Белгород. 02.08.2018. ABIREG.RU – Аналитика – На должность главного архитектора Белгородской области собеседница агентства пришла около года назад и активно взялась за перестройку всего направления и «перевоспитание» архитекторов. При этом себя реформатором не считает, но допускает, что административный центр может быть перенесен из центра города в новый микрорайон, и активно обсуждает эту идею со специалистами. Над чем работает главный архитектор Белгородчины и какие перемены могут произойти в городе – в интервью с Галиной Горожанкиной.
– Вы уже почти год в управлении градостроительства области. Какие задачи перед вами сейчас стоят?
– С конца 2017 года на территории Белгородской области идет полномасштабное реформирование градостроительной деятельности. Это большой проект департамента строительства и транспорта. Мы занимаемся разработкой градостроительной документации. Первое направление реформирования – это частичная передача полномочий органов местного самоуправления субъекту. Для чего это делается? Чтобы повысить качество муниципальных услуг. Второе – это перевод государственных, муниципальных и некоторых других функций в сфере градостроительства в электронный документооборот, что позволяет исключить большинство личных контактов и личностное влияние на проблему. Это поможет и более объективно решать ее.
– В работе непосредственно архитекторов что-то меняется?
– Да, третье направление реформы – это обучение. Минстрой прилагает много усилий по переформатированию сознания архитекторов, градостроителей, основной упор делается на развитие общественных пространств в субъектах. Один из действенных инструментов в этой работе – институт «Стрелка». Это объединение нескольких структур, которые занимаются научно-исследовательской, производственной и информационной деятельностью в сфере архитектуры и градостроительства.
Сейчас управление архитектуры области очень плотно взаимодействует с институтом и консалтинговой компанией «Стрелка». Они разрабатывают много обучающих программ. Одна из них у нас прошла в 2017 году, так называемая «Неделя «Стрелки». Белгород присоединился к программе. Для нашего круга архитекторов это был интеллектуальный взрыв. В Белгород приехали молодые креативные архитекторы, социологи, они рассуждали на тему архитектуры, архитектурных процессов. Мне в силу научной специализации вообще интересны работы по градостроительству, построению пространства, и конечно, мне больше всего интересны люди, которые называют себя урбанистами, градостроителями – у них всегда есть чему поучиться. Основной вывод, который вынесли из обучения: если мы создаем общественное пространство, мы должны понимать, насколько оно будет востребовано и какой эффект принесет тому обществу, для которого оно создается. Это говорит о том, что мы уходим от примитивных количественных показателей к качественным.
За 10 месяцев на территории области мы провели четыре обучающих семинара для главных архитекторов муниципалитетов и студентов. Студенты сегодня получают теоретическую базу, завтра они должны прийти на реальную площадку – и с правильным мышлением.
– Вы чувствуете себя реформатором?
– Нет. Но я понимаю, что происходят перемены в назначении архитекторов, и я это пытаюсь донести до коллег в Белгородской области. К примеру, если в советский период главный архитектор был творцом, который влиял на процессы проектирования, выбирал «нравится – не нравится», то сейчас у него совсем другой функционал. Он должен иметь не только специальное образование, вкус, опыт, но и быть организатором процессов и доводить их до логического завершения.
Сегодняшние функции главного архитектора: донести последние тренды на свою территорию, ознакомить с приемами, как эти тренды реализовать. Он должен быть экспертом. Пытаемся научить этому проектировщиков, которые массово проектируют на этой территории, потом главных архитекторов муниципальных районов, они должны научиться мыслить как эксперты – более масштабными вещами.
Чтобы обобщить опыт и качественную оценку в городе мы воссоздали архитектурный совет. Причем на заседания прибыли независимые эксперты из четырех городов, чье мнение было поучительно для всех присутствовавших.
– На одном из советов было громкое заявление о переносе административного центра Белгорода в Юго-Западный микрорайон города. Насколько жива эта идея?
– Идея жива. Если на первом совете речь шла об идее, на втором мы обсуждали уже готовые предложения. Мы провели конкурс на архитектурную идею и образ Белгород-сити. Мы пошли по такому же пути, что и Москва, Санкт-Петербург, Казань, когда значимые объекты формируют архитектурный облик и брендируют эту территорию, когда ты видишь картину и узнаешь – это Москва, это Сингапур, это Белгород. В конкурсе приняли участие самые достойные: один из ведущих московских институтов, два института из Санкт-Петербурга, была совместная российско-германская компания – Санкт-Петербург и Штутгарт, – которые выставили свой концепт, и конечно, белгородцам мы дали возможность высказаться. И мы выбрали два проекта, которые нам понравились, но их еще надо доосмыслить, просчитать.
– То есть работа идет?
– Да, идет. Но это не единственная идея, которую мы прорабатываем. Сейчас общаемся с крупными нашими домостроительными компаниями. Мы хотим настроить их на пересмотр своих подходов к проектированию и привлекали к работе сторонние институты. Задуманные ими проекты должны быть конкурентоспособными не только на внутреннем рынке субъекта, но и на рынке других субъектов.
В августе мы пригласили крупных наших застройщиков в командировку в Швецию. Там мы осваивали архитектурные и планировочные подходы, приемы благоустройства, как они формируют двор без автомобилей, дифференцируют приватные зоны для людей разных возрастов.
К сожалению, период индустриализации решал злободневную проблему нехватки жилья и никто не думал о комфорте и эстетике. Универсальное жилье возникло везде, но сейчас тренд состоит в уникальности. Эту уникальность нужно создавать с учетом ментальных особенностей людей, для которых создается проект.
Мы рассчитываем, что такая комплексная работа с архитекторами, студентами, застройщиками в скором времени изменит облик наших городов.
– Если вернуться к вашему опыту: вы осознанно выбрали профессию архитектора, что вас в ней привлекло?
– Я училась в художественной школе, и по окончании мне хотелось сохранить связь с этим творческим направлением. Но выбирала профессию, которая соединяет в себе и творчество, и руководство. Оптимальным выбором была архитектура. Я поступила в Воронежский инженерно-строительный институт. Пять лет обучения пролетели незаметно. А потом было управление архитектуры и градостроительства города Старый Оскол. У меня за всю жизнь было четыре места работы: это управление архитектуры Старого Оскола, управляющая компания «Белая птица» (должность – замгендиректора по строительству), потом я работала главным архитектором Белгорода и теперь главным архитектором области.
– Что вам дала работа в животноводческом холдинге?
– За три года работы в «Белой птице» на строительстве очень большого агропромышленного комплекса я приобрела навыки руководителя, который работает на результат. Это совершенно меняет формат понимания своего труда. Начинаешь осмысливать каждое свое действие, которое должно быть направлено на сокращение промежуточных. То есть в максимально короткие сроки с наибольшей эффективностью нужно достигнуть определенного результата.
– Сейчас вы себя чувствуете на своем месте?
– Мне здесь очень нравится. Департамент строительства и транспорта – это молодая команда креативных менеджеров, которые родились на стыке перестроечных времен. То, чему мне пришлось учиться в коммерческих структурах, они вынесли из вузов. Они работают на результат, на креативное решение. Их задача – собрать лучший мировой опыт, осмыслить, примерить, чтобы всё сошлось на этой территории и действительно подходило ей. В мае был форум Минстроя по комфортному жилью в Калининграде. Наш замгубернатора Евгений Глаголев выступал в секции «Лучшие практики России», а в секции было всего пять практик. Я считаю, это очень высокий результат и очень высокая оценка Минстроя – пригласить нас поделиться своей практикой. Приятно...