Белгород. 18.12.2018. ABIREG.RU – Аналитика – Металлотрейдинговая компания «Евраз Металл Инпром» имеет около 50 филиалов и занимает долю на рынке отечественного металлопроката около 11%. В Черноземье ее представительства работают в Белгороде, Старом Осколе, Липецке и Воронеже и поставляют металлопрокат крупным промышленным и сельскохозяйственным предприятиям. Коммерческий директор дивизиона «Юг» (отвечает за рынок Черноземья) Николай Гаврилов в интервью «Абирегу» отметил, что с завершением крупных инвестпроектов, таких как масштабные стройки к Олимпиаде, чемпионату мира по футболу, рынок металлотрейдинга серьезно просел, конкуренция ужесточилась. Кроме того, дисбаланс в систему вносят металлургические предприятия непризнанных республик Украины.
– Расскажите, какие проекты наиболее интересны в Черноземье.
– Если рассматривать Черноземье, то львиную долю потребления здесь составляют сельскохозяйственный и животноводческий комплексы. Сейчас актуально расширение мясного дивизиона компании «Мираторг». Мы принимаем активное участие в поставках металлопроката для нужд холдинга. Кроме того, мы плотно сотрудничаем с крупнейшими заводами металлоконструкций, например «Белэнергомаш-БЗЭМ», участвующими в ключевых инвестиционных проектах регионов.
– Как сейчас складывается ситуация на рынке металлотрейдинга? Недавно на уровне правительства РФ металлургические компании поднимали вопрос о проблемах с логистикой и непростых взаимоотношениях с «РЖД»: металлурги готовы увеличивать объемы поставок, а железнодорожная инфраструктура не позволяет это сделать. Для вас эта проблема актуальна?
– У нас с «РЖД» сложностей нет. В подразделения «Евраз Металл Инпрома» с заводов металлопрокат поступает железнодорожными вагонами, а на месте мы комплектуем необходимый заказ и доставляем автотранспортом. Бывают незначительные сложности в летний, курортно-отпускной период, когда сроки поставок растягиваются из-за высокой загрузки южных направлений. Однако это предсказуемая проблема, которую мы предупреждаем заранее, рассчитывая логистику в летний период.
– А какие в целом есть сложности на рынке?
– У нас сейчас общероссийская тенденция связана со стагнацией рынка. После проведения Олимпиады, чемпионата мира, запуска Крымского моста сократились вливания в крупные инфраструктурные проекты. Что будет дальше, непонятно. Потребление металла снизилось, а профицит сохранился. Вследствие этого обострилась конкуренция: у всех есть металл, хорошая цена, комфортные финансовые условия для клиентов. В такой ситуации важно делать фокус на дополнительных преимуществах компании: безупречный сервис, профессиональные услуги металлообработки и другие программы лояльности. Поэтому приходится применять уже какие-то свои рычаги – свое обаяние, предложение безупречного сервиса, чтобы клиенты выбирали именно тебя. На наших заводах – заводах группы «Евраз» – учатся производить продукт, который выгодно отличался бы от наших конкурентов. К примеру, есть балка стандартной длины – 12 м. Потребителю приходится либо обрезать прокат, либо наращивать (сваривать) под необходимую длину. Остаются отходы, что ведет к издержкам. Мы можем предложить поставку продукции необходимой по проекту длины.
– Какие основные тенденции развития рынка металлотрейдинга наблюдаются сегодня в вашем регионе?
– Постепенно разворачиваются новые металлоемкие проекты, стимулирующие развитие отрасли. Безусловно, это позитивная тенденция. Но при этом наблюдается значительный рост конкуренции. В южном регионе наблюдается экспансия металлоторговых компаний, базирующихся на Урале и в Сибири. Инвестиционная привлекательность стимулирует «соседей» открывать филиалы на юге, также обостряя ситуацию.
– Жесткие условия конкуренции ведь как раз стимулируют компании развиваться и модернизировать свои производства. Тогда что не так?
– Развиваются эффективные компании. Остальным, чтобы оставаться на плаву, приходится прибегать к нечестной конкуренции: кто-то обвешивает, кто-то подделывает сертификаты качества и т. д. Такие компании со временем зарабатывают себе дурную славу и быстро уходят с рынка. И всё это ведет к негативным последствиям в отрасли.
