Воронеж. 24.05.2018. ABIREG.RU – Аналитика – Русский кореец Лев Тен, генеральный директор и владелец овощеводческого ООО «Родина», появился в Бобровском районе в 2015 году. За три года он успел не только построить 15 теплиц под самую северную в России клубнику, а заодно и под огурцы, но и стал лауреатом патронируемой областными властями премии им. Вильгельма Столля, своеобразного бизнес-оскара Воронежской области. Наш герой, правда, получил не первую премию, а номинацию «Лучший бизнес-старт». Корреспондент «Абирег» пообщался с 60-летним стартапером, выяснил, где лучший бизнес-климат в РФ, и решил, что пора бы в Боброве проводить зимний Уимблдон.
«Меня пригласил в Бобров мой старый друг, коллега и земляк Вячеслав Тян. Мы вместе выросли в Узбекистане, куда наши родители были депортированы во время войны из Приморья, – рассказывает лауреат. – О депортации других народов при Сталине хорошо известно, а о трагедии корейского народа, веками жившего на берегах Амура, знают меньше. С Вячеславом мы родились, выросли и всю сознательную жизнь прожили в Узбекистане. Уехали в девяностые по чисто экономическим соображениям. Он обосновался в конце 90-х в Боброве, где получил в аренду 300 га земли и занимается овощами в открытом грунте. Я оказался в 2002 году в Новгороде, где с товарищами выкупил на паях трест благоустройства. Занимались выращиванием тюльпанов в теплицах под госзаказ для озеленения города, здесь я провел 10 лет. Затем работал в Астрахани – тоже теплицы, 2 га под пленкой, но уже овощи. Затем работал на Олимпиаде в Сочи – поставками в общепит занимался, а после Олимпиады уехал на историческую родину в республику Корея, три года держал ресторан в Сеуле. Вернулся в Россию, живу в Москве и собирался снова начать заниматься теплицами, опыт был накоплен колоссальный уже».
Тян убедил Тена, что ехать надо именно в Бобров: «Здесь административный ресурс работает в интересах бизнеса, а не наоборот. Мне есть с чем сравнивать». В первую же свою встречу глава района Анатолий Балбеков пообещал выделить в аренду землю по соседству с его земляком в Сухой Березовке и спросил, чем может помочь администрация района. Ответ был: «Газ». Тут же был вызван руководитель райгаза. «Сколько тебе нужно времени, провести газ до будущих теплиц?» – «Три с половиной месяца». – «Заложим пару недель на форс-мажор, – сказал глава, – через четыре месяца у вас газ будет, даю слово. Можете начинать».
В первые три года Лев Михайлович строил по пять теплиц, вкладывая ежегодно по 25 млн рублей. Первые два года это были собственные деньги, на третий год проект разросся и капиталовложения пошли с оборота. Сделанные в Туле по итальянской технологии теплицы имеют в длину сто метров и обтянуты по верху двойным полиэтиленом, а по бокам поликарбонатом. Тен считает, что полиэтилен более экономически обоснован, чем поликарбонат или стекло, дольше сохраняет светопроницаемость, его легче мыть. Срок эксплуатации пленки – 5–7 лет. Длина теплицы – 100 метров, на каждую по две газовых горелки. Всего под пленкой 1,5 га. Во время вегетации за одну теплицу отвечает один работник, так что постоянный штат в ООО «Родина» минимальный. На сбор приглашают сезонников из Узбекистана. «Узбеки – работники более дисциплинированные, чем местные, – считает господин Тен. – Но все равно поначалу половина урожая идет в рот работнику. Пока не наедятся, работать по-настоящему не начнут».
В 2017 году привезли из Турции новую партию теплиц, снова пять штук. Теплицы самые примитивные, под грунтовые овощи, просто чтобы удлинить сезон. Но турецкий кубик Рубика до сих пор не складывается, то ли запчастей не доложили, то ли положили что-то не то. Отправили запрос на доукомплектование, но тогда же родилась идея делать теплицы самому.
«Если бы не Балбеков, ничего, конечно, не получилось бы. Я, сколько работаю, езжу по России, но такого руководителя еще не встречал. В других местах ты приходишь, и на тебя смотрят с позиции выгоды предложения, а здесь ты от района только помощь получаешь, и никаких попыток что-то получить от нас нет», – рассказывает овощевод. Но Балбеков не прогадал. Сегодня бобровская клубника, как и бобровский рокфор, который тут делает немецкая компания DMK, являются визитными карточками района. «Балбеков мне говорит, меня без твоей клубники уже нигде не принимают», – смеется Тен.
