Воронеж. 18.10.2018. ABIREG.RU – Эксклюзив – Говорить о тамбовских кланах как о сформировавшихся на данный момент, пожалуй, преждевременно. Старые авторитеты и приближенные к ним практически в полном составе отстранены от дел. Новые еще не успели окрепнуть. Губернатор Александр Никитин получил в «наследство» регион, где «клан» был практически синонимом «ОПГ». В связи с этим одной из его главных задач стало «оздоровление» Тамбовской области, смена «понятий» на регламенты и уставы.
Главной силой в Тамбовской области остается губернатор и его команда, подобранная так, чтобы обеспечить идеологическое единство и общность подходов к управлению на территории региона. Назначение Александра Никитина исполняющим обязанности было досконально просчитано федеральными властями. Это был идеальный кандидат сразу по нескольким параметрам. Во-первых, человек местный, всегда находился на виду электората. Как отмечают эксперты, в Тамбовской области не любят «варягов». Во-вторых, после периодически всплывающих криминальных эпизодов биографии Олега Бетина доктор наук и профессор Александр Никитин представлялся практически святым человеком.
Вторым человеком команды Александра Никитина, безусловно, является его первый зам и руководитель аппарата Олег Иванов (2-е место Рейтинга влиятельности). Их политический дуэт сложился еще с партработы в «Единой России». Некоторые эксперты полагают, что именно благодаря усилиям господина Иванова нынешний губернатор сначала «пробился» в облдуму, а затем возглавил регион. Впрочем, есть те, кто видит
в губернаторе сильного человека, который просто сделал себя сам и оказался в нужное время в нужном месте (например в кадровом резерве президента).
Важную роль в команде губернатора отводят председателю облдумы Евгению Матушкину (3-е место Рейтинга влиятельности). Местные политологи подмечают его невероятную преданность губернатору: несмотря на собственные довольно мощные политические амбиции, при нынешнем губернаторе он соглашается на роли второго плана.
Верные традициям
Выраженной оппозиции у Александра Никитина в регионе нет. Несмотря на то, что не всем по нраву введенные им порядки, вступать в открытую конфронтацию с человеком, одобренным и Кремлем, и электоратом, и, по слухам, находящимся на «короткой ноге» с председателем Госдумы Вячеславом Володиным, не рискуют. Хотя попробовать исподтишка «раскачать» систему – всегда пожалуйста. Есть версия, что за палки в колеса Александру Никитину отвечают «остатки» команды Олега Бетина.
Наиболее влиятельным старожилом экспертам представляется первый зампред областной Думы Владимир Карев (21-е место в Рейтинге), который возглавлял облдуму, когда Александр Никитин не то чтобы пешком под стол ходил, но только покинул стены вуза. Еще одна весомая фигура – бывший депутат областной думы Андрей Попов (80-е место). Личность, прямо скажем, неоднозначная: в девяностые числился спортивным тренером, затем вырос в крупного коммерсанта, под чьим контролем находился центральный рынок и хлебокомбинат. Имея внушительные материальные возможности и крепкую дружбу с Олегом Бетиным, господин Попов мог «заказывать музыку» где угодно, в том числе во властных кругах. Несмотря на то, что ему приписывают спонсорство выборных кампаний Александра Никитина, своих политических симпатий новому губернатору Андрей Попов открыто не высказывал, однако всегда наблюдал за ситуацией, как, возможно, делает и сейчас, даже из солнечной Италии – вероятно, через свое бывшее приближенное лицо – председателя гордумы Виктора Путинцева (27-е место). Хотя многие из экспертов отмечают, что господин Путинцев давно стал самостоятельной фигурой.
К клану «прошлой эпохи» также принято причислять мэра Тамбова Сергея Чеботарева (15-е место в Рейтинге). Несмотря на то, что он и господин Путинцев вроде как играют за одну команду, считается, что Виктор Путинцев и сам не прочь был стать градоначальником. Поэтому с кресла председателя гордумы он всячески пытается «обуздать» действующего мэра и показать ему, кто в доме хозяин. В областной администрации в числе тех, кто начинал свою карьеру еще при экс-губернаторе, можно выделить Глеба Чулкова (29-е место в Рейтинге). С Олегом Бетиным он работал практически со старта его губернаторства, сначала в статусе помощника, затем перешел в комитет по управлению имуществом, в 2008 году удостоился звания вице-губернатора.