– Какой тогда выход?
– Важен эволюционный путь развития компании. Необходимо искать альтернативные подходы, стараться быть полезным потребителю. Мы в любом случае позиционируем себя как компания с мировым именем, которая дает гарантии качества и всегда честно поступает по отношению к нашим потребителям. А есть компании, которые живут сегодняшним днем, им необходимо заработать именно сегодня, а что будет завтра – их не заботит. Скорее всего, они долго не проживут.
– За прошлый год выручка вашей компании в сравнении с предыдущими годами выросла на 13% – до 33 млрд рублей, но прибыль упала более чем вполовину – до 412 млн рублей. Можно ли проследить, с чем это связано?
– Вероятно, со снижением маржинальности бизнеса. Объемы продаж остаются – мы стараемся поддерживать их на прежнем уровне. Цена на металл выросла, этим можно объяснить рост выручки, но маржинальность все-таки уменьшается. Если раньше, образно, была одна наценка, то сейчас, может быть, она уменьшается. Поэтому здесь всё объяснимо.
– Ваши подразделения есть в Воронеже, Липецке, Белгороде. Вас могут заинтересовать черноземные области, где у вас пока нет представительств? Тамбов или Курск, например?
– Открытие подразделения «ЕМИ» в Тамбове пока не рассматриваем. Тамбовское направление полноценно обеспечивают наши подразделения в Воронеже и Липецке, так как расстояние небольшое. А вот в Курске мы планируем в ближайшее время открыть обособленное подразделение под юрисдикцией филиала в Белгороде. Новый склад призван закрыть потребности данной области. Это позволит упростить логистику для клиентов.
– Как у вас складывается взаимодействие с местными властями? В Курской и Липецкой областях сменились губернаторы. Это как-то влияет на ваш бизнес?
– Политический капитал, административный ресурс – он тоже очень важен, важно узнавать из первых уст о намечающихся проектах, планах по инвестициям. Несомненно, если, допустим, высшее руководство региона будет нас рекомендовать как компанию с мировым именем, то это очень поможет в работе.
– Трудности во взаимодействии есть?
– У нас есть специальная служба, которая занимается этими вопросами. Моя задача – это коммерческая деятельность. Поэтому, когда есть необходимость общаться с региональными властями, мы участвуем во множестве конференций, симпозиумов, в том числе с представителями власти. К тому же «Евраз» очень плотно работает с другими крупными компаниями России.
– Каковы перспективы развития рынка металлотрейдинга?
– Первое, что можно отметить, пока очень слабо просматриваются какие-то новые масштабные металлоемкие инвестиционные проекты. Конечно, может, они будут, но четкого плана правительства я так и не увидел пока. Второй момент – у нас есть металлопрокат, который поставляется из так называемых непризнанных республик (Луганской народной республики, Донецкой народной республики). Там есть очень мощные металлургические предприятия, которые и сейчас работают. Они имеют возможность поставлять металлопрокат на территорию Российской Федерации. Соответственно, этот металлопрокат составляет конкуренцию нашим российским производителям.
– Он дешевле?
– Да, там нет ценового регулирования. У нас в стране рынок металлопроката регулируется, есть возможность отправлять продукцию на экспорт, на внутренний рынок при этом поставлять меньше, то есть соблюдать баланс. А металл из непризнанных республик этот баланс нарушает. Он также может привести к каким-то ценовым срывам. В то же время покупать этот металлопрокат не каждый может себе позволить, так как многие боятся попасть под санкционные меры.
В целом поставки этих компаний привели к образованию на нашем российском рынке определенного дискомфорта. Плюс ко всему я хочу отметить такой фактор, как экспансию металлоторговых компаний, которые расположены восточнее (Урал, Сибирь). Видимо, они видят здесь большую инвестиционную привлекательность, поэтому открывают филиалы и тем самым тоже обостряют здесь конкуренцию.
– «Евраз Металл Инпром» сообщал об интересе к белорусскому рынку. Чем он привлекателен?
– Интерес к продуктам компании на рынке Беларуси есть, и мы поставляем продукцию в СНГ через ближайшие к соответствующему региону подразделения. Однако пока своих филиалов «ЕМИ» открывать не планирует. В данном случае многое зависит от логистики: не всегда стоимость поставок позволяет нам заключать выгодные контракты с клиентами в Беларуси.