка аренды – весь спектр. Но и предприниматель должен понимать, что нужно выходить из тени. Только так мы сможем выстроить общество, которое развивается в том числе за счет малого и среднего бизнеса.

Поскольку я ранее работал как раз в этой сфере, могу уверенно сказать, что никогда раньше такой системы лояльности к бизнесу не было. Но у нашего бизнеса есть ментальность: люди не верят. Я приезжаю на предприятия поговорить. Слышу, что всё плохо. Например, недавно были в «Сковородкино». Говорю: «Давайте, что нужно? Я вас сведу с департаментом предпринимательства, можем рассмотреть сотрудничество через фонд поддержки малого и среднего бизнеса, дешевые кредиты, залоговые обязательства». Не верят. Связываю с ответственным специалистом департамента, включаются в работу и потом удивляются, звонят: «Действительно, всё работает».

– Мы коснулись работы с действующими инвесторами. А чем планируете привлекать новых?

– Здесь я бы выделил частную инвестиционную площадку агропромышленной направленности. По задумке в проекте предусмотрен крупнейший выставочный павильон для аграриев. Но это не только экспоцентр, там будут и производство растений, средств их защиты, и сборка сельхозтехники. Площадка будет расположена в Новой Усмани – с правой стороны от трассы «Дон» в южном направлении, на земельном участке в 100 га.

С представителями «Воронежпищепродукта», которые занимаются этим проектом, мы вместе сели за круглый стол, проговорили параметры, сейчас там готовятся к серьезной презентации. Для меня этот проект важен как точка притяжения инвестиций.

Значимую роль я отвожу проекту «Воронежский шампиньон» (аффилированная компания ЗАО «Агросвет») стоимостью 2 млрд рублей по строительству теплицы для выращивания грибов (нулевой цикл его реализации уже пройден). Объект расположится в районе Рогачевки. Инвесторы поначалу уперлись в присоединение к электросетям, и реализация проекта оказалась под вопросом. Однако конструктивный диалог с руководством «МРСК Центра» помог найти общий знаменатель в этом вопросе, и строительство комплекса продолжилось.

Вообще для нас энергетика – это, конечно, бич. Вы, наверное, слышали про отключения, про постоянные жалобы жителей. Я сразу после прихода сюда начал эту тему двигать на уровне местной РЭС и «МРСК Центра». Там тоже новый руководитель – Евгений Александрович (Голубченко – прим. ред.). Я взял статистику звонков по отключениям, плановым и аварийным, ему эти цифры показал. Он говорит: «А вы уверены, что это действительно так?» Отвечаю: «Точно!» Мы с ним встречались через неделю, когда он, проанализировав ситуацию, сказал: «Вы правы, 40% жалоб по отключениям электроэнергии по всей области приходятся на Новоусманский район». Это очень серьезная проблема для жителей, существенно снижающая качество жизни. Сейчас мы принимаем совместные меры, число сотрудников ремонтных бригад увеличилось, запланированы дополнительные инвестиции по обновлению электросетевого хозяйства.

– Получается, вы хотите привлекать инвесторов, а нет мощностей?

– Надо искать резервные свободные мощности, строить подстанции, для этого нужны инвестиции. Замкнутый круг. Однако мы нашли подходящее решение. Один из приемов, который успешно применяется на практике, – это совокупность интересов нескольких хозяйствующих субъектов, которые заходят на площадку вместе, тогда распределение нагрузки по присоединению идет более умеренное.

– А как же областные программы, предусматривающие компенсацию затрат на инфраструктуру?

– Это касается уже индустриальных парков. Таких у нас два, и с ними всё в порядке. Единственное, в отношении инвестиционной компании «ВИнКо», которая управляет «Масловским», сейчас мы ведем работу по переводу в район как ее самой, так и ряда резидентов для увеличения налоговых поступлений.

– Какова судьба проекта IKEA, его уже сбросили со счетов?

– Я встречался с представителем IKEA. Насколько я понимаю, что-то пошло не так. Сейчас у них есть актив, большой участок, за который они платят порядка 30 млн рублей в год. Но в итоге он превратился в пассив, из-за которого они теряют деньги. Насколько я понял, уже признано, что сам участок под проект взят слишком большой. Видимо, его часть будет выставлена на продажу. Со своей стороны я надеялся, что «Ритейл-парк» в качестве своего рода противовеса вдохнет в IKEA новую жизнь. Но вижу, что у самих представителей компании уже опустились руки и четкого понимания, что дальше делать с этим проектом, нет.

– Повышение собираемости налогов, привлечение инвесторов... Какое третье направление мобилизации доходов?

– Третий элемент – это оптимизация расходов. Есть вещи, которые довольно серьезно нарушают сбалансированность бюджета. Не могу вдаваться в детали, но мы, например, выяснили, что в одном из социальных направлений имели место неэффективные бюджетные расходы.

С целью сокращения количества таких фактов, когда я только пришел к руководству, для меня было принципиально важным по опыту правительства области ввести в практику согласование всех расходов с финслужбой. Прежде местная модель финансовых отношений была выстроена иначе. Новая модель позволяет корректнее оценивать приоритеты, а кроме того, сама необходимость согласования свела на нет ряд бюджетных заявок – видимо, и содержащиеся в них потребности были не столь острыми.

– Как вас встретили федеральные структуры?

– Встретили хорошо, со всеми есть понимание. В первую очередь собрались с силовиками. Все-таки предыстория, так скажем, у района криминальная. Мы обсудили те пожелания, которые у них есть к работе администрации, слабые места, которые имелись на тот момент. Одна из претензий касалась работы нашего муниципального коммунального предприятия. В отношении его директора было возбуждено уголовное дело, и мы с ним прямо в первую неделю моей работы пожали друг другу руки и расстались.

– Какие сильные стороны остались в наследство от вашего предшественника?

– Если честно, по самой обстановке я был даже несколько удивлен. Я пришел с ожиданием определенной политической турбулентности. У нас есть районы, которые традиционно, то латентно, то открыто раздирают внутренние противоречия. Здесь же, напротив, меня удивили высокая политическая сплоченность, сознательность, конструктивный настрой. Нет внутренних противоречий, распрей. Депутатский корпус, для которого Владимир Чернышов был и остается авторитетным человеком, меня воспринял очень конструктивно, единогласно поддержал на выборах. Люди консолидированы.

Вообще, когда я только прошел в кабинет, раздался стук в дверь – заходит человек, работник администрации и говорит: «Хотел вам сказать, что я 16 лет работал с Чернышовым, я ему очень обязан, он много мне добра сделал, я ему очень предан, от него не отрекусь! Вы меня за это уволите?»

Во-первых, мне приятно, что эта позиция была высказана честно и открыто. Я ответил: «Главное, чтобы вы служили не Чернышову и не Маслову, а району. Давайте вместе работать, тем более у вас опыт есть, которого у меня нет. А выслуживаться перед кем-то – не наша форма работы».

С учетом уголовно-правовых разбирательств, которые до сих пор идут, у людей, в том числе сотрудников, воспалилось воображение в связи с моим приходом: думали, что придет, разгонит, всех уволит. Сейчас это сознание немного переформатировалось. Люди, которые здесь трудились, имеют серьезный опыт, знания, желание работать. С теми, кто настроен двигаться дальше и привносить свой вклад в развитие района, – нам по пути. Кто собирается саботировать работу, дискредитировать тем самым органы местного самоуправления или не хочет работать по-новому, тому лучше поискать варианты в другом месте.

В целом у Владимира Васильевича были определенные методы работы, которые позволили ему в течение 17 лет оставаться всенародно избранным главой района. Это говорит о многом. Ситуация, которая получилась с нарушением закона, – это не моя компетенция. Что касается личных наших с ним отношений, мы неоднократно встречались с Владимиром Васильевичем, по некоторым вопросам я даже просил его совета.

– Так, в конце года Александр Гусев с вас за что спросит?

– За район спросит. Работа руководителя любого муниципалитета – это не узкоотраслевая ответственность. Здесь всё: от благоустройства до надоев и динамики промышленного развития.

Не обойдется, конечно, и без политических итогов года. В этом отношении мне понравилось сравнение Станислава Говорухина СССР и России. Суть сравнения в том, что раньше мы были гражданами страны, плохой или хорошей, но страны, а сейчас стали гражданами квартиры. Так вот, придя в район, я увидел, что новоусманцы не «граждане квартиры», а люди с высоким пониманием своей гражданской позиции. И именно на таких людей я и буду опираться при решении стоящих перед районом задач.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 2