11 января 2025, 23:49
Экономические деловые новости

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Газета «Известия» // Предохранение от обмана

06.08.2018 18:10

Вице-президент Ассоциации банков России Анатолий Козлачков специально для «Известий» – о рисках инвестирования в ICO и криптовалюты.

Загадочный мир, наполненный непонятными словами «токен», «криптовалюта», «майнер» и «блокчейн», обрушился на простого человека так внезапно и таким плотным потоком, что немногие успели осмотреться, а тем более разобраться, что это такое. Скорость социальных процессов постоянно нарастает, и человек, не успевая освоиться с одной технологией, уже вынужден воевать с другой. Многие из нас еще ковыряют стекло смартфона, пытаясь освоить передачу SMS, а уже подоспел новый букет чудес. Когда речь заходит об ICO, даже самые продвинутые умственно «спотыкаются». С чем же мы столкнулись и где может ждать подвох?

Что делает компания, когда нуждается в дополнительных инвестициях? Выпускает акции и предлагает их к публичному размещению на бирже, инвесторы их покупают, средства поступают в капитал компании, и организация получает новый импульс к развитию. Этот процесс называется привлечением инвестиций посредством первичного публичного предложения акций, или IPO. У него есть свои достоинства, к числу которых надо отнести прозрачность процедуры для инвесторов и, в общем случае, малую рискованность вложений. Ведь заранее известно, что это крупная компания, она «не может обмануть», весь «финансовый рынок ей доверяет» и так далее. Но есть у процедуры и недостатки: длительный срок подготовки и проведения IPO; дороговизна и бюрократия со стороны регуляторов рынка.

Именно эти недостатки и преодолевает крипторынок посредством процедуры, которая называется первичным предложением монет, или ICO. Ее смысл в том, что привлечение инвестиций осуществляется не на рынке ценных бумаг, а в киберпространстве, что дешевле, быстрее и совершенно не зарегулировано. Ведь киберпространство относится к любому управлению, как опытный руководитель к наивным предложениям своего молодого подчиненного – то есть снисходительно.

Как это работает? Компания, которая ищет инвестиций в криптомире, выпускает кибермонеты, то есть электронные жетоны, владельцу которых обещает либо долю в своем уставном капитале, либо участие в будущих прибылях, либо вернуть долг с процентами. Эти киберсвидетельства (жетоны, монеты) и называются «токены». Существуют они исключительно в кибермире, но удостоверяют своим существованием ценности, которые «живут» в мире подлинном. Этот токен и есть связь между двумя мирами. Лицо, которое хочет вложить свои кровные в какой-нибудь очень прибыльный, как ему кажется, проект, покупает за реальную валюту соответствующее количество денег виртуальных (самые известные – биткоины). Для таких сделок уже существует целая инфраструктура: биржи, пункты обмена и тому подобное. Став владельцем криптовалюты, человек способен приобрести токены соответствующего проекта, которым он заинтересовался. Если же он хочет продать свой токен, например, в случае, если устал быть владельцем определенного количества акций компании по закупке рогов и копыт, то он точно так же сначала продает их за кибервалюту, а уже потом обменивает на настоящие деньги.

Так работает эта система в классическом случае, хотя есть и частности, о которых не будем пока говорить. Главное, понять принцип: в кибермире существуют свои деньги и свои товары. Ты платишь за вход в кибермир обычную валюту и получаешь на выходе ее же, либо больше, чем вложил, либо меньше. Кому как повезет.

Теперь мы подошли к самому главному. А какие риски мы несем при инвестициях в кибермире? Или их нет? Они есть и довольно существенные. И самый главный из них состоит в том, что там, где быстрее, там всегда меньше государственного надзора за качеством. Инвесторы, идущие в кибермир, хотят получить финансирование быстро и с минимальными затратами, и он предоставляет им такую возможность, в основном за счет простоты отношений. Процедуры не бюрократизированы, сроки коротки, регламенты автоматизированы. Всё это порождает то, что в реальном мире называется «меньшая прозрачность сделок». Ведь в кибермир бегут не только известные компании, деятельность которых публична и прозрачна для граждан, но и те, кто в первый раз вышел на свет божий и хочет осчастливить людей своим гениальным изобретением, но произойдет это или нет, никому не известно, а токены уже предлагаются... Или того хуже: туда же устремляются откровенные мошенники, которые на волне ажиотажа понимают, где и как можно заработать, и предлагают свои собственные «услуги» и «товары», которые даже и в проектах не существуют.

Конечно, в кибермире уже сложилась своя собственная инфраструктура проверки и оценки проектов, и, видимо, она и далее будет развиваться. Но там, где быстрее и дешевле, там всегда больше рисков остаться на бобах.

Именно по этой причине государство сегодня озабочено прежде всего созданием системы защиты простых и неопытных граждан от соблазна кинуться в новое, интересное и рискованное предприятие по зарабатыванию денег. Выстраиванию системной защиты для граждан и юридических лиц в киберпространстве посвящены сразу три проекта закона, которые сейчас обсуждаются в Государственной думе.

В целом же любому желающему вложить лишние деньги в кибермире следует помнить, что главный способ предохранения от обмана или нереализации проекта по причине его никчемности – это здравый смысл и информация об эмитенте – о том, кто ищет инвестиций. Другого человечество не придумало.

Автор – вице-президент Ассоциации банков России.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Анатолий Козлачков
Газета «Известия», 10:00, 06.08.2018

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0