23 ноября 2024, 23:42
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

РЕЙТИНГИ ВЛИЯТЕЛЬНОСТИ – Основатель белгородского строительного холдинга «ЖБК-1» Юрий Селиванов: «Коррупцию снизить можно в разы, никто просто не хочет браться за это»

03.08.2018 19:11
Автор:

Белгород. 03.08.2018. ABIREG.RU – Эксклюзив – С экс-депутатом Государственной Думы РФ и совладельцем крупнейшего в Белгородской области строительного холдинга «ЖБК-1» Юрием Селивановым получился долгий, обстоятельный и отчасти философский разговор. Вместо привычного интервью мы решили передать беседу в форме рассуждений о судьбе России, о патриотизме, власти, коррупции и способах борьбы с ней и о многом другом.

Как военное детство отразилось на мировоззрении

– Я довоенного рождения. Мама нас с братом из-под бомбардировок вывезла из Мантурово Курской области в Воронежскую область, на свою родину, где немца не было. Полуголодное, на подножном корме, босоногое детство, как себя помню, трудовое – в огороде, в хозяйстве, в охране колхозных стад.

В 12 лет при комбайне, при тракторе, от зари до зари – обычная колхозная жизнь, как и у всех моих сверстников. Потом студенческая жизнь: стипендии хватало на питание, на остальное – тоже труд, на перевалке груза с левого берега на правый по Северной Двине в Архангельске. Затем армия – два года. И с 1966 года в Белгороде, 52 года на одном предприятии – от мастера до директора корпорации ЖБК-1. 40 лет депутатства всех уровней.

Когда перешли к рыночной экономике с ее парадоксами, я убедился, что социальные вопросы и бизнес должны идти рядом. Да и заложено это убеждение во мне с детства. Мать – учительница, ее паек в войну делился на многочисленных родных и близких, чтобы все выжили. В этом была солидарность. Поэтому, несмотря на вечные экономические проблемы в бизнесе, я быстро откликался на обращения власти в поддержке социальной сферы. Дети – неважно чьи, – не должны быть голодными. Это мой глубокий внутренний даже не принцип, а природный инстинкт.

О кадровой политике

Не понимаю, как можно спокойно смотреть, что у нас в России дети гибнут. С моим практическим пониманием огромных возможностей власти, мне сложно дать положительную оценку общественному строю.

Крылатая фраза – кадры решают все. Для меня хорошие кадры дают развитие всему, в том числе социальному, плохие – спутники развала. Руководящие кадры должны быть воспитаны настолько, чтобы, не боясь конкуренции, подбирать способных сотрудников, следовать их советам и при этом всегда контролировать. И если результат есть, то награждать за хорошие советы, а если результата нет – гнать таких советников в шею. Но это не для нашей действительности. Кадровая политика оставляет желать лучшего. Это беда многих, когда «своих – не сдаем».

О власти и отношениях с ней

– Меня часто спрашивают, как ты относишься к мэру, губернатору. Трудно характеризовать их иногда, на первый взгляд, нелогичные действия, если в этой «шкуре» не бывал.

Эта власть – как бы промежуточная, зависимая. Оценивать ее можно только за результативность в сложившихся реалиях. Но, безусловно, очень многое зависит и от ее компетенции, нравственности, от политической воли. Почему соседние регионы развиваются по-разному? Вот взять власть в Воронеже. Это моя вторая родина. Был там губернатор 10 лет – ни организатор, ни специалист, ни хозяйственник, поэтому результатов не было, так и воронежцы говорят. После назначения Алексея Гордеева многое изменилось в лучшую сторону, появился авторитет у власти.

Сейчас он в должности вице-премьера. Очень деловой. Вероятно, больше можно сделать, но за тот период, что он работал, конечно, произошли значительные изменения в лучшую сторону. Изменились подходы в стиле руководства Воронежской областью, чего не скажешь о последних двух неэффективных ушедших губернаторах Орловской области. Не понятно, по каким критериям их подбирают.

В Курской области яркий пример того, как местные власти работают с бизнесом. У нас как у застройщика возникла проблема. Приостановлено строительство 18-этажного дома. Нашей вины там не было, мы везде добросовестно исполняем свои обязательства. И даже авансом. Арбитражные разногласия между городской и областной администрациями возникли из-за различного толкования законодательства. Это если не углубляться. Мы рассчитываем на государственный подход, а не на амбициозные всплески, при которых бизнес, если без «крыши», обычно страдает в первую очередь. Для России это, к сожалению, типично, поэтому ворошить эту тему не стану.

О будущем России

– Вообще для меня больной вопрос, куда плывет Российский корабль, у которого нет идеологии, – а если, как говорят, не выбран курс движения корабля, то ни один ветер не будет попутным. И я смотрю на Россию – то с оптимизмом, веря в особую миссию русского народа, то с пессимизмом, видя, как и куда уводит его ведущая элита от традиций, от сложившегося менталитета, от культуры. Слишком мрачно на горизонте для оптимизма. Некоторые политики предлагают в качестве идеологии взять создание солидарного общества, а ведь солидарность в условиях оголтелого неравенства и коррупции возможна, только если примером солидаризации будут и власть, и элита, а они этого делать не хотят.

Мысль о солидаризации общества звучит в выступлении белгородского губернатора с 2016 года, что из многих проблем есть главная – это крайне низкий духовно-нравственный уровень общества, в связи с чем произошла деформация внутренней культуры человека. И что пути решения есть – это создание солидарного общества, что начинать должны с себя, с элиты – властной, административной, общественной, политической, правовой, интеллигенции, образовательной. То есть элита должна стать примером. Фрагментарно что-то делается, но не по согласованной, продуманной системе, а по поручениям, которые не могут охватить тремя пунктами огромное поле деятельности такой задачи. Хотя и почва на Белгородчине неплохая подготовлена для этого – область ведь передовая.

