Воронеж. 02.12.2009. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - Воронеж одним из первых в стране инициировал создание саморегулирования в управлении жилищным комплексом. Задача саморегулируемой организации (далее СРО) добиться, чтобы на рынке остались только лучшие компании, и был наведен порядок в сфере ЖКХ. Саморегулирование строится по принципу СРО в строительстве – когда участники рынка несут ответственность и контролируют деятельность членов партнерства. Инициатором создания некоммерческого партнерства «Воронежская коммунальная палата» выступил председатель наблюдательного совета зарегистрированной организации, Вадим Ишутин. О планах по наведению порядка в городском ЖКХ Вадим Ишутин рассказал в эксклюзивном интервью «Агентству Бизнес Информации»:
- С чем связано Ваше решение о создании в регионе СРО, объединяющей управляющие компании?
– Реформирование жилищно-коммунальной сферы началось в 2005 году с принятием нового Жилищного кодекса. Тогда я решил попробовать свои силы в данном направлении. Были созданы три управляющих компании, которые стали первоначальной площадкой для проведения реформирования.
Сейчас, по моему мнению, в Воронеже завершилась первая стадия развития ЖКХ после вступления в силу действующего Жилищного кодекса, принятого в 2005 году. За 4 года мы успели хорошо разобраться в данной сфере – мы видим все недостатки в законодательстве, ошибки органов власти, проблемы отрасли и знаем, куда нужно двигаться дальше. Второй этап я бы назвал систематизирующим.
Поэтому считаю неправильным, имея такой опыт, не помочь Воронежу. Власти, из-за того, что почти все управляющие компании стали частными, не имеют на них влияния и, как следствие, многие из них творят что хотят, вызывая очаги недовольства жителей. Мы предложили властям создать саморегулируемую организацию. Более того, динамичность и положительные результаты этих процессов позволяют сделать вывод, что в ближайшее время будет принят Федеральный закон, обязывающий создание таких организаций в России.
Я считаю, что над управляющей компанией, вступившей в СРО, будет гораздо больше контроля и ответственности. На первый взгляд может показаться: «свои» друг друга прикроют, но на самом деле, это не так. При создании саморегулируемой организации они формируют стабилизационный фонд - если раз-два из стабилизационного фонда придется выплатить деньги из-за того, что вы где-то ошиблись, то на третий, вас попросту выгонят из организации. Долго терпеть нерадивую компанию там не будут. В этом как раз заключается главное отличие от лицензирования, так как по такой схеме об ответственности помнят лишь до получения свидетельства, а потом о ней благополучно забывают.
- При создании СРО Вы изучали опыт других регионов?
- Конечно. В регионах России создано уже пять подобных СРО, еще пять находится в стадии оформления. Первым стал Ижевск. Там СРО «Управдом» появилась около полугода назад. Наша организация, кстати, называется «НП «Воронежская коммунальная палата»». Причем в Ижевске в СРО вступило более 90% всех компаний и уже по результатам 6 месяцев видимы положительные изменения.
- А каковы главные проблемы в ЖКХ?
- Как и во многих сферах – основная сложность – это профессиональные кадры. Вы знаете, обучаться, в общем-то, негде, по новому законодательству рынок живет и развивается всего четыре года и, к сожалению, очень многие ветераны не могут перестроить свое мышление. У тех людей, которые ранее имели опыт работы в ЖКХ, перенимать опыт точно не хочется. Новых же людей, практиков, пока не появилось. Вместе с тем, мы участвуем во всех профессиональных мероприятиях - специализированных конференциях. Так недавно я вернулся с Первой Всероссийской конференции саморегулируемых организаций, управляющих недвижимостью, на которой обсуждались самые злободневные проблемы, с которыми приходится сталкиваться в процессе работы. Итог встречи подвел Виктор Плескачевский, председатель комитета Госдумы по собственности, который заявил, что саморегулируемая организация в сфере ЖКХ, в идеале - структура, которая обеспечивает соблюдение интересов жильцов, гарантируя качественное предоставление услуг. СРО разрабатывает и устанавливает (основываясь на нормах жилищного законодательства) единые правила и стандарты предоставления услуг населению и контролирует соблюдение этих правил и стандартов управляющими компаниями, входящими в состав СРО. В случае несоблюдения принимает меры воздействия вплоть до исключения из своего состава. Управляющие компании, не являющиеся членами СРО, не имеют права заключать договоры управления с собственниками. А компании, желающие стать членами СРО, подвергаются тщательному изучению на соответствие установленным критериям.
