Воронеж. 12.01.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - Национальная кампания по борьбе с пиратством, инициированная два года назад ведущим мировым разработчиком программного обеспечения, компанией Microsoft, в Воронеже завершилась тем, что город стал в этом плане образцово-показательным. Тем временем Microsoft, по сути, начинает новую национальную кампанию – по борьбе с компьютерной неграмотностью. Некоторые ее детали раскрыл «Абирегу» представитель Microsoft в Воронеже Александр Юрочкин.
- Как реагировал рынок лицензионного программного обеспечения (ПО) в Черноземье на экономический кризис? Насколько сильно рецессия повлияла на рост продаж продуктов Microsoft в регионе?
В силу этих обстоятельств определить точно, насколько просел рынок ПО в Центральном Черноземье, невозможно. Получить репрезентативные данные, кроме того, не позволяет большой объем теневого рынка программного обеспечения.
- Располагает ли Microsoft какими-то особыми данными о текущем состоянии рынка «пиратского» ПО?
- За последние несколько лет было предпринято множество попыток оценить долю «пиратского» софта в общих продажах ПО в России, но – лично мое мнение – достоверных данных мы так и не получили. И не получим, потому что это так же сложно, как провести достоверную перепись населения. Насколько перепись населения адекватна реальному состоянию вещей? Если взять списки людей, живущих в России, то среди обычных граждан в них можно увидеть гоблинов, эльфов и так далее. Я не думаю, что в России на самом деле живут гоблины. Так и тут – возможны лишь очень приблизительные подсчеты. И когда Microsoft проводит опросы в Интернет, где просит пользователей в анонимном режиме признаться, какой операционной системой они пользуются, то всегда учитывается большой процент погрешности. По результатам последних опросов, число россиян, использующих лицензионное ПО, составляет порядка 12%. Но какова гарантия, что все респонденты ответили на вопрос честно?
- Как Воронеж вписывается в общую тенденцию?
- Уровень пиратства в Воронеже значительно ниже, чем в других городах ЦФО. С одной стороны - по причине, что большинство воронежских предприятий среднего и крупного бизнеса довольно быстро пришли к пониманию преимуществ лицензионных программных продуктов и сегодня активно ими пользуются. С другой стороны, в Воронеже значительная доля продуктов Microsoft реализуется через сетевые компьютерные магазины, которые уже давно соизмерили возможные риски торговли дисками «1000 и одна программа» и работают только с лицензионным софтом.
Хуже всего дело обстоит в небольших городах, где программные продукты продаются преимущественно с лотков, где бизнес демонстрирует более низкую доходность, а владельцы предприятий еще не научились зарабатывать за счет информационных технологий. Хотя, хочется отметить, что и в среде крупного бизнеса покупка программных продуктов не всегда осознана: нередко ПО приобретается только потому, что, например, без него иностранные партнеры не подписывают контракт.
- Какова сейчас политика компании по борьбе с пиратством? И почему в последнее время не слышно громких дел и шумных разоблачений?
- Прежде всего, отмечу, что Microsoft напрямую не принимает участие в рейдах, проверках и других подобных мероприятиях. Мы не имеем на это никаких юридических прав, этим занимаются специальные органы. Насколько я знаю, проверки такие по-прежнему ведутся и достаточно успешно. А громких процессов в Воронеже нет и, на мой взгляд, не будет потому, что крупный бизнес уже «легализовался» - он приобрел необходимые платформы. Не заручусь, конечно, за все предприятия, тем более что в Воронеже много компаний, имеющих максимальный уровень закрытости и секретности, и как там обстоят дела, мы реально не знаем. Но мы и не стремимся это делать. Основная цель корпорации Microsoft в России сейчас – не подталкивать людей к каким-то действиям, а максимально доступно говорить о преимуществах своих продуктов. Знаете, в чем прежде заключалась главная причина неохотного перехода на лицензионный софт? В том, что этот переход не создавал новых возможностей для пользователя. Теперь же вся наша линейка – это новые продукты, в которых покупатель видит дополнительную ценность.
- Тогда с какой целью представители Microsoft до сих пор встречаются с руководителями бизнеса?
- Мы разговариваем с ними о тех продуктах, которые помогли бы им в решении определенных задач в бизнесе. Microsoft – это не только Windows и Office (хотя это - самые известные наши продукты). Мы предлагаем самый широкий пул программного обеспечения, включающий и security-системы, и business-solution-системы, ERP-системы и многое другое.
- В кампании по легализации ПО активное участие принимало государство. Но завершена ли эта легализация в самих органах власти, скажем, Воронежской области?
- Этот процесс идет, он постоянный. Активно происходит замена парка компьютеров. Определенные проблемы создает отсутствие единого соглашения, затрудняющего процессы бюджетирования: область большая, и не все районы укладываются в свои бюджеты. Но, насколько я знаю, сейчас уже все отлажено. Вообще, должен отметить, что управленческий аппарат Воронежской области продуктивно движется по пути автоматизации и внедрения новых IT-решений. Недавно, например, был создан довольно качественный Интернет-портал госорганов региона. Внедряются современные системы управления сетями, системы информационной безопасности и так далее, часть из них создается на основе продуктов Microsoft.
