Воронеж. 19.09.2018. ABIREG.RU – Аналитика – Мировой лидер по производству немоторизированной сельхозтехники французская группа KUHN официально объявила о запуске строительства первого в России завода и провела по этому случаю в воронежском отеле Marriott масштабную презентацию, попутно отметив 190-летие группы и 10-летие ее работы в России. Корреспондент «Абирега» побывал на мероприятии и удивился, встретив здесь весь политический бомонд Воронежской области.
Воронежскую делегацию на переговорах с KUHN возглавлял свежеизбранный губернатор Александр Гусев, которому итоги выборов явно добавили и настроения, и уверенности в себе. Он солировал на переговорах с французами, прошедшими перед торжественной частью за не очень плотно закрытыми дверьми – представителей СМИ, которые пришли пораньше, свободно пустили в зал переговоров. Сами переговоры больше напоминали обмен любезностями, а губернатор пробовал себя в роли «экскурсовода». «Свита», включавшая председателя облдумы Владимира Нетесова, вице-губернатора Евгения Юрченко, вице-премьера по АПК Виктора Логвинова и руководителей нескольких департаментов, не проронила за всё время ни слова. На вопрос, будут ли предоставлены проекту налоговые льготы, спикер лишь утвердительно кивнул головой. У французов было подемократичнее – говорили все кому не лень, а самый главный президент KUHN Терри Криер почему-то по-английски.
Хвалили экс-губернатора Алексея Гордеева, научный и аграрный потенциал региона, удачное логистическое расположение будущего предприятия в Рамонском районе – и до Москвы близко, и до Ростова рукой подать (тут «виновник» локализации и экс-глава Рамонского района Виктор Логвинов расплылся в хитрой улыбке), обещали стажировки воронежским студентам во Францию. Никаких цифр озвучено не было, очевидно, что все детали были проговорены заранее. Первую очередь завода пообещали запустить уже в 2020 году. Вторую – через пять лет. Третью – даст бог и рыночная конъюнктура, еще через пять. Обе стороны были довольны и собой, и друг другом. Слово «санкции» не прозвучало ни разу. Единственным намеком на не самые простые межгосударственные отношения стало отсутствие на мероприятии влиятельного посла Франции Сильви Берманн. Отдувавшийся за нее советник по сельскому хозяйству Александр Мартинез раз за разом употреблял выражение «по поручению мадам посла» и, казалось, всеми силами хотел подчеркнуть ее отсутствие.
Сама торжественная часть была непривычна для российского восприятия и напоминала, скорее, гала-концерт, клубную вечеринку или выход на ринг профессиональных боксеров – затемненное помещение зала презентации с игрой света и полутеней, мощное музыкальное сопровождение с солирующей электроарфой. В центре зала сверкал под софитами макет будущего завода. Вызванный «на ринг» первым воронежский губернатор вкратце за пару минут повторил все те же тезисы про Гордеева и логистику, пообещал всяческое содействие и извинился за то, что не сможет остаться на алкогольную часть из-за необходимости ехать в Москву. Владимира Путина губернатор не упомянул, но все и так поняли, к кому он едет. Но, рискуя опоздать к Путину, вежливый Гусев остался послушать президента KUHN, вероятно, не предполагая, что его лекция затянется на академический час.
Обстоятельный топ-менеджер начал рассказ с далекого 1828 года, когда кузнец Джозеф Кун решил организовать свою мастерскую, затем рассказал, как влияли на бизнес его потомков мировые войны и каким будет население Земли в середине XXI века, чем оно будет питаться и какие для этого нужны сеялки. Мировой масштаб чувствовался, Гусев нервно поглядывал на часы. К великому сожалению журналистов, долгий сказ президента не содержал никакой конкретики относительно самого проекта. Видно, так сейчас в Европе принято – чтобы громко, красиво и максимально неконкретно.
Наконец лекция закончилась и стало понятно, почему губернатор не мог вырваться к Путину – нужно было надеть перчатку, испачкать ее в мел и окунуть в виртуальное пространство, чтобы там, на «памятном панно», остался оттиск пятерни. Таким мудреным способом французы заменили традиционную закладку первого камня.