«К клубнике у меня интерес был давно, где-то с 2005 года, – продолжает собеседник агентства. – Как-то попробовал в Ростове-на-Дону тепличную клубнику – оказалось, ее из Кореи привезли. С тех пор мысль заняться клубникой меня не покидала, но я ее долго вынашивал, 10 лет». Первые саженцы-усики Лев Тен возил из Кореи самолетом чуть ли не контрабандой: нет, все фитосертификаты были и есть в порядке, но степень контроля для собственного приусадебного участка и для промышленного производства разная. Чтобы зарегистрировать новый сорт в Россельхознадзоре, нужно потратить до двух лет и около 30 тыс. долларов. Вдобавок, если вы захотите сменить сорт, есть проблема – деньги окажутся выкинутыми на ветер.
На вопрос о том, какой сорт перед нами, Лев Михайлович, говорит уклончиво, дескать селекция японская, а название трудно произносимое. 70% рассады сегодня уже производится своими силами, но 30% все еще завозится из Кореи. На Льва Михайловича выходили голландцы с предложением своего сорта, но он решил продолжать экспериментировать с азиатской селекцией, вкусовые качества которой гораздо выше. Мы привыкли, что вся зимняя импортная клубника напичкана нитратами и имеет слегка «резиновый» вкус. У такой клубники срок хранения до месяца. Бобровская клубника практически без химии, но из-за этого не «лёжкая», всего 4–5 дней хранения.
В идеале сезон сбора должен длиться с декабря по май, но получать первую клубнику к Новому году пока не удавалось, в первые три года первый урожай поспевал к январю. Период вегетации клубники – 3–3,5 месяца, саженцы удается получить только в сентябре, но к Новому 2019 году декабрьская клубника у Тена будет. Это ведь и важный экономический эффект, новогодние цены в разы выше обычных. Они и обычные не дешевы: отпускная цена 800 рублей за килограмм и только уже перед майскими праздниками, когда готова поспеть грунтовая клубника, цены снижаются до 600 рублей за килограмм. В день на ООО «Родина» собирают по 50–100 кг клубники в емкости по 250 и 500 грамм, только по предварительному заказу и только самовывозом. Большая часть идет на Москву, но также и в Бобров, и в соседние Лиски. В Воронеже бобровскую клубнику берет сеть «Мир вкуса Гурмэ» (входит в холдинг «Галереи Чижова»). Вместе с корреспондентом «Абирега» на экскурсию к Льву Тену приезжала владелица сети «Папина лавка» Наталья Папина, уехала не с пустыми руками. Это все локальные сети, для крупных, вроде «Магнита», объемов, конечно, не хватает. Но сейчас «Магнит», имеющий свою сеть теплиц, заинтересовался бобровскими саженцами. «Саженцы у нас спрашивают очень многие, в этом году попробуем первый раз делать их на продажу, а не только для себя, направление очень перспективное и очень трудоемкое», – говорит господин Тен.
Основной задачей сегодняшнего дня Лев Тен считает не расширение, по крайней мере, не в Боброве, а улучшение технологических процессов. Уровень урожайности по сравнению с Кореей низкий. «Мне про урожай говорить стыдно. Такая клубника способна по 50–60 тонн с гектара давать. В Корее – 40–50 тонн – обычная урожайность», – говорит наш герой. В Боброве пока только 20–25 тонн.
Проблему повышения урожайности могла бы кардинально решить досветка – круглосуточное искусственное освещение, но это дорогое удовольствие, и в стоимости самого оборудования и монтажа, и в дальнейшей эксплуатации. До досветки для выработки электричества логично поставить собственный газогенератор, но здесь затраты еще больше. Лев Михайлович с этим не торопится, хотя в голове такую перспективу держит.
Более близкая перспектива: закладка новых теплиц в теплых краях поближе, в Краснодарском крае или в Крыму. Под пленкой планируется выращивать ту же клубнику и еще виноград.
С Бобровом же ожидается другая тема. Старый консервный завод – едва ли не единственное в райцентре не работающее предприятие. Его «законсервировали» еще в начале нулевых по экономическим соображениям. Чтобы делать здесь новое производство по старому профилю, нужна была полная модернизация, но хозяева на это так и не решились. Любопытно, что именно эти хозяева много лет назад пригласили в Бобров Вячеслава Тяна. А теперь должны пройти переговоры по созданию на базе завода совместного российско-корейского предприятия по производству теплиц. Лев Тен везет к Балбекову инвесторов со своей исторической родины. Параметры будущего проекта пока не афишируются.
В заключение еще об одном знаменитом местном иностранце молочнике Штефане Дюрре, владельце холдинга «Эконива». Весной обрусевший немец, построивший в Бобровском и соседнем Лискинском районе почти десяток современных молочных комплексов, купил землю в Сухой Березовке под растениеводческий проект. Естественно, приезжал знакомиться с новыми соседями. Попробовал корейскую клубнику и стал частным гостем и постоянным покупателем.
Бобровскому району пора задуматься об организации зимнего теннисного турнира. На знаменитом «Уимблдоне», где клубника со сливками является основным лакомством гостей: за две недели турнира съедается 27 тонн клубники. Порция из 10 ягод стоит 2,5 фунта. Свои сливки и своя клубника в Боброве круглый год, дело за малым.