Региональное УФСБ правит бал?
По мнению экспертов рейтинга, самым влиятельным представителем клана силовиков является начальник тамбовского УФСБ России Игорь Голдобин (4-е место). Свою работу в регионе он начал в один год с Александром Никитиным. Господина Голдобина, пожалуй, можно назвать матерым чекистом, исходя из того, что его предыдущим местом службы был не самый простой Ставропольский край. Именно такой человек и нужен был не изгнавшей дух «лихих девяностых» Тамбовской области. Именно при его руководстве ведомством началась работа в отношении клана строителей Шамоянов, чей авторитет считался непререкаемым.
Несколько в тени Игоря Голдобина находятся остальные руководители силовых ведомств. Впрочем, начальник местного УМВД России Николай Скоков (10-е место) был назначен только в феврале 2018 года. А руководитель тамбовского СУ СК РФ Александр Полшаков (26-е место), хоть и работает с 2016 года, громкими делами пока не отличился, как не успел и обрасти впечатляющими связями.
Автономными смотрителями системы остаются прокурор области Владимир Торговченков (7-е место) и председатель областного суда Евгений Соседов (22-е место). Хотя есть предположение, что последний является человеком вышеназванного Андрея Попова и с уходом предыдущего руководителя местного УФСБ России Ивана Нуштаева господину Соседову якобы сложнее влиять на ключевые процессы в регионе.
По фундаментам, по кирпичикам
Ключевыми игроками местного строительного рынка во времена Олега Бетина были Джамал Шамоян с железной деловой хваткой и Вячеслав Бетин с близким родством с экс-губернатором. Компаниям этих людей доставались наиболее лакомые места под застройку и госконтракты. Со сменой власти они утратили свою влиятельность, сегодня как таковых лидеров на строительном рынке Тамбовской области выделить сложно, хотя претенденты, безусловно, наметились.
По объемам возведения соцобъектов выигрывает Павел Горбунов (45-е место в Рейтинге), но в жилищном строительстве он заметно проигрывает конкурентам, что, по мнению экспертов, мешает ему закрепиться среди лидеров отрасли. Зато это вполне может получиться у депутата областной думы и генерального директора «Первой строительной компании» Ильи Антипкина (83-е место). При условии, что ему удастся реализовать все заявленные амбициозные проекты. Некоторые очки в свою пользу господин Антипкин заработал после того, как взялся за достройку объектов обманутых дольщиков. Это повышает его статус в глазах и электората, и власти. А если он, как обещал, еще и завод цементный построит за 10 млрд рублей, то его авторитет и вовсе взлетит до небес. Однако некоторые эксперты сомневаются, хватит ли у Ильи Антипкина сил и ресурсов на все это.
Один из главных конкурентов господина Антипкина – руководитель ГК «Мегаполис» Альберт Дорожкин (отсутствует в Рейтинге по решению экспертов), который на прошедших выборах довольно своевременно подкрепил свою влиятельность мандатом депутата горсовета. Его компании достаточно давно и весьма успешно работают на рынке жилья.
Также не стоит сбрасывать со счетов «Строительную компанию «Жупиков», подконтрольную депутату Госдумы Александру Жупикову (6-е место в Рейтинге). Этот застройщик кроме типичных «панелек» экономкласса, «замахнулся» и на элитное жилье.
Мусорный ветер перемен
Глава Котовска Алексей Плахотников (9-е место) – пожалуй, одна из самых сильных публичных персон в общественно-политической жизни региона. Однако если сильной стороной Алексея Михайловича в политике всегда считалось харизма, открытость и новаторство, то основной его финансовой опорой долгое время являлся достаточно закрытый мусорный бизнес. Еще в 2003 году Алексей Плахотников основал первое негосударственное мусороуборочное предприятие «ТЭКО-Сервис», которое за несколько лет почти монополизировало рынок по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов в Тамбове и ряде других муниципальных образований.
Лихорадить «мусорный рынок» начало в 2016 году, как только стало известно о введении новой системы обращения с отходами и появлении региональных операторов ТКО с 2019 года. Первые попытки передела мусорной империи возникли при реформировании коммунального хозяйства в Мичуринске, когда за вывоз ТБО в городе стали отвечать воронежская «Эко-Универсал» и небезызвестная «ТЭКО-сервис».