Сразу после этого был запланирован совместный выход к прессе. И тут французы нечаянно подложили свинью: вместо говорящего по-английски президента Криера к прессе вместе с губернатором вышел русскоговорящий топ-менеджер Асад Лапш, являющийся генеральным директором «КУН Восток» и представителем группы в России и на Украине. Лапш, судя по всему, больше в теме нового строительства, чем его начальство. Но, конечно, это было явным нарушением этикета и можно было бы счесть неуважением к губернатору. Впрочем, отделавшись тридцатисекундными комментариями «для телекартинки» («сеялки, дружба, жвачка»), партнеры «разбежались». Гусев отправился к Путину. Француз поспешил к шампанскому. Подавали, как в песне у Шнура, «Моет».
Воронежская делегация оказалось к шампанскому равнодушна: большинство «рассосалось» вслед за губернатором. Руководитель промышленного департамента Александр Десятириков, у которого презентация совпала с первым днем работы, скромно принимал поздравления на сухую, вдали от фуд-корта. Зато вице-губернатор Юрченко, воспользовавшись полутьмой, романтично уединился за угловым столиком с таинственной незнакомкой и бутылочкой «Моет», как бы давая всем понять, что ни сеялки, ни культиваторы его больше не интересуют. Единственным «действующим» лицом воронежской власти оставался аграрный вице-премьер Логвинов, который пытался «окучить» абсолютно всех присутствующих делегатов (KUHN пригласил на открытие своих многочисленных партнеров и контрагентов – французы планируют максимально локализовать производство в России и будут заказывать часть узлов у местных производителей), а к концу вечера Логвинов сокрушался, что не успел ни выпить, ни закусить. Кстати, именно Логвинов в 2015 году по поручению Гордеева ездил во Францию на переговоры и согласовывал все детали и локализацию проекта.
Репутация значит многое, а KUHN не просто выпускает всё, что можно вешать или цеплять за трактор: в каждой из 10 своих товарных групп (продуктовых линеек) KUHN входит в тройку мировых производителей, являясь, пожалуй, самой крупной универсальной сельхозмашиностроительной компанией мира, имеющей 11 производственных площадок (воронежский завод станет 12-й), с годовым оборотом в 1 млрд евро. «КУН Восток» ежегодно продает в России сельхозтехники на 30 млн евро, а с введением в строй первой очереди воронежского завода, где запланировано сборочное производство посевной техники (сеялки), надеется увеличить объем продаж до 45 млн евро в год.
Сам завод расположится на территории 19 га недалеко от аэропорта и будет представлять собой два смежных «цеха» по 12 тыс. кв. м каждый. В первом кроме сборки расположатся также учебный центр и управленческие офисы. Во втором по плану будет собираться почвообрабатывающая техника – плуги, культиваторы, дискаторы и т. д. В третьем, еще не спроектированном, будут делать прицепные опрыскиватели. Строительство начнется весной 2019 года, сейчас завершается стадия подготовки документов и получения разрешения на строительство, после чего будет объявлен конкурс среди застройщиков. Предварительно был произведен отбор и составлен лонг-лист из 25 возможных участников конкурса. Сегодня из них уже составлен шорт-лист из семи компаний. Та из них, которая назовет наименьшую сумму, и станет победителем.
Стоимость проекта KUHN принципиально не озвучивает, опасаясь, что это подведет участников конкурса «под заданные рамки», но в прессе ранее неоднократно звучала цифра в 380 млн рублей. Из них 200 млн уже «освоено» – во столько французам обошлись выкуп участка и проектирование. Любопытно, что при строительстве KUHN не намерен пользоваться кредитными ресурсами, а собирается строить за свой счет. Тем не менее роль банков в бизнесе KUHN чрезвычайно высока, ведь значительная часть сельхозтехники закупается при помощи различных финансовых инструментов, в первую очередь лизинга.
Вообще-то, с точки зрения инвестиций непосредственно в промпроизводство (уже освоенных или запланированных) будущий завод KUHN станет лишь третьим по величине проектом в области сельхозмашиностроения в регионе, уступая и бобровскому заводу «Агрострой Пелгримов» (4,5 млрд рублей, сдача 1-й очереди намечена на конец 2019 года) и семилукской «Технике-Сервис-Агро» (600 млн рублей, сдача 1-й очереди – в конце 2018 года).
Тем не менее воронежский завод KUHN ожидаемо становится важнейшим инвестиционным проектом, реализация которого приведет к синергетическому эффекту – развитию собственного бизнеса смежников, улучшению оснащенности новейшими технологиями в нашем сельском хозяйстве. Ну а сам уровень презентации, скорее гала-представления, которой могли бы позавидовать и звезды шоу-бизнеса, наглядно показал, что маркетинг у французов бежит далеко впереди трактора.