Какие подрядчики получают самые крупные контракты и почему дороги стали лучше.
За последние два года в Воронежской области произошло два крупных события, повлиявших на дорожную отрасль: проект «Безопасные и качественные дороги» и смена губернатора. И если первое обещает больше подрядов и денег, то, чего ждать от второго, пока неясно – чехарда в региональном правительстве только завершилась. Корреспонденты «Времени Воронежа» решили разобраться, кто получает самые крупные дорожные подряды и кто потенциально может на это повлиять.
Деньги и километры
Приоритетное направление федерального проекта «Безопасные и качественные дороги» власти презентовали в марте 2017 года. Оно касается только областного центра и его пригородов – Воронежской агломерации. Реализация проекта позволит привести большую часть дорог этой территории в нормативное состояние, снизить нагрузку на ключевые узлы и уменьшить количество ДТП. Программа рассчитана до 2025 года, реализация пройдет в три этапа. Всего на улучшение дорог в Воронеже и его пригородах выделят 18,25 млрд рублей, федеральный бюджет каждый год планирует выделять на эти цели по 1 млрд рублей.
Основным источником средств для ремонта региональных дорог остается областной дорожный фонд, которым распоряжаются структуры облправительства. В этом году его объем составляет порядка 12,7 млрд рублей. Фонд пополняют из 16 источников, среди которых акцизы на топливо и моторные масла, транспортный налог, доходы от использования имущества, входящего в состав автодорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц и проч. С 1 января 2019 года в него пойдут и все штрафы ГИБДД, что должно принести около 1,5 млрд рублей ежегодно.
В разговоре с корреспондентом «Времени Воронежа» замруководителя воронежского управления федеральной антимонопольной службы (УФАС) Виталий Попов отметил, что конкуренция между дорожниками обострилась, потому что «пилить стало нечего». По его мнению, в бюджете становится меньше средств, поэтому для получения государственных контрактов теперь важно иметь хорошую репутацию. Объем дорожного фонда растет, но вместе с ним растет и количество дорог, которые нужно ремонтировать. Поэтому стоимость километра снижается, а контроль за расходованием денег усиливается.
Сопредседатель регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков более осторожен в оценках. Он отмечает, что за последние два года на дороги в регионе выделяют рекордные суммы из федерального бюджета и структура рынка будет меняться именно поэтому. Если раньше емкость рынка была 2 млрд рублей и на нем было две компании, а сейчас стало 10 млрд, то очевидно, что придут и другие игроки, потому что прошлые лидеры либо не смогут, либо не захотят брать такой объем. При этом, по его мнению, однозначно говорить, как изменилась стоимость километра, нельзя: «Все дороги разные, где-то есть бордюрный камень, где-то нет. Где-то ширина правой полосы 4,25 м, а где-то 3,8 м. И это дает разницу в миллионы рублей».
Короли и принцы
Основными заказчиками дорожных работ в регионе являются областной департамент транспорта и автодорог и МКУ «Городская дирекция дорожного хозяйства и благоустройства». Кроме того, заказчиками по отдельным небольшим тендерам могут выступать власти районов области и управы городских районов. Контракты обычно финансируют из областной и городской казны. Участками федеральных трасс занимаются структуры Федерального дорожного агентства – ФКУ «Черноземуправтодор» и «Упрдор Москва-Харьков». Их работа финансируется из федерального бюджета.
Если опираться на цену контрактов, заключенных в 2018 году, самая внушительная сумма – более 5 млрд рублей – достанется московскому ООО «Трансстроймеханизация», близкому к структурам миллиардера Аркадия Ротенберга. Средства выделят областной и федеральный бюджеты. Если же рассматривать конкретно воронежские бюджеты, то по данным «СПАРК-Интерфакс», в 2018 году департамент транспорта заключил контракты на сумму более 3,5 млрд рублей, а «Городская дирекция дорожного хозяйства» – на 2 млрд рублей.
Судя по материалам сайта госзакупок, в топ дорожных подрядчиков для воронежских властей в 2018 году вошли ООО «СМУ-90», ООО «Навастрой», ООО «Россошанское ДРСУ № 1» и ООО «Дорожник».
По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2018 году «СМУ-90» Вардана Агароняна успело заключить контракты на 1,8 млрд рублей. Из них 1,7 млрд – это два контракта на ремонт дорог с областными властями и один с городскими. Успех 2017 года компании повторить вряд ли удастся: тогда она взяла 17 контрактов на 2,5 млрд рублей. Впрочем, 2016 год был еще скромнее - 15 контрактов на 386,5 млн рублей.
ООО «Навастрой» Наири Нахатакяна пока заключило три контракта на сумму более 1 млрд рублей. Из них 988,5 млн рублей составляют контракты с городскими властями на ремонт Московского проспекта и работы по программе «Безопасные и качественные дороги». Кроме того, «Навастрой» заключил контракт с «Черноземуправтодором» за 53 млн рублей на ремонт участка трассы Р-298 в Воронежской области. А вообще компания явно предпочитает крупные контракты. В 2017 году фирма заключила пять контрактов на 1 млрд рублей, в 2016-м – один на 229,5 млн рублей.
«Россошанское ДРСУ №1» Валерия Ярошева с начала года заключило контракты почти на 1,8 млрд рублей. Среди них 897,8 млн за ремонт дорог в районах Воронежской области и конкретно в Кантемировском районе. Хлебным выдался для компании 2017 год – 26 контрактов на 7,8 млрд рублей, 2016-й был ближе к сегодняшним объемам – 32 контракта на 1,3 млрд рублей.
ООО «Дорожник» (совладельцы Артур и Наталья Абрамян) собрало контракты на 775,7 млн рублей, из которых 493 млн рублей – цена контракта с областными властями на ремонт магистралей регионального и межмуниципального значения, а также договоры с городом на строительство дороги в жилых массивах. В текущем году компания нарастила выручку от контрактов более, чем в два раза: в 2017 году ООО «Дорожник» выполнило 15 контрактов на 310 млн рублей, а в 2016 году – 64 контракта на 257 млн рублей.
На чужой территории
Речь шла только о контрактах на ремонт и строительство дорог. При этом «Время Воронежа» не учитывало контракты дорожников с районными властями и сельскими администрациями. Между тем, дорожники заходят и в смежные сферы деятельности.
Например, ООО «Дорожник» в 2018 году выиграло тендер на право благоустроить воронежские дворы за 244,5 млн рублей. А «Россошанское ДРСУ №1» получило контракт на ремонт тротуаров за 100 млн рублей.
Кроме того, отдельные компании специализируются на федеральных тендерах. Среди них – воронежское АО «Дороги Черноземья», заключившее в 2018 году шесть контрактов на общую сумму 5 млрд рублей. Например, в конце ноября компания выиграла торги на ремонт участка трассы Р-298 в Грибановском районе. Цена контракта – 133,8 млн рублей из федерального бюджета.
При этом значительная часть денег, полученных по контракту, уходит субподрядчикам. Например, «СМУ-90» получило почти 480 млн рублей за ремонт дорог в муниципальных районах. Но 93,8 млн рублей ушло ООО «БДРСУ №2» Анатолия Хвастунова, 53,9 млн рублей – ООО «Автодор» (совладельцы Иван и Сергей Понарины), 19,5 млн рублей – ООО «Авангард» Михаила Колесникова.
Нередко субподрядчики работают с несколькими компаниями. К примеру, новоусманское ООО «РесайклерДорСтрой» получило 106,6 млн рублей от ООО «СМУ-90», выполнявшего контракт на 510 млн рублей, и 48,9 млн рублей от ООО «Дорожник», работавшего по контракту на 488 млн рублей.
Юрий Новиков подтверждает, что из-за обилия субподрядчиков оценивать выгоду компаний от госконтрактов сложно:
– Нельзя однозначно считать, что если компания берет подряд на миллиард, то она очень успешна. В этом бизнесе много субподрядчиков, поэтому пока деньги пройдут эту длинную цепочку, у выигравшей компании может остаться 20-30 млн. Субподрядчики работают со многими компаниями, поэтому выигрывать конкурсы могут разные компании, а фактически работать одна и та же, – говорит сопредседатель «Города и транспорта».
Виталий Попов с иронией заметил, что дорожники наконец начали считать деньги: «Раньше бывали ситуации, когда отдельные дорожники игнорировали наши запросы, им было проще заплатить 50 тыс. штрафа за непредоставление информации в срок. Сейчас, видимо, эта сумма стала существенной, поэтому ответы стали приходить гораздо чаще».
Качество победило количество
В местном УФАС уверены, что за последние два года у дорожников изменилось отношение к качеству работ. Как отметил Виталий Попов, теперь сами подрядчики заинтересованы в том, чтобы брать пробы покрытия (в целях собственной безопасности), они стали делать это не только на улицах, но и во дворах. По мнению Виталия Попова, такой осознанности способствовал ряд уголовных дел. Например, против руководителя ООО «Спецдорсервис», которое выполнило ремонт дороги на ул. 20 лет Октября, заменив полимерно-битумное покрытие дешевым битумом. Кроме того, в ведомстве отметили резкое снижение количества контрактов, которые начинают реализовываться до объявления конкурса.
Олег Вельможин, до прошлой недели возглавлявший региональный исполком Объединенного народного фронта (ОНФ) в Воронежской области, подтверждает, что качество дорожного ремонта в Воронеже улучшилось: «Программа «Безопасные и качественные дороги» за прошлый год отработана неплохо. Нарушения обнаружили только на нескольких небольших участках, и все они были устранены».
Власть и бизнес
В России традиционно власть и бизнес связаны друг с другом. Поэтому когда прошлый губернатор Алексей Гордеев неожиданно ушел в отставку в декабре 2017 года, в ожидании замерли не только властные круги, но и бизнесмены.
Александр Гусев, пересевший в губернаторское кресло из мэрского, не спешил с кадровыми решениями. Однако ключевые фигуры из правительства Алексея Гордеева покинули посты довольно быстро. Долгое время курировавший дорожную сферу Геннадий Макин уже весной 2018 года лишился таких полномочий. Тогда присматривать за дорожниками наказали Виталию Шабалатову. А уже летом Макин покинул правительство по собственному желанию. С того времени считалось, что главным распорядителем сферы останется Виталий Шабалатов. Однако сегодня пост зампреда облправительства официально занял Сергей Честикин, и дорожный ремонт теперь его зона ответственности наряду со строительством и ЖКХ.
Непосредственные руководители дорожной сферы региона менялись гораздо чаще, причем не все покидали пост мирно. В 2013 году тогдашнего руководителя департамента транспорта и автодорог Александра Трубникова задержали сотрудники УФСБ. При обысках в его доме нашли 134 млн рублей наличными в мешках и тазах. Его осудили в октябре 2015 года за получение взятки в особо крупном размере, он получил семь с половиной лет колонии строгого режима и штраф в 150 млн рублей. В колонию он отправился лишь в марте 2016 года и уже в конце января 2017 вышел на свободу по состоянию здоровья.
– Дело Трубникова начиналось в моем кабинете, ко мне за помощью обратились представители дорожных организаций. Тогда откаты достигли таких масштабов, что на работы уже ничего не оставалось. Я думаю, что таких масштабов сейчас, конечно, нет. Вряд ли это явление исчезло полностью, но брать стали меньше, – уверена член общественной палаты Воронежа Галина Кудрявцева.
Новым руководителем департамента в 2014 году стал Александр Дементьев. Должность он покинул в конце апреля 2017 года после критики губернатора Алексея Гордеева. Ему ставили в вину плохую проработку проекта реконструкции развязки на пересечении улиц Антонова-Овсеенко – 9 Января – Героев Сибиряков и неудачную организацию работ по программе «Безопасные и качественные дороги». По мнению губернатора, это приводило к пробкам в облцентре.
Действующий руководитель дорожного департамента Максим Оськин перешел в облправительство из мэрии. Пока в крупных скандалах он замечен не был. По мнению некоторых участников рынка, это свидетельство его малой значимости в облправительстве. Но другие с этим не согласны, есть свидетельства о его готовности к диалогу:
– Максим Оськин – один из самых адекватных во власти, с ним можно разговаривать, – сказал собеседник «Времени Воронежа».
Такая расстановка сил по деньгам и тяжеловесам-дорожникам наблюдается только в этом году. Говорить о постоянстве в отрасли не приходится – как видим, на нее влияют и ужесточение требований к качеству работ, и чехарда назначений чиновников-кураторов, и деньги, выделяемые на дороги.
Дарья Бородина, Михаил Супруненко
Время Воронежа, 19:07, 03.12.2018