03 декабря 2024, 20:23
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Музыка разных в Воронеже

02.12.2009 12:58
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)  – Светская хроника – Джаз как культурное явление настолько многогранен и во всей своей многоликости непостижим, что порой становится очень сложно понять природу многих его вещей. Например, почему в Воронеже, в условиях неприкрытой бедности джазовых традиций, на «Джазовой провинции» всегда аншлаг.

Воронеж. 02.12.2009. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Светская хроника – Джаз как культурное явление настолько многогранен и во всей своей многоликости непостижим, что порой становится очень сложно понять природу многих его вещей. Например, почему в Воронеже, в условиях неприкрытой бедности джазовых традиций, на «Джазовой провинции» всегда аншлаг.

Обычная осенняя девчушка с умными карими глазами просунула голову и, заодно, свой винтажный вязаный берет в бездонную шахту филармонической кассы: «Билеты на «Джазовую провинцию» еще есть?» В ответ из шахты какой-то фагот человеческим голосом проворчал: «Билетов нету! Вон там для кого написано?» За двадцать минут до начала концерта у входа воронежской филармонии скопилось около двадцати таких обычных осенних воронежцев, не теряющих надежды каким-то чудесным образом попасть в зал. Среди них была и та девушка в вязаном берете. На месте судьбы я бы ее точно премировал случайным билетом — за неудержимое стремление к искусству, судя по всем признакам, очень-очень ею любимому.

Трехдневка «Джазовой провинции» в Воронеже уже в который раз проходит на ура. В ход идут билеты без указания места — попросту говоря — «стоячие», но даже этой меры мало, чтобы принять всех желающих. Организаторам фестиваля объяснять ничего не надо; они сами все прекрасно видят, но в ответ лишь разводят руками — в Воронеже просто нет более вместительного зала, акустика которого позволяет играть со сцены качественную живую музыку, в частности, джаз.

В Воронеже вообще мало что есть для джазовой музыки. В первую очередь, нет традиций. Участник фестиваля, виртуозный гитарист из Москвы Алексей Кузнецов как на подсказку смотрит на свой «Гибсон» семьдесят какого-то года и перечисляет джазовые города советской эпохи — Архангельск, Тбилиси, Баку, Ереван, Владивосток, Ростов-на-Дону… Воронежа среди них нет. Джазовое прошлое нашего города было бы и вовсе туманным, если бы не музыкальный критик, публицист и переводчик Юрий Верменич. В далеком 1966-м он возглавил первый воронежский джаз-клуб, в 1969-1971 годах был организатором городских джазовых фестивалей. За свои 75 лет, которые публицист отметил в августе этого года, он перевел на русский язык 30 книг о джазе, написал несколько своих.

Верменич, конечно, — айсберг. Но на всякий айсберг найдется свой ледокол «Ленин». Тогда как Алексею Кузнецову его дружбе с джазовой музыкой способствовал сам ЦК Комсомола Москвы, Верменич в Воронеже записывал в блокнот другие впечатления от советского общества: «Покинув Питер, я тогда инженерил на одном воронежском заводе-ящике целых 8 лет, свободного времени оставалось в обрез, но молодость брала свое, и даже находились какие-то развлечения. Одной такой яркой памяткой тех лет было высосанное из пальца одного местного стукача и осевшее потом навечно в гебистских архивах некое «дело о чуваках» (май 1958 г.), где о моем прошлом знали больше меня самого».

Не буду вдаваться в подробности культурологических мифов о противостоянии «стиляг» и «жлобов» — выразить точнее Тодоровского все равно не получится, скажу о последствиях. Не может быть простой случайностью, что в Воронеже сегодня нет просторных залов, где можно комфортно играть и, главное, слушать джазовую музыку. Не случайно и то, что директор Воронежского музыкального училища Игорь Пустовалов вынужден признаться, что в Воронеже нет музыкальных заведений, в которых бы учили джазу. Для сравнения, в Ростове пять детских музыкальных школ с джазовым отделением и два профессиональных учебных заведения — Ростовская Государственная Консерватория и Ростовское училище искусств. Джазовая жизнь в Воронеже по данным портала «JAZZ.RU» насчитывает не более двух-трех событий в год, включая передвижную «Джазовую провинцию», в то время как, например, в Екатеринбурге только в 2009 году в зачет идет 23 мероприятия. Вот и единственный воронежский джазмен с мировым именем Игорь Файнбойм в своем интервью «Российской газете» то ли в шутку, то ли всерьез называет себя «памятником джазу» и продолжает «мечтать о конкурентах». И даже воронежская скрипачка Вероника Шабашова, солистка Государственного музыкального театра национального искусства (Москва), блестяще выступившая на «Джазовой провинции» в рамках музыкального проекта «Sangam», как выяснилось, стала джазовым музыкантом после того, как уехала из Воронежа.

