Россия предложила мировому сообществу пути решения проблем информационной безопасности.
Невзирая на сложную геополитическую обстановку, в баварском городе Гармиш-Партенкирхене уже в 12-й раз собрались ведущие специалисты и ученые, чтобы обсудить актуальные проблемы международной информационной безопасности. Традиционно здесь проводится форум «Партнерство государства, бизнеса и гражданского общества при обеспечении международной информационной безопасности». Организатором мероприятий выступает Институт проблем информационной безопасности МГУ им. М.В. Ломоносова и журнал «Международная жизнь» МИДа РФ.
В 2018 году в работе форума, который проходил с 16 по 19 апреля, приняли участие около 100 авторитетных экспертов по кибербезопасности из 13 государств, включая Россию, США, Китай, Великобританию, Канаду, Республику Корея и Японию. По словам сопредседателя оргкомитета форума, советника секретаря Совета безопасности РФ, директора Института проблем информационной безопасности МГУ им. М.В. Ломоносова Вячеслава Шерстюка, за время своего существования мероприятие стало уникальной внеблоковой площадкой международных встреч экспертов в области международной информационной безопасности и цифровой экономики.
– Стратегическая стабильность и стратегическое партнерство в глобальном информационном пространстве – два вектора, на которые нацелена Россия, – обозначил позицию РФ в своем выступлении начальник департамента аппарата Совета безопасности РФ Сергей Бойко.
Он рассказал участникам форума о трех перспективных инициативах России в данной сфере. Во-первых, российская сторона предлагает принять резолюцию Генассамблеи ООН по проблемам МИБ в новом формате. Этот документ должен обобщить все рекомендации, ранее наработанные в рамках группы правительственных экспертов ООН и ШОС, – они касаются правил, принципов и норм ответственного поведения государств в информационном пространстве, а также мер доверия в киберсфере.
Кроме того, Россия предлагает рассмотреть проект конвенции ООН о сотрудничестве в области противодействия информационной преступности. По мнению российской стороны, необходимо сосредоточиться на согласовании текста этой конвенции, чтобы сделать ее действенным для всех документом.
В-третьих, РФ выступает за решение проблем обеспечения безопасности функционирования и развития сети Интернет. В этом мировому сообществу поможет проект другой конвенции ООН. Суть документа заключается в содействии дальнейшему развитию Сети, повышению ее безопасности, обеспечению гарантий прав и свобод пользователей интернета.
– Российские инициативы – это предложение к диалогу и дискуссии, а также к поиску оптимального решения проблем в этой сфере, – подчеркнул Сергей Бойко.
За адаптацию международного права под потребности цифровой экономики выступил и директор Центра киберправа Университета Коре Ноюн Пак. Он убежден: информационная безопасность должна обеспечиваться на основе международного права.
– Мы все знаем, что нет общего договора по кибербезопасности. Однако есть некоторые двусторонние договоры и конвенции Совета Европы, которые охватывают лишь ограниченное число участников. Для обеспечения информационной безопасности требуются дополнительные договоры, в том числе, охватывающие аспекты международной торговли. Международные договоренности ценны тогда, когда они соблюдаются всеми членами международного сообщества, – сказал Ноюн Пак.
Корейский эксперт призвал постоянных членов СБ ООН активнее прилагать усилия в области обеспечения информационной безопасности, чтобы помочь другим государствам понять, как международное право применимо к международному киберпространству на практике.
Тем не менее, многие эксперты признают, что пока готовности к этому у мирового сообщества в полной мере нет. Более того, между такими ключевыми игроками, как Москва и Вашингтон, в последнее время вообще не наблюдается диалога. Так, в конце февраля в Женеве стороны на высоком экспертном уровне должны были в течение двух дней обсуждать широкий круг вопросов по информационной безопасности: сотрудничество в области борьбы с киберпреступностью, предотвращение киберинцидентов и создание действующего механизма переговоров по киберпространству. Однако переговоры за два часа до назначенного срока были сорваны Госдепом США.
Участие военных экспертов из США планировалось и в форуме в Гармиш-Партенкирхене, однако заявка была отозвана за несколько дней. По словам Вячеслава Шерстюка, пока американские коллеги, судя по всему, не готовы к серьезному обсуждению данной тематики.
– Дипломатия, основанная на «фейк-ньюс», дипломатия без переговоров, дипломатия без встреч экспертов, дипломатия, где не нужны аргументы – это дипломатия абсурда, это антидипломатия. Однако именно такой дипломатии в последнее время и придерживаются на Западе. Такая дипломатия не может дать международному сообществу позитивного итога в такой приоритетной сфере как информационная безопасность, – прокомментировал срыв переговоров в Женеве спецпредставитель президента РФ по вопросам информационной безопасности Андрей Крутских.
Однако, по его мнению, сегодня узкий круг западных стран навязывает концепцию автоматической применимости международного права в киберсфере, которое было создано еще до появления основных ныне доминирующих технологий. Но большинство понимает, что международное право следует адаптировать к реалиям цифрового мира.
– Должны быть введены новые понятия, четко определены угрозы и, соответственно, методы борьбы с ними, – отметил российский дипломат.
К обсуждению проблем кибербезопасности активно подключается и международное деловое сообщество. По мнению Андрея Крутских, бизнес уже «обгоняет политиков в усилиях по обеспечению безопасности банков и крупных предприятий», поскольку хочет договориться «о правилах игры». И мешать ему в этом не надо, считает спецпредставитель президента РФ.
Например, Microsoft предложил идею Женевской киберконвенции, Сбербанк выступил с инициативой созыва в нынешнем году крупнейшего в мире конгресса по кибербезопасности. «Норильский никель» продвигает Хартию информационной безопасности критических объектов промышленности. По словам вице-президента – руководителя блока корпоративной защиты ГМК «Норильский никель» Владислава Гасумянова, в документе отражено представление о том, какое поведение в информационном пространстве бизнес-сообщество приемлет и приветствует, а какие вещи определенно осуждает.
Множественность проблем в киберпространстве, как считает Андрей Крутских, говорит о том, что построение системы международной информбезопасности возможно только на площадке ООН с привлечением всех заинтересованных сторон – государственных органов, гражданского общества, бизнеса, юристов, разработчиков программного обеспечения и других.
Анастасия Толстухина
Известия, 00:01, 20.04.2018