- Какие основные проблемы там назывались? В Воронеже тенденции такие же, как и по России в целом?
- Проблемы, по большей части, те же: управление в сфере отдано в руки частным компаниям, контроль администрации над ними ослаб. Силы у законодательства не может быть по определению, потому что данное взаимодействие, как трактует жилищный кодекс, «только жильца и управляющей компании».
Имеет место непрофессионализм самих руководителей управляющих компаний и ТСЖ. Я бы сказал, что ситуация в ЖКХ критична. Многие банкротятся, не платят деньги поставщикам, но при этом уводят их куда-то, а потом просто исчезают с рынка. Это может привести к катастрофе. Люди, которые понимают сущность всех этих проблем, уже начинают объединяться, организовывать конференции, искать выходы из сложившейся ситуации. Уверен, что через 2-3 года членство примет обязательный характер и будет подтверждено законодательными актами.
- По вашим оценкам много ли в Воронеже профессиональных управляющих компаний, которые действительно что-то стараются оптимизировать?
- Без сомнения, они есть. При условии соответствия выработанным критериям отбора все профессиональные компании в ближайшем будущем войдут в состав нашей организации.
- Почему вас заинтересовал жилищно-коммунальный комплекс? Это очень неблагодарная сфера…
- Зато очень интересная. В любом деле есть конечные результаты, а здесь результата, по сути, нет. Это сложный и постоянный процесс, который заключается в обслуживании жилфонда и единственной оценкой, которая покажет, что этот сложный механизм работает так как нужно, может быть только благодарность жителей.
- А как теперь в уже новом статусе у вас складываются отношения с представителями городской и областной власти?
- Это наше общее дело. Поэтому и городские и областные органы власти поддерживают эту инициативу. Уникальность организации и состоит в том, что она станет общей площадкой, куда войдут представители жителей, управляющих компаний, поставщиков, городской власти и областного правительства. Наша деятельность будет направлена на вырабатывании стандартов, критериев и решений проблем путем учета всех мнений и интересов.
- С какими-то конкурирующими УК уже разговаривали на тему создания СРО?
- Пока нет. Мы рассчитываем на поддержку областного правительства и городской власти в приглашении в наш регион экспертов Федерального уровня, занимающихся развитием ЖКХ России. Мы планируем проводить в Воронеже круглые столы, семинары и другие мероприятия, направленные на создание общих площадок для обсуждения и принятия решений по вопросам нашей деятельности. В декабре этого года будет проведен семинар с участием председателя комитета Госдумы по собственности, одного из разработчиков закона о СРО, Виктора Плескачевского и депутата Госдумы Галины Хованской. Такие мероприятия если и не подтолкнут компании к вступлению в нашу организацию, то, по крайней мере, могут помочь им повысить эффективность своей работы.
- В настоящее время вы занимаетесь решением еще одной наболевшей экологической проблемой города – это вывоз мусора?
- Да, я инвестирую в сферу по обращению с отходами производства и потребления, являясь соинвестором строительства полигона бытовых отходов в Семилукском районе.
- Мы много говорим о том, что существующий полигон уже умирает. Когда планируете запуск нового?
- Существующий полигон и полигоном-то называть нельзя, это, на самом деле, санкционированная свалка. Он не введен в эксплуатацию, лицензии также нет. Более того, могу сказать, что на территории Воронежа и Воронежской области не существует ни одного полигона, который соответствовал бы всем нормативам санитарии и экологии. Известно, что лицензии есть только у двух, но эксплуатировать их без вреда для экологии уже невозможно. Я говорю о «Воронежском ТБО» (Семилукский район) и муниципальном полигоне в тамбовском направлении рядом с селом Бабяково. Эти полигоны не закрывают только потому, что мусор в Воронеже вывозить больше некуда.
Что касается других направлений в переработке мусора, я считаю, что на сегодняшний день все эксперименты по видам утилизации и переработке мусора закончились и изобретать уже ничего не стоит, потому что все уже давно применено на практике. В любом случае, ни один город в мире без полигона еще не обошелся.
- На сколько лет Воронежу хватит полигона, который строите Вы?
- Первой очереди – строительства двух полигонов и сортировочного завода - хватит Воронежу на 10 лет. Второй полигон будет построен на левом берегу города, чтобы уменьшить транспортные расходы. А пока этого полигона нет, будет установлена временная станция перегрузки, где маленькие мусоровозы будут сгружать мусор в один большой и доставлять на основной полигон. Вторая очередь подразумевает строительство еще одного полигона.
- Как Вы оцените объем вложений в проект?
- В строительство полигона на сегодняшний день вложено порядка 150 млн рублей. Кроме того, еще порядка 100 млн рублей уже потрачено на закупку техники, которая занимается вывозом мусора.
Что касается, сортировочного комплекса, то с экономической точки зрения это невыгодно. При переработке отбирается всего 15% отходов. В основном, это отходы, которые подлежат вторичной переработке, они разлагаются достаточно долго. Денег полученных от сдачи этих 15%, едва ли хватит даже на текущее обслуживание завода, а о сроках окупаемости, я думаю, не может быть и речи.
При этом сортировочный завод, ввиду того, что там стоят достаточно мощные прессы, продлит жизнь полигону, по моим подсчетам, почти в два раза. Специализированная техника, которая используется на самом полигоне, по определению не способна так спрессовать. Общая стоимость проекта по полигону составляет около 200-300 млн рублей. Первую очередь полигона планируется запускать в марте 2010 года.
- На данный момент Вашим самым успешным проектом стал завод по переработке картофеля ООО «Завод Мивок». Сколько средств было вложено в проект? Какова сейчас мощность предприятия?
- В 2005 году я выкупил предприятие, когда оно находилось в процедуре банкротства. Выпуск продукции был увеличен до 100 тонн в месяц.
Продукцию мы реализуем как сырье предприятиям, занимающимся производством пюре быстрого приготовления. Наши потребители видят его уже под общеизвестными торговыми марками как «Кинг Лион», «Магги», «Кнорр», «Роллтон». Таким образом, скажем, «Роллтон» покупает у нас хлопья, смешивает с добавками, а результат вы видите на полках магазинов. В 2007 году мы заключили договор с голландской фирмой по строительству нового завода аналогичного направления, но более мощного. Его мощность сейчас в пять раз больше, чем у существующего. Этот завод производит 500 тонн продукции в месяц и находится в непосредственной близости от предыдущего.
Мы построили новое здание, привезли новое оборудование и подвели всю необходимую инфраструктуру. Новые цеха были запущены в 2008 году. Инвестиции в проект составили порядка 250 млн рублей (это был кредит Сбербанка сроком на пять лет). Сейчас два завода работают параллельно. На сегодняшний день мы являемся монополистами в России, производя 600 тонн продукции в месяц. Перерабатываем 4 тыс. тонн картофеля в месяц, в день – около 120-150 тонн. Основные рынки сбыта в России, где наша доля составляет порядка 60%. Правда, в самой Воронежской области покупателей у нас нет. Поставляем также заказы и гуманитарную помощь в детские дома, армию.
- Каковы финансовые результаты работы предприятий?
- В финансовом выражении объемы производства сейчас можно оценить в полмиллиарда рублей в год. Объем чистой прибыли ежегодно зависит от урожая картофеля. Так же как и в самом сельском хозяйстве, данный показатель меняется в зависимости от погодных условий и цену на сам картофель. В год мы приобретаем около 40 тыс. тонн картофеля. Это примерно столько, сколько производит вся Воронежская область, поэтому закупки делаем по всей России.
- В каком направлении планируете дальнейшее развитие этого бизнеса?
- Нами уже запланировано формирование собственной базы сырья. Скорее всего, мы займемся выращиванием собственного картофеля, строительством хранилищ для сырья. Выращивать нужно на территории Воронежской области. Соответственно, хранилища будут построены там, где производится сырье. Для реализации планов нам нужно около 1-1,5 тыс. га.
- Какой объем инвестиций необходим?
- Не меньше, чем в сам завод. Тем не менее, мы уже прорабатывали этот вопрос. В качестве основного варианта мы рассматривали Верхнехавский район. Могу сказать, что мы даже практически начали реализовать проект, но из-за общемирового финансового кризиса планы пришлось отложить. Стоит, однако, отметить, что спрос на нашу продукцию не изменился. Сейчас ситуация стабилизировалась и рассматриваем его возобновление.