Единственное, чем Воронеж всерьез может похвастаться в джазе, так это своим зрителем. «Он необычайно открыт», — отмечает после концерта датская певица Вероника Мортинсен. «Он всегда благодарен и чист душой», — говорит Вероника Шабашова. «Мне кажется, он очень стремится к джазовой музыке», — подчеркивает гитарист Мэдс Колби. Стоит еще добавить, что наш зритель готов подпеть даже тогда, когда не понимает слов — например, американцу Николасу Бирду в первый фестивальный день (конечно, не все, но многие). В общем, не зря «Джазовая провинция» из 15 концертов в семи городах здесь проводит три — больше только в Курске, откуда родом ее основатель и вдохновитель Леонид Винцкевич.

В Воронеже «Провинция» ежегодно собирает до двух тысяч зрителей. Цена входного билета на один концерт от 500 до 900 рублей. Простой арифметический просчет показывает, что воронежский зритель в сумме платит за удовольствие послушать качественную джазовую музыку от одного до полутора миллионов рублей. Неплохо, с учетом наших джазовых «традиций». Но, в то же время, очень мало, если рассчитывать извлечь из фестиваля коммерческую выгоду. Впрочем, г-н Винцкевич, не питает на этот счет явных и скрытых иллюзий. В своих интервью он постоянно говорит, что цель проекта — не заработать денег, а предоставить сцену талантливым музыкантам и познакомить с их творчеством провинциального зрителя. «Джаз — это такой же многомерный мир, как литература, живопись, классика. Люди, которые его создают, по своей сути бескорыстные, они любят сам предмет, которым занимаются. Это не из области бизнеса, это из области любви».

За 14 лет существования «Джазовая провинция» охватила 25 российских городов; на фестивальной сцене побывало более 650 музыкантов из 30 стран мира. Значит ли это, что джаз в России набирает обороты? Наверное, каждый российский джазмен мечтает собирать стадионы зрителей, как в Америке это удавалось Хэрби Хенкоку. Но — увы. Российские джазовые музыканты зарабатывают деньги в основном на Западе, и основатель «Джазовой провинции» пианист Леонид Винцкевич в том числе. Да и проводить фестиваль с каждым годом становится все сложнее. Поначалу Винцкевичу содействовал Российский Фонд культуры, но вот уже более шести лет тот не участвует в проекте. С тех пор все зависит от спонсоров, поэтому организаторы никогда не говорят наперед, когда пройдет следующий фестиваль и состоится ли он вообще.

Перспективы развития джазовой культуры в России, каких желают многие джазовые музыканты, напрямую связаны с проблемой самоокупаемости данного музыкального продукта. Для этого джаз в нашей стране должен стать массовым, что само по себе в ближайшем будущем почти нереально. Вероника Шабашова считает, что глобальная смена музыкальных предпочтений — это длительный культурологический процесс, который займет еще минимум 50 лет. По мнению мэтров, перспектив и вовсе нет, если в государстве не появится серьезной программы в области культуры или конкретно джазовой музыки. «В нашей стране еще в 70-80 годах была предпринята попытка создания федерации джаза, но до сих пор нет ни федерации, ни какого-либо другого профессионального объединения», — рассуждает Алексей Кузнецов. В свою очередь, г-н Винцкевич выражает еще более глубокую озабоченность засильем примитивной массовой культуры в стране. «Если ничего не изменится, то вырастут новые поколения, для которых Бетховен будет ассоциироваться лишь с кличкой собаки. А такие люди, как я, так, наверное, и останутся в истории чудаками, которым чуждо материальное», — говорит он в одном из интервью, опубликованном на сайте «Infoorel.ru».

В этом году по некоторой информации фестиваль «Джазовая провинция» «не добрал» зрителей в некоторых городах: например, в Старом Осколе зал был наполнен лишь наполовину. Факт, который соотносится со сказанным выше. Но с чем соотнести факт аншлагов в Воронеже, где нет богатой истории джазовой культуры, и априори не может быть широкого джазового воспитания?

В нашем разговоре с Вероникой Шабашовой, во время которого даже клубы табачного дыма выписывали в воздухе скрипичные ключи, прозвучала такая фраза: «Джаз — это дело вкуса». Не она ли все объясняет? Все-таки Воронеж — признанный город интеллигенции, людей глубокомыслящих и с развитым чувством эстетики. Видимо, это и есть та благоприятная почва, которая рождает в столице Черноземья поклонников джаза и аудиторию «Джазовой провинции». Выглядит эта аудитория многообразно — от успешных предпринимателей до девушек в винтажных беретах, от студентов до адвокатов. Не было замечено лишь высоких чиновников, политиков, да завсегдатаев воронежской тусовки. Впрочем, если кто спрятался — я не виноват.

Евгений Крамченко (Inside, ноябрь 2009)

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0