Воронеж. 28.09.2018. ABIREG.RU – Эксклюзив – Воронежские власти озаботились разработкой нового Генерального плана городского округа на ближайшие 20 лет. Старый документ вот-вот себя исчерпает, но только с формальной стороны – он рассчитан до 2020 года (дальше просто по закону нельзя). Содержательная же его часть, если приглядеться, осталась фактически в нетронутом виде: «северный диаметр», развязки, дороги-дублеры – всё это существует только на бумаге. Учитывая, что новый Генплан будет аж вдвое «длиннее» предыдущего, полагаю, чиновникам неплохо было бы подвести итоги прошедшего десятилетия с его брутальной застройкой. Ну и сделать хоть какие-то выводы.
Генеральный план – это такой архипроект, «мать» всех градостроительных начинаний Воронежа (ну или «отец», кому как больше нравится). Из него проистекают Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), а из них – проекты планировки конкретных кварталов и квартальчиков. По большому счету Генплан должен устанавливать четкие правила игры: здесь будет дом, здесь – парк, а здесь – дорога. На деле, естественно, градостроительная мысль может легко видоизменяться по пути из Генплана в градплан земельного участка, да и воронежские законодатели без труда ее корректируют, когда им это необходимо.
Генеральному плану Воронежа в декабре исполнится 10 лет. Много ли это? С точки зрения истории города-миллионника, наверное, не очень. А с точки зрения политической конъюнктуры? Просто представьте: Генплан разрабатывался при мэре Борисе Скрынникове, принимался – при Сергее Колиухе, впервые корректировался – при Александре Гусеве, а на орехи достается уже Вадиму Кстенину! Надо ли говорить, что застройка – суть та же политика и расклад сил на рынке меняется вместе с ней, пусть и не столь стремительно? Где в 2008 году был строитель Сергей Гончаров, накануне ворвавшийся в тройку сильнейших? А где сейчас Иван Куликов, Петр Семенов, Николай Образцов, некогда бывшие воротилами бизнеса?
Но давайте заглянем в первозданный Генплан, принятый в 2008 году. Я знаю, что это «живой» документ, который неоднократно корректировался, однако концептуально он остался прежним. Даже намывной остров вдоль набережной Авиастроителей на месте, хотя это всё изначально напоминало чью-то нездоровую фантазию (намытый пустырь у Вогрэсовского моста как молчаливое подтверждение).
В своей основной части Генплан 2008 года – это набор общих фраз о «содействии» и «формировании» с плановыми цифрами, которые неплохо было бы получить в ходе капитального строительства к 2020-му. Там есть всё, что предусматривает федеральный закон, – показатели обеспеченности по здравоохранению и спорту (коечный фонд и площадь спортзалов), образованию и культуре (школьные места и музеи), соцзащите и потребрынку (приюты и торговые площади). Кое-что из этих нормативных вещей уже выглядит архаичным, например доступность библиотек. Или в принципе странным, как показатель обеспеченности кинозалами (вы видели кинотеатры в «спальных» районах?). Зато здравой конкретикой отличается раздел о транспортной инфраструктуре и общественном транспорте. В принципе, это логично: если Генплан говорит, где и как можно строить, он должен предусматривать, как туда добраться.
И вот тут за Воронеж становится немного обидно. Потому что застроить – это мы можем, даже с лихвой. Если в 2008 году под жилые зоны было отведено 12,3% городской площади, то в 2014 году этот показатель скорректировали уже до 21,7%. Зато сельскохозяйственные площади сократились с 12,1% до 3,6%. Город растет во все стороны – и на север, и на северо-запад, и на юго-запад, и на восток. Как, собственно, и планировалось, даже с опережением. А вот потрудиться воплотить в жизнь инфраструктурные наработки почему-то никто не захотел.
Можно просто перечислять по документу. Строительство «северного диаметра», а также участка Шишкова от 45-й Стрелковой Дивизии до Урицкого – нет. Зато есть абсолютно адская застройка самой улицы Шишкова. Строительство участка 60-й Армии от бульвара Победы до Антонова-Овсеенко – нет. Зато есть «Северная корона», «выборовские» и «китовские» дома. Продолжение Хользунова с выходом на Транспортную – нет. Зато есть высотки за гипермаркетом «О'кей», квартал в переулке Здоровья и котлованы под высотки впритык к детской больнице. Строительство набережных на левом берегу – нет. Зато есть поправший все нормы «Дельфин» и ударная застройка на МОПРа. Строительство путепроводов на Циолковского и Машиностроителей – нет. Зато есть «Озерки» и высотки на Пешестрелецкой. Строительство развязки на Остужева...
Все перечисленные вещи – это не далекая перспектива, как, например, кольцевая автодорога с Южным мостом. Это всё «первоочередные мероприятия», которые таковыми считались еще в 2008 году. Еще прискорбнее смотреть на раздел, посвященный городскому транспорту: реконструкция существующей сети троллейбусного транспорта в центральной и других частях города; строительство троллейбусных сетей в новых районах северо-западной части правобережья и юго-восточной части левого берега; реконструкция трамвайных путей (там, где их уже давно и в помине нет); строительство скоростной линии трамвая в Шилово; организация движения скоростных электропоездов по эстакаде Северного моста...
Глупо винить во всех бедах нищий бюджет нищего города. Но ведь кто-то разрабатывал, кто-то обсуждал и кто-то даже принимал этот Генплан. Документ, который дал зеленый свет застройщикам, но при этом гарантировал жителям городскую среду на уровне «среднеевропейских стандартов». Тогда, 10 лет назад, все ждали, что Генплан упорядочит хаотичную и зачастую незаконную застройку. Упорядочил. Чего ждать от нового Генплана?