Воронеж. 23.10.2018. ABIREG.RU – Аналитика – 22 и 23 октября в отеле Marriott в Воронеже прошла представительная российско-немецкая аграрная конференция, собравшая 150 российских и 40 немецких делегатов. В кулуарах конференции прошли неформальные переговоры губернатора Александра Гусева с группой немецких промышленников, на которых глава региона предложил мировому лидеру по производству комбайнов фирме CLAAS построить завод в особой экономической зоне под Воронежем. Корреспондент «Абирега» побывал на мероприятии, послушал русский мат на баварском диалекте и понял, что любой немецкий фермер мечтает о русской земле и русской жене.
Драйвером с немецкой стороны оказалось существующее с 1885 года и насчитывающее 30 тыс. членов Немецкое сельскохозяйственное общество (Deutsche Landwirtschafts-Gesellschaft, или DLG), называвшее себя «экспертным партнером» конференции.
Главным политическим лицом делегации стал депутат ландтага земли Нижняя Саксония Хельмут Дамманн-Тамке, потомственный фермер. Большинство немецких участников тоже были родом из этой второй по площади немецкой земли, являющейся не только крупнейшим сельхозрегионом (здесь выращивается 2/3 немецких кур, 1/3 свиней и половина картофеля), но и родиной «Фольксвагена». Здесь, в столице земли Нижняя Саксония Ганновере, проводится традиционная и крупнейшая в Европе сельскохозяйственная выставка. Воронежскую делегацию пригласили посетить эту выставку в 2019 году в качестве ответного визита.
Организатором же мероприятия (язык не повернется сказать «формальным») выступила молодая фирма AgroXperia, созданная российско-немецкими партнерами. Сама конференция, получившая сложное и малоинформативное название «Методы эффективного производства в АПК – залог успеха в будущем», была для фирмы первым мероприятием вообще, но нельзя сказать, что первый блин вышел комом.
Для немецких делегатов программа началась на день раньше – с посещения нескольких воронежских агрохолдингов. Вообще в Воронежской области сосредоточены как минимум четыре связанных с Германией крупных агропроизводства: это острогожские свинокомплексы АПК «Дон» (российский проект немецкого холдинга Tönnies), бобровский сырзавод DMK, растениеводческая компания «РАВ Агро» и молочники из «Эконивы». В силу удаленности холдингов друг от друга посетить немцы сумели лишь Штефана Дюрра, который принял делегацию земляков и устроил в их честь торжественный прием в Лискинском районе, но в дальнейшем участия в конференции не принимал.
Основными спикерами конференции стали немцы, имеющие опыт работы (от шести до 35 лет) в аграрном секторе в России. Выяснилось, что российские агрохолдинги с удовольствием берут граждан Германии в качестве аграрных и технических консультантов. Многие, выучив язык и женившись на россиянках, заняли позиции топ-менеджеров. Как, например, Клаус Йон, «специалист-новатор», более семи лет работающий в сахарном холдинге «Продимекс» и занимающийся улучшением севооборота на примере Каменского района Воронежской области. Именно господин Йон был одним из модераторов конференции.
Открывала конференцию российско-казахстанская немка Ольга Хунгер, директор DLG по Восточной Европе, напомнившая собравшимся, что научно-технический прогресс запереть в рамках национальных границ невозможно. Особенно в сфере АПК и производства продовольствия, поскольку стремительный рост населения планеты требует новых научных подходов и интенсификации сельского хозяйства. По словам фрау Хунгер, двумя важнейшими преимуществами немецких аграриев являются высокий уровень образования в сфере АПК и 80 млн платежеспособных потребителей, находящихся в шаговой доступности. Независимая профессиональная организация DLG – это генератор идей в сельском хозяйстве, причем не только в Германии, но и за ее пределами. А Германия, в свою очередь, входит в тройку крупнейших агроэкспортеров мира.
Это тем более удивительно, что, по словам господина Дамманн-Тамке, среднее немецкое сельхозпредприятие обрабатывает 61 га земли. Чуть выше этот показатель для Нижней Саксонии – 69 га – и еще выше для земель бывшей ГДР – 250 га. Но это и близко нельзя сравнить с российским землепользованием, где фермер с 1 тыс. га считается мелким, а предприятие с 10 тыс. га – средним. Посмотреть на немца, уже владеющего больше 450 тыс. га, как Штефан Дюрр, – для этого действительно стоило съездить в Россию.
Первым спикером конференции, задавшим тон всему мероприятию, стал этнический поляк, житель Баварии и Орловской области (работающий еще и в Воронежской и Брянской областях) Кристиан Ковальчик. Итог его десятилетней работы в России – 6 тыс. га в собственности (вместе с немецким компаньоном), параллельная работа агроконсультантом в одном из крупнейших агрохолдингов и две дочки от воронежской жены. «Самое главное – сразу начинайте учить русский язык», – учил он собравшихся повторить его путь немецких фермеров. Пан Ковальчик, выступавший на русском языке, несколько раз продемонстрировал свое виртуозное владение великим и могучим. Особенно объясняя, сколько азота попадает с полей в водоносные горизонты. Не сказать, что получалось многоэтажно, но организаторы со смехом извинялись, что нет технической возможности «запикать» выступление спикера. Нефть, земля и девушки – вот что, по словам Ковальчика, прельщает немецких парней в России. И если не получится с первым, возьмите остальное. Впрочем, выступление Ковальчика не ограничивалось только матом и шутками. Был дан детальный анализ опыта применения техники и агрохимии на примере как крупного холдинга, так и небольшого хозяйства. Как-то сразу стало ясно, за что российские агрохолдинги так любят немецких спецов: немецкий порядок во всем – и есть лучший рецепт для нашего сельского хозяйства.
Последующие спикеры явно уступали в яркости Ковальчику. Руководитель компании, специализирующейся на тренинге комбайнеров, Юрий Игрунов учил, как экономить при уборке зерновых, а первый замруководителя воронежского агродепартамента Александр Бочаров докладывал, сколько денег региональные власти тратят на поддержку сельхозпредприятий. Различных дотаций оказалось так много, что общую сумму госмиллиардов господин Бочаров вывести так и не сумел.
Воронежская делегация в лице губернатора Александра Гусева, его зама Виталия Шабалатова, аграрного вице-премьера Виктора Логвинова и руководителя департамента экономразвития Анатолия Букреева появилась на конференции в обед и провела за закрытыми дверями встречу с представителями нескольких крупных немецких предприятий. Самым важным итогом стало предложение Гусева представителям CLAAS начать строить комбайновый завод в особой экономической зоне под Воронежем. Предложение, судя по всему, не стало неожиданностью для немецких машиностроителей, поскольку они сразу ответили, что планируют создать собственную бизнес-школу в Воронеже. Для высокотехнологичного предприятия нужны квалифицированные кадры. По этому пути уже давно идет чешская компания «Агрострой Пелгримов», достраивающая крупнейший машиностроительный завод в Бобровском районе и занимающаяся профессиональным обучением местных ребят, в том числе в Чехии.
После закрытой встречи воронежский губернатор и немецкий политик обменялись выступлениями на публике: Гусев привычно уже обещал развивать в регионе углубленную переработку зерна и органическое сельское хозяйство и звал немцев присоединиться к этому процессу, а Дамманн-Тамке хвалил саксонские пиво, вино и сыр и ругал немецкую бюрократию. В том числе судебную, которая то и дело закрывает уже действующие коровники. Так мы узнали истинную причину переезда Штефана Дюрра в Россию. От политика досталось не только бюрократам, но и саксонским СМИ, которые плодят недоверие к сельхозпроизводителям и создают неприятный фон для инвестиций в АПК.
Остальные спикеры не сильно уходили от технологической повестки. Взаимная заинтересованность в сотрудничестве была очевидна: Германия для российских аграриев – это потенциальный, но так и не освоенный рынок сбыта продукции, Россия – это, во-первых, один из самых быстрорастущих рынков сельхозтехники в мире, а во-вторых, это наглядная история успеха для простого баварского или саксонского крестьянина. Плюс русская жена в качестве главного дивиденда.
Слово «санкции» за всё время агроконференции не было произнесено ни разу.