Воронежцы рассчитывали получить не только кусок «мусорного пирога», но и контроль над управлением жилфондом. Однако после серии конфликтных споров были вынуждены продать свой бизнес структурам АО «Тамбовская сетевая компания» (ТСК), которое уже в январе 2017 года вышло на мусорный рынок Тамбова. В итоге зона ответственности в облцентре была фактически поделена: за «ТЭКО-Сервис» остался преимущественно частный сектор и коммерческие организации, ТСК взяла на себя многоквартирные дома.
Позже с целью определения ответственного была проведена специальная процедура конкурсного отбора регионального оператора. Заявку на его участие подали «ТСК» и ООО «КомЭк» (мусороперерабатывающий завод, также аффилированный с семьей главы Котовска), и в результате многочисленных, в том числе судебных споров победа досталась «ТСК».
Едва ли битва за тамбовский мусор завершена. Говорят, на поле боя вновь могут претендовать выходцы из Воронежа. И какой будет конфигурация этого клана через год, сложно даже предположить.
Посеяли. Ждем всходов
Как таковой сформировавшийся аграрный клан в Тамбовской области выделить сложно, хотя отраслевой лидер очевиден: компания, крупнее, чем агрохолдинг «Русагро», в регионе вряд еще появится и авторитет Вадима Мошковича неоспорим. Он является крупнейшим работодателем и налогоплательщиком региона и имеет значительную поддержку на уровне Минсельхоза РФ, что избавляет его от необходимости лоббировать свои интересы в местных властных структурах. Некоторые эксперты даже называют бренд лично господина Мошковича более сильным, чем бренд всей Тамбовской губернии. Вероятно, считая его птицей уже более высокого полета, эксперты не включили его в региональный рейтинг, зато включили несколько аффилированных топ-менеджеров. Еще один крупный игрок – ГК «АСБ» и ее руководитель Юрий Хохлов. Его влияние, благодаря экспансии сельхозпредприятий Группы в другие регионы, распространилось уже далеко за пределы Тамбова. Завоевав сахарный рынок, господин Хохлов нацелился на элитные семена. Первый серьезный шаг по работе в этом направлении уже сделан: в 2013 году «АСБ» открыло в Мучкапском районе крупнейший семенной завод. Сейчас регион в ожидании полноценного запуска крупнейшего в Европе сахарного завода в Кирсанове.
В числе наиболее авторитетных аграрных деятелей на сугубо местном уровне стоит отметить все того же Александра Жупикова, чье имя в лучших традициях зарубежного маркетинга красуется в совершенного разных направлениях «не аффилированного» к депутату бизнеса. Наиболее крупным из активов господина Жупикова является ООО «Агрофирма «Жупиков», охватывающая практически все сферы АПК – от выращивания кормов до мясопереработки. Влиятельность господина Жупикова в регионе на сегодняшний день достигла того уровня, когда депутат может создать собственный клан.
Пути кланов неисповедимы
Тамбовская область, вероятнее всего, повторяет «судьбу» Воронежской, которая ступила на путь формирования ныне правящих кланов в 2009 году, с приходом Алексея Гордеева. «Догонять» соседей – дело неблагодарное, однако есть в этом и определенные плюсы. В частности, наглядно видны ошибки и слабые места, можно постелить себе «соломку». Да и на фоне еще вошедших в стадию перезагрузки Курской, Липецкой и Белгородской областей Тамбовской может быть уготована одна из лидирующих позиций в идеологической эволюции Черноземья.
Какое влияние окажут пока еще юные бизнес-кланы на ситуацию в регионе, говорить довольно сложно. С одной стороны, безусловно, положительное – на экономику области. Ведь главное для бизнесмена – наращивание доходов, а оно порождает увеличение налоговых отчислений, модернизацию производств и межрегиональные экспансии. С другой, стремясь укрепить авторитет, крупные игроки входят во вкус и не брезгуют ничем, активно используя в том числе админаппарат, который бизнес постепенно старается подмять под себя. Как быстро ему удастся сделать первые шаги в этом направлении, узнаем в рейтинге 2019 года.