Чем живет строительная отрасль

– Меня и моих коллег по стройиндустрии волнует проблема развития промышленности стройматериалов – это отсутствие федерального закона по техрегламенту о безопасности строительных материалов, что привело к засилью фальсификата на строительном рынке. По официальным данным, до 50% продукции не соответствует требуемым нормам. В погоне за дешевизной пользуется спросом то, что не имеет права попадать на строящиеся объекты, но попадает безнаказанно, а наказаны те, кто платит за это или живут с риском для жизни.

Кто попадает в катастрофы, которыми наполнена наша Россия? Дети гибнут в пожарах, инвалиды горят в зданиях, неприспособленных и не соответствующих строительным нормам. Что же мы творим, почему мы несущие конструкции и сомнительные отделочные материалы отдали на откуп изготовителю, который в условиях острой конкуренции зачастую снижает на свой неквалифицированный риск несущую способность и качество материалов? Это же катастрофа. Министерские чиновники, в ответ на мои обращения, обещают, что вопрос будет решен в рамках Евразийского сообщества к 2030 году. А до тех пор в России разрешается предпринимателю выпускать продукт на свой страх и риск.

Я и при советской власти критически реагировал на абсурдные решения – их было тоже много, а сейчас еще больше. Почему так? Бесконтрольность, непрофессионализм кадров и их безответственность. А может, что другое? На любом партийном собрании подавляющее послушное большинство 75% проголосует за любое предложение сверху, – а тех, которые стремятся что-то оспорить, их называли, – и сейчас тоже, – «крикунами», неуживчивыми, неугомонными, «шибко правильными». Они всегда вызывали насмешку у «полномочных» невежей, раздражение. И как писал поэт Евгений Евтушенко еще 40 лет назад о голосовании большинства:

Подавляющее большинство,
Пахнешь ты, как навозная роза,
и подавляешь того,
Кто высовывается из навоза.

И этот принцип – не высовываться – многими взят как стиль поведения. К сожалению, от социализма передалось не то лучшее, которого было очень много, а худшее: показуха, обман, ложная статистика – безропотное «подавляющее большинство».

О миссии

– Моя миссия – передавать полезный опыт, чтобы другим не изобретать велосипед. А опыта по разным направлениям много, и жалко его не использовать. Мы в нашей организации пенсионеров практически не отправляем на пенсию, потому что новые кадры им на смену приходят и столько могут натворить по неопытности, если ветеран, то есть работающий пенсионер, вовремя не придержит! Иногда слышу, что в коллективе радуются, что я еще не ухожу на пенсию. И не потому, что я какой-то особый... Наверное, видят, что я болею за судьбу предприятия, везде нужен хозяйский подход.

О делах депутатских

– В Государственной Думе я занимался внедрением тех же социальных проектов, которые мной отработаны в производственной практике. Продвижением по стране жилищно-накопительных кооперативов (ЖНК). Если бы этот наш 10-летний опыт распространили по России, то Россия уже имела бы больший успех и в экономике, и в социальном вопросе, ибо объединение триллионов средств граждан в строительство – это самый эффективный способ вложения денег, при котором и самоконтроль есть, и отсутствует коррупция, и это мощное развитие многих отраслей реального сектора экономики. В ЖНК, который создан по моей инициативе, уже полторы тысячи человек без посредников, без кредитов получили квартиры – и еще около двух тысяч участников планируют успешно завершить выкуп жилья без кредитов, то есть по минимальной цене. И продолжают вступать новые пайщики. К сожалению, на государственном уровне это не привлекло «мужей».

Также мне удалось добиться, используя опыт нашего Разуменского детского дома, изменения в Постановления Правительства РФ, которым в детских домах приняли на вооружение трудовое воспитание по системе А.С. Макаренко. По ней воспитанники получают профессиональные навыки с детских лет. При выходе в жизнь наши дети, а это около 200 выпускников почти все 100% благополучны, а из государственных детдомов – больше половины в тюрьмах и в бомжах. Вот разница. К сожалению, хотя Постановление принято, мало что изменилось. Как всегда, ссылка на отсутствие денег. А главная причина – нет желания и нет контроля за исполнением у того самого подавляющего большинства.

О способах борьбы с коррупцией

– Я убежден, что коррупцию снизить можно в разы анонимным анкетированием. Никто просто не хочет браться за это. А это управляемый организационный процесс, который действует безотказно. Но он должен начаться сверху. Например, среди определенного круга участников раздают анкеты с вопросами о приверженности анкетируемых к коррупции. И по результатам всех анкет – обобщается оценка, на основании которой вышестоящий руководитель, вместе с анкетируемым, если он попал под подозрение, обсуждают дальнейшую его судьбу: увольняться по собственному желанию или исправляться. У большинства – срабатывает страх или совесть, но результат всегда положительный. Если ввести это в систему, то результат будет. Прокуратуру даже не надо подключать, общественное мнение сработает лучше. А сегодня низы, например, берут пример с верхов, ведь люди видят: для одних – беспредел и безнаказанность, у других – опускаются руки. Или – хуже! – следуют их примеру.

«Кому живется весело и вольготно на Руси?» Тому, кто не любит Россию. Если Россию не любишь, думаешь, лишь бы нахапать и уехать. А если думаешь, в каком государстве жить детям, внукам, то страшно. «Патриотизм» сейчас стало слово... ну, не ругательное, а ироничное. Все «большие» говорят о патриотизме, но это ясно видно: работа на публику. А наш народ остро чувствует таких «говорунов». Народ не обманешь, хотя он и молчит, но в себе накапливает. Этого слепые только не видят.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0