- Когда в России началась компания по борьбе с нелицензионным ПО, часть пользователей стала переходить на бесплатные операционные системы, типа Linux. Нанесло ли это ущерб продажам Microsoft в России?
- Здесь необходимо уточнить понятия. Если мы говорим об операционных системах, то Linux, равно как и другие бесплатные версии, никак не пошатнули Windows. Дело в том, что операционная система (ОС) – важнейшая часть компьютера, которая превращает его в рабочий инструмент. ОС поддерживает все те программы, которые необходимы пользователю. А программ, которые написаны специально для бесплатных операционных систем, в природе очень мало – в этом и проблема. Я знал предприятия, которые пытались перейти на Linux. Они платили огромные деньги техническим специалистам, обеспечивающим поддержку этой системы. Но, так или иначе, все возвращались обратно к Windows – потому что хотите вы, например, установить Corel Draw, а версии этой программы под бесплатную операционную систему не существует.
- Недавно Microsoft запустил официальные продажи Windows-7. Как компанией оценивается коммерческий потенциал продукта, судя по первичным результатам продаж?
- Темпы продаж, которые демонстрирует на сегодняшний день «семерка», бьют все рекорды, причем, не только Microsoft. Конкретные цифры я сейчас не назову – первые, квартальные итоги будут подведены только в конце января. Однако по этому поводу среди сотрудников компании уже ходят анекдоты, что предзаказов на Windows-7 зафиксировано больше, чем продано DVD-дисков с фильмами о Гарри Поттере. И это, я считаю, определенный показатель. Коммерческий успех продукта связан с тем, что он, насколько это возможно, отвечает всем пожеланиям и ожиданиям современного пользователя. В новой версии Windows оптимизированы многие вещи, начиная системой загрузки, заканчивая функционалом. Особый акцент разработчики сделали на оптимизации работы в Интернет, что сейчас наиболее актуально.
- Разрабатывались ли специальные стимулирующие мероприятия для продаж Windows-7?
- Скажем так: несмотря на ажиотаж, который возник вокруг Windows-7, среднестатистический пользователь не использует операционную систему по полной. Это связано с тем, что люди в России пока не привыкли читать документацию к ПО, а полагаются на так называемый интуитивный интерфейс. Microsoft, действительно, вкладывает большие деньги, чтобы интерфейс был удобным и понятным, но это, все-таки, не все. Мы провели ряд встреч с заказчиками, в рамках которых рассказывали о новых функциях, заложенных в «семерке». Организовали несколько семинаров для менеджеров по продажам наших партнеров, потому что дойти до каждого клиента не под силу даже такой крупной компании как Microsoft: Россия – слишком большая страна. У нас много различных акций, есть среди них и стимулирующие. Однако, в первую очередь, мы стараемся выигрывать за счет возможностей. Например, покупая Windows-7 сегодня, потребитель имеет возможность использовать в дальнейшем любой вариант операционной системы. Если вдруг по каким-то причинам он посчитает, что «семерка» не для него, он может перейти на XP. Это было сделано специально в России, зная привязанность русского человека к старой привычке. Помимо этого мы даем определенные скидки для корпоративных клиентов на приобретение ОС и обновления. У нас есть целый ряд акций, которые позволяют делать апгрейты прежних версий операционных систем.
- Какие проблемы испытывает Microsoft при продвижении своих продуктов в Черноземье или конкретно в Воронеже?
- Я вижу три проблемы. Первая проблема – очень слабая информированность покупателей о номенклатуре наших продуктов и их возможностях. Мы стараемся преодолеть этот барьер. В частности, перед прошедшим недавно в Воронеже «Информационным форумом» как раз и ставилась задача проинформировать бизнес об эффективности применения IT-решений. Вторая проблема – недостаточная техническая подготовка управленческого звена. С одной стороны, многие местные компании не готовы передавать IT-направление на аутсорсинг. С другой стороны, они не могут содержать в штате дорогостоящих специалистов, которые способны поддерживать функционирование современных сложных информационных систем. В рамках работы над решением этой проблемы Microsoft запускает в регионе специальный проект, в ходе которого мы будем обучать технических специалистов наших партнеров новым технологиям.
Если говорить о проблемах в розничном сегменте, то это – прежде всего, недостаточная квалификация продавцов компьютерной техники. Мы постоянно проводим с ними тренинги и консультирование, стремимся обучать их не только продаже наших продуктов, но и методикам продаж в принципе. К сожалению, этот процесс осложняется перманентной текучкой кадров в компьютерном ритейле. Однако приятно удивляет уровень подготовки новичков, как правило, выпускников воронежских технических вузов.
- Какие компании Центрального Черноземья в большей степени формируют продажи Microsoft?
- У нас есть пул из 15 крупнейших партнеров. Перечислять всех не вижу смысла. Отмечу только, что по продажам продуктов Microsoft по OEM-каналу (когда разработка продается «в сборе» с компьютером) в Воронеже лидирует «РЕТ», в Липецке - «Регард». В сегменте корпоративных продаж значительная доля принадлежит компаниям «Риан», «Сани», «Школа-инфо», «Перемена», тамбовскому «Комдиву». Компаний на самом деле много. У Microsoft только в Воронеже порядка 200 партнеров.