Сегодня открывается Ялтинский экономический форум. На нем будет представлена концепция творческого кластера «Коктебель-парк» в Крыму. В основе проекта – продюсерский (если использовать современный язык) опыт поэта Серебряного века Максимилиана Волошина, сумевшего создать здесь уникальную творческую лабораторию, с которой связаны имена Марины Цветаевой, Николая Гумилева, Алексея Толстого и многих других выдающихся авторов.
Традицию Дома Волошина продолжил Дом творчества Союза Писателей, в котором отдыхали и работали Платонов, Высоцкий, Вознесенский, Окуджава, Ахмадулина. На протяжении ста лет Коктебель был точкой притяжения людей разных профессий и оказывал сильнейшее влияние на культуру России. Новый кластер сохранит традицию, но расширит палитру практик.
«Коктебель-парк» – пример того, как кластер сам «вырастает» из территории, является результатом исследования «гения места». Но это всего лишь единичный проект. Для того, чтобы поднять культуру полуострова в целом, добиться, чтобы богатейший символический капитал Крыма – от древних святынь до нового Крымского моста – начал приносить дивиденды, необходима ценностно-ориентированная государственная программа. В этом смысле Крым мог бы стать экспериментальной площадкой культурного возрождения России.
Сегодня мы начинаем понимать, что культура, творческие индустрии – важнейшее условие для рывка, для опережающего (а не догоняющего) социально-экономического развития. Причем культура – в самом широком смысле этого слова. Культура как символическая и материальная среда, в которой живут смыслы и ценности цивилизации. Как среда, которая обеспечивает национальную безопасность и суверенитет.
Современная культура сложна и мозаична. В современных городах рекламные щиты и, к примеру, рестораны, являются таким же фактором культурной среды, как музеи и театры. Галереи и городская архитектура, религиозные институции и филармонии, университеты и парки – эти явления не связаны друг с другом с точки зрения государственного управления, но вместе (именно вместе!) они оказывают огромное влияние на сознание человека.
Вслед за «культурой» расширяется и понятие «объект культуры». Раньше было проще: вот завод, вот больница, а вот «объект культуры» – библиотека, театр, музей. Очевидно, что сегодня нужны новые термины и новые институции.
Традиционные государственные институции, от музеев до культурных заповедников, часто глухи к инновациям, их главная задача – обслужить зрителя, сохранить наследие, обеспечить реставрацию памятников. Новые же институции, создаваемые на спонсорские деньги и по западным калькам, часто открыто фрондируют государству и традиционной культуре, используя новейшие технологии для навязывания молодежи эгоистической, потребительской модели поведения.
На мой взгляд, движение вверх начнется только тогда, когда мировой продюсерский опыт начнет служить национальным интересам. И сегодня, когда Россия имеет возможности для духовного подъема, важно не упустить момент. Институциями нового типа могут стать творческие кластеры, которые государство и частный бизнес создадут в регионах.
Творческие кластеры – это междисциплинарные объединения, дающие мощный синергетический эффект. Кластерная форма является одновременно и мобилизующей, и развивающей структурой. Такие объединения могут стать не только центрами досуга и образования, но и творческими лабораториями. Это обеспечит связь с «гением места», укоренит кластер на территории. Один из самых очевидных примеров – Голливуд. Здесь есть все для кинопроизводства: идеальный климат, океан, высокотехнологичная инфраструктура. Кроме того, это громадная резиденция, где живут сценаристы, режиссеры, актеры. Пример другого масштаба – городок скульпторов Пьетра-Санта в итальянской Тоскане, который расположен рядом с карьерами каррарского мрамора, престижными морскими курортами и памятниками Флоренции.
Нечто подобное кластерам существовало и в средневековом городе: мастеру фресок было удобно жить и работать по соседству с продавцами красок, архитекторами, плотниками. Артели создавали сложный, полноценный продукт. Трудно поверить, чтобы такой шедевр, как Дмитровский собор во Владимире, возводился по «отраслевому» принципу. Это была синергия.
В принципе, в эпоху социальных сетей и облачных технологий можно сидеть на Бали и делать свою работу, посылая файлы в Силиконовую долину. Но эта система работает лишь для специалистов средней руки. Для тех, кто занимается действительным творчеством, реальными инновациями, ситуация (хоть это и покажется кому то парадоксальным) такова: чем шире «мировая паутина», тем больше стремление работать бок о бок с соратниками.
И здесь возникает важный вопрос: что же объединяет людей? Мой ответ: общие ценности. Но если американские кластеры дышат «американской мечтой», то в России зачастую создаются копии чужого счастья. Некоторые столичные творческие кластеры, при всем стремлении к технологической оснащенности, продолжают оставаться на культурной периферии: они воспитывают интеллектуальных доноров Запада. Подлинно российский творческий кластер должен стать центром национальной идеологии и экономического успеха, инкубатором талантов – лидеров, способных создать эмоциональный образ будущего.
Автор – продюсер, режиссер, председатель Русского художественного союза.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Эдуард Бояков
Известия, 08:30, 19.04.2018