Воронеж. 25.12.2018. ABIREG.RU – Эксклюзив – Контрольно-счетная палата Воронежа невидимой рукой прощупывает слабые места поставщиков, муниципальных предприятий, после вытаскивает нарушения наружу и привлекает к ответственности тех, кто их допустил. Но это лишь одна из функций. В интервью «Абирегу» руководитель КСП Воронежа Елена Литвинчук рассказала, что у аудиторов всегда можно найти не только кнут, но и пряник.
– Давайте немного поговорим об итогах этого года. Как вы оцениваете эффективность расходования средств и можете какие-то краткие итоги этого года подвести?
– Итоги этого года пока не буду подводить, так как мы подводим итоги прошедшего года в начале следующего. Могу вам сказать цифры по предыдущим годам и обозначить тенденции. Такое серьезное понятие, как нецелевое расходование бюджетных средств, за которое уже несколько лет предусмотрена уголовная ответственность, в Воронеже изжило себя. Последнее нецелевое расходование, и то весьма условно, было допущено при оплате не по той статье салюта. Тогда я только-только пришла работать в палату. Сейчас таких явлений нет.
Что касается неэффективных расходов, за последние три года было выявлено 800 млн рублей. Сумма вроде бы немалая и достаточно значимая, можно было бы ее на какие-то другие серьезные для города расходы направить. По поводу того, насколько эта сумма была мала или велика, я могу сказать, что неэффективные расходы у нас ежегодно снижаются. Собственно, мы для этого и работаем. Добавлю, что всего за пять лет предотвращено и устранено нарушений на 4,5 млрд рублей.
– Какие нарушения в настоящее время являются самыми распространенными?
– Было много нарушений, которые вызывают досаду. Я бы так сказала: эти нарушения связаны с непрофессиональной деятельностью отдельных сотрудников или халатным отношением к своей работе. Когда некорректно составляются документы, когда некорректно составляется текст, это потом тянет за собой в том числе и финансовые нарушения.
Мы в свое время обратили внимание, что, когда наши заказчики обращаются в суды на предмет возврата денежных средств недобросовестными подрядчиками, повально решения принимаются не в пользу города. Оказалось, что у нас в договорах на проведение строительных работ было прописано, что выполненные работы должны соответствовать ГОСТам и СНиПам. Каким конкретно ГОСТам, каким конкретно СНиПам, указано не было. Вот из-за этой, казалось бы, технической ошибки город недополучал огