WorldClass

28 марта 2024, 22:18
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Гендиректор тамбовского АО «Деметра» Александр Федулов: «Если государство не обратит внимания на проблемы мукомольной промышленности, потребитель ощутит это по качеству и цене на хлеб»

23.11.2018 15:00
Автор:

Тамбов. 23.11.2018. ABIREG.RU – Аналитика – Прошедший в конце сентября в Москве съезд мукомолов России обозначил системные проблемы, характерные для отрасли. Это и низкое качество зерна, и отсутствие субсидированных кредитов для его закупки, и рост теневого рынка. Насколько эти проблемы важны для регионов Черноземья, как они отражаются на потребителях и можно ли говорить о кризисе в мукомольной промышленности – на эти и другие вопросы мы попросили ответить директора одного из крупнейших мукомольных заводов Тамбовской области Александра Федулова.

– Александр Петрович, какие проблемы в мукомольной промышленности сегодня вы бы поставили на первый план?

– Этот год у нас вообще критичный. Качество зерна идет очень низкое, а цены на него растут быстрее, чем на муку. Мы (и ряд других предприятий) вынуждены останавливаться только потому, что уже работаем в убыток. Если так пойдет и дальше, может возникнуть дефицит качественной муки, что напрямую скажется на производстве хлеба. А хлеб, вы сами понимаете, – вопрос остросоциальный. Поэтому съезд мукомолов обозначил целый ряд проблем и отправил запросы в министерство сельского хозяйства, чтобы привлечь внимание государства, выстроить эффективную государственную политику и не допустить перекосов в этой сфере.

– На съезде мукомолов прозвучала информация, что в России уже пять лет не производится зерно первого класса, очень мало зерна второго класса и даже третий класс пшеницы стал дефицитным. Основная проблема – именно в этом?

– Это только видимая часть проблемы. Хотя у нас на самом деле большой дефицит качественного зерна. Была видеоконференция с Министерством сельского хозяйства. И там они говорят, что у нас достаточно зерна хорошего качества. Очевидно, они имеют в виду, что клейковина 23% – это тоже третий класс. И в этом они правы. Но для сортовых помолов клейковина в зерне не должна быть ниже 25%, не говоря уже о других параметрах. У нас нет сильных пшениц, нет ценных сортов.

Проблема в том, что производитель не заинтересован в производстве более качественного зерна. У него и так всё скупают на корню. Посмотрите в начале осени, с какими номерами идут машины. 61-й, 26-й регионы – это всё экспортеры. Они выбирают у нас всё зерно. Экспортерам нет разницы, какого оно класса. Они забирают всё, главное, чтобы оно проходило по протеину. Производителям это удобно: не надо думать о производстве пшеницы более высокого класса (что требует дополнительных затрат), не надо нести дополнительные расходы на доставку зерна. Мы могли бы выиграть у экспортеров, подняв закупочные цены. Но тогда это удорожит наш конечный продукт (то есть муку), что напрямую скажется на цене на хлеб.

Мы вывозим из страны зерно, хотя намного выгоднее для государства и для поднятия отрасли было бы вывозить муку. Турция в прошлом году продала на экспорт 5 млн тонн муки. А мы – всего 198 тыс. тонн.

Съезд союза мукомолов обозначил: государство не желает заниматься мукой, только зерном. Все эти проблемы должны решаться на государственном уровне. Именно государство должно создавать условия, чтобы производителям было выгодно выращивать качественное зерно, а за рубеж вывозить муку. Наш союз постоянно поднимает этот вопрос, но его решения пока нет.

– А какие решения предлагает союз мукомолов?

– В первую очередь, это расширение субсидированного кредитования. Мы уже год бьемся, чтобы получить субсидированный кредит. Раньше субсидии шли через управление сельского хозяйства, но сейчас их отменили. Мы из-за этого за два года уже потеряли 20 млн рублей. Когда был субсидированный кредит, 2/3 ставки рефинансирования нам возвращались. Это были приемлемые условия. Коммерческий кредит дороже в 2-3 раза. Государство предоставило право выдавать льготные кредиты банкам. А у них лимиты недостаточные. В результате наше предприятие в 2018 году так и не получило кредита по низкой процентной ставке. А коммерческий кредит сильно удорожает нашу продукцию.

Нам необходимы кредитные средства, чтобы закупать зерно в начале уборки урожая, когда цены на него традиционно ниже. В муке зерно составляет более 70% от себестоимости. Фиксированная цена на зерно – устойчивая цена на муку. А это формирование цены на хлеб.

О хлебе начинают думать, только когда его не хватает или начинает повышаться цена. Мы сейчас работаем в условиях рыночной экономики. Но и в данных условиях невозможно обойтись без грамотного планирования. Государство создало такие условия, что мы работаем без запасов. Здесь ушло за границу, там низкого качества осталось... Никто не думает, что, если завтра не будет хлеба, все остальные проблемы отойдут на второй план.

– Что еще, на ваш взгляд, может сделать государство, чтобы поддержать мукомольную отрасль?

– У нас растет количество кустарных производств, которые выпускают некачественную муку. Они не задумываются о качестве продукции, берут низкой ценой. Конечно, они не будут содержать 12 лаборантов (как это делаем мы), чтобы отслеживать качество продукта на всех стадиях. А у нас три точки контроля: на входе, когда мы принимаем зерно, в процессе производства и на выходе. Мы получаем продукт стабильного качества. Доходит до того, что многие из тех, с кем мы работаем, просят нашу продукцию на подсортировку – чтобы улучшить качество помольной партии. То есть они добавляют нашу муку в свою, чтобы в среднем качество получилось приемлемым.

Но получается, что мы с ними не можем конкурировать. У них «серая» зарплата, нет лабораторий – себестоимость муки низкая. Мы до такой цены опуститься не можем. Конкуренция нечестная. По всей России мельницы закрываются, потому что перестают быть рентабельными. Государство должно контролировать предприятия, требования ко всем должны быть одинаковыми.

– Резюмируя, какие первоочередные меры по поддержке мукомольного производства в России вы бы рекомендовали как практик?

– Первое – это создать условия, стимулирующие производителей выращивать качественное зерно. Второе – искоренить теневой рынок муки. Третье – расширить условия выдачи льготных кредитов, увеличить их объемы. Отдельно подчеркну, что необходима государственная политика, направленная на расширение экспорта именно муки, а не зерна. Наш союз предлагал хотя бы гуманитарную помощь предоставлять именно мукой, а не зерном, но наши предложения так и не были услышаны.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 1