Американское подразделение российской компании требует отмены введенных Трампом пошлин.
Заводы НЛМК в Индиане и Пенсильвании (3% американского рынка стального проката) направили в министерство торговли США предупреждение: НЛМК будет вынужден уйти с американского рынка, если США не исключат слябы компании из-под действия 25%-ных ввозных пошлин, имеющих заградительный смысл. Письмо направлено в минторг еще 23 марта, но в публичном доступе появилось 30 апреля – министерство не успевало оперативно обрабатывать поступающие заявления.
НЛМК пишет, что два его завода обеспечивают в США 9000 рабочих мест и, если их продукция не будет освобождена от влияния заградительных пошлин, существует риск остановки производства.
Предприятия американского дивизиона НЛМК, по данным компании, производят 2 млн т стального проката в год. Бизнес-модель НЛМК устроена так, что слябы из России поступают на прокатные заводы в регионах присутствия, объясняет Николай Сосновский из Prosperity Capital.
В апреле 2017 г. президент США Дональд Трамп подписал указ «Покупай американское, нанимай американцев». Он обязывает госструктуры увеличить закупки продукции, выпущенной в США. Но если полуфабрикат для продукции изготовлен не в США, она американской не считается; слябы – как раз полуфабрикат.
В марте США ввели импортные пошлины – 25% для стали и 10% для алюминия – в отношении продукции из Китая, России, Японии.
В Пенсильвании у НЛМК два актива. NLMK Pennsylvania производит карбонизированную и легированную сталь. Расположенное рядом предприятие Sharon Coating производит из проката NLMK Pennsylvania различный горячеоцинкованный прокат.
Актив российской компании в Индиане (NLMK Indiana) производит сталь (700 000 т слябов в год) и горячекатаный прокат.
США – третий по значению для НЛМК домашний рынок. На его долю приходится 11,3% (или 1,8 млн т) в структуре продаж НЛМК.
Американский дивизион НЛМК входит в пятерку крупнейших производителей металлопродукции в США. И главным пострадавшим от введения заградительных пошлин на слябы станет конечный американский потребитель, для которого вырастут цены на стальную продукцию, говорится в обращении NLMK Indiana и NLMK Pennsylvania.
Представители дивизиона предупреждают: если американские потребители предпочтут более дешевую продукцию и мощности НЛМК окажутся недозагруженными, компания будет вынуждена сократить до 25% сотрудников в Пенсильвании и до 80% в Индиане. Также введение заградительных пошлин приведет к приостановке инвестиционной программы: до 2022 г., пишет НЛМК, планировалось инвестировать $664 млн.
Увеличивать производство слябов в США НЛМК невыгодно, уверен директор корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. «Себестоимость слябов в США значительно выше, чем в России: бизнес НЛМК – дешево производить сляб в России и поставлять его на собственные прокатные мощности в Европе и США. А производство сляба за рубежом приведет к недозагрузке в Липецке», – считает он.
«Сляб отсутствует в необходимом количестве на рынке США. Существующие мощности делают слябы только для собственного потребления. У этих компаний нет стимула продавать сляб конкурирующим производителям проката. Заводы американского дивизиона НЛМК зависят от импорта слябов», – говорит гендиректор американского дивизиона НЛМК Роберт Миллер.
По мнению Сосновского, НЛМК приводит самые серьезные аргументы для чиновников США – рабочие места в индустрии. Но это скорее дискуссия, элемент давления, уверен он: «С теми ценами на горячекатаный прокат, которые установились на американском рынке, даже с 25%-ной пошлиной активы не будут убыточны».
Слябы компания закупает по $550 за 1 т, а тонна горячего проката на внутреннем рынке США стоит порядка $1000. Даже с пошлиной цена перекатки сляба в прокат не превысит $1000 за 1 т, сообщает Сосновский.
24 апреля на телеконференции гендиректор НЛМК Григорий Федоришин признавал, что с 25%-ной пошлиной рентабельность производства – $50-70 на 1 т. «Многое зависит от того, каким будет решение об исключении из списка облагаемых заградительной пошлиной стран и компаний», – говорил он.
Благодаря резкому росту цен на сталь в США рентабельность американского бизнеса НМЛК остается примерно той же, что и до введения пошлин, объясняют аналитики Raiffeisenbank, но она сократится, если от пошлины будет освобождено несколько стран, – импорт вырастет, цена на сталь в США снизится.
Разговоры о закрытии активов в США – преувеличение, считает Худалов. «Американские дивизионы российских металлургов значительно менее рентабельны, чем их российские дивизионы, они работают близко к нулю. Но на показателях всей группы это не сказывается. Если НЛМК поставляет на свои американские заводы тонну сляба за $540, это не значит, что производство в Липецке обходится в ту же сумму. Себестоимость в Липецке не превышает $250-300», – предполагает Худалов.
Рассматривать американские активы отдельно от всей компании бессмысленно, продолжает эксперт. Вероятнее всего, если заградительные пошлины на слябы сохранятся, пострадают зарплатные проекты, начнутся постепенные сокращения рабочего времени. «Но в США трудно просто взять и закрыть завод, распустив рабочих», – подводит итог Худалов.
Публичная дискуссия, следует ли вывести слябы, произведенные НЛМК, из-под действия заградительных пошлин, продлится до 30 мая. После этого минторг США примет решение.
Полина Трифонова
Ведомости, 20:58, 06.05.2018