Военный эксперт Дмитрий Болтенков – о масштабах военного противостояния в Восточном Средиземноморье.
Американский президент Дональд Трамп публикует грозные твиты, забывая о том, что имеет дело не с бизнесменами и играет отнюдь не в покер, в котором можно без оглядки блефовать. За каждой его эскападой в соцсетях следуют перемещения реальных кораблей, самолетов и солдат. Другие страны не могут игнорировать такие маневры и вынуждены реагировать. Все это подогревает и без того накаленную атмосферу в Сирии и вокруг нее.
В последние дни наблюдается стремительное наращивание группировки ВМС США в Средиземном море. Так, вблизи сирийских берегов замечен эсминец «Дональд Кук». Он находится всего в 100 км от пункта базирования ВМФ России в городе Тартус.
«Дональду Куку» компанию скоро составят еще два эсминца – «Портер» и «Лабун». Все эти корабли несут на борту по несколько десятков крылатых ракет «Томагавк». Там же крутится минимум одна подлодка ВМС США, на борту которой также имеются крылатые ракеты.
К счастью, в данный момент у США в Средиземном море нет ни одного авианосца. Поэтому американцы 11 апреля срочно отправили на Ближний Восток авианосную ударную группу в составе авианосца «Гарри Трумэн», крейсера и четырех эсминцев типа «Орли Берк». К ним, как ожидается, присоединятся еще два эсминца – «Джейсон Данэм» и «Салливанс». На борту «Трумена» находятся до 80 истребителей и штурмовиков. Все эсминцы могут нести до 56 крылатых ракет и оснащены системой ПВО-ПРО «Иджис».
Для нанесения удара по Сирии также могут быть использованы стратегические бомбардировщики В-2 и В-52. 11 апреля в СМИ появилась информация, что в воздушном пространстве над США находятся целых 42 самолета-заправщика КС-135. Немалое количество боевых самолетов тактической авиации имеется на авиабазах Ближневосточного региона, в частности на территории Катара.
В свою очередь, Россия за последние годы развернула достаточно сбалансированную группировку разнорородных сил в Сирии. В ее составе имеется части Воздушно-космических сил, оперативная эскадра ВМФ, армейские силы.
Так, эскадра ВМФ включает в себя до 15 кораблей, вспомогательных судов и подводных лодок. В частности, в ее состав входят две подводные лодки проекта 06363 «Великий Новгород» и «Колпино».
Эти лодки, считающиеся одними из самых малошумных в мире, представляют серьезную угрозу для кораблей США. Надводная часть эскадры включает фрегаты проекта 11356 «Адмирал Эссен» и «Адмирал Григорович».
На борту всех кораблей и подводных лодок есть крылатые ракеты «Калибр», которыми Россия может нанести удар по базам США в Сирии, да и вообще в этом регионе. Также в Средиземном море могут скрытно находиться несколько многоцелевых атомных подводных лодок из состава Северного Флота.
Вблизи пункта базирования Тартус развернут береговой ракетный дивизион комплекса «Бастион». Несколько береговых ракетных дивизионов есть и у ВМС Сирии.
Авиационная часть российской группировки включает в себя бомбардировщики Су-34, истребители Су-35 и Су-30СМ. Эти самолеты могут использовать противокорабельные ракеты Х-35. 11 апреля стало известно, что Россия запросила у Ирана разрешение на размещение на авиабазе Хамадан бомбардировщиков Ту-22М3 и Ту-95МС, а также самолетов заправщиков Ил-78.
Не стоит забывать, что на юге России развернута самая мощная в стране 4-я воздушная армия, способная быстро нарастить авиационную часть группировки в Сирии. Тузом в рукаве России является эскадрилья самолетов Миг-31, оснащенных новым комплексом «Кинжал». Эскадрилия базируется вблизи Астрахани и с 1 декабря 2017 года находится на боевом дежурстве. Гиперзвуковая аэробаллистическая ракета комплекса может поражать цели (в том числе надводные корабли) в Средиземном море.
В ближайшие дни можно ожидать выхода в район Средиземного моря группы кораблей Северного Флота, в частности свежеотремонтированного крейсера «Маршал Устинов».
Всё происходящее напоминает подготовку к нешуточному конфликту. США взвешивают разные варианты удара по Сирии. Возможен и точечный удар крылатыми ракетами по отдельно взятой сирийской базе, и массированный удар крылатыми ракетами и бомбардировщиками сразу по всем ключевым объектам.
Пока политики размышляют, что делать дальше, военные занимаются демонстрацией силы. Так, если ранее эсминец «Дональд Кук» подвергался облетам самолетов ВКС России в Черном море, то 10 апреля американские моряки получили возможность их увидеть уже в Средиземном море.
11 апреля ВМФ России объявил о проведении учений вблизи сирийских берегов и закрыл большой участок воздушного пространства. Россия устами дипломатов пообещали сбивать над Сирией как ракеты, так и самолеты, а заодно и нанести удар по кораблям или базам, откуда эти самолеты/ракеты были выпущены или взлетели.
Ситуация продолжает накаляться. Причем сами военные в эскалации меньше всего заинтересованы. Одно неосторожное движение – и могут быть и жертвы, и потери дорогостоящей материальной части.
В настоящий момент мир переживает Карибский кризис XXI века, поскольку еще никогда за последние 25 лет мы не стояли так близко к войне. В ходе Карибского кризиса политикам хватило ума притормозить, найти общий язык и устранить взаимные претензии. Теперь опять надо садиться за стол переговоров.
Автор – военный историк, автор книг о российской и советской морской авиации.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Дмитрий Болтенков
Известия, 15:51, 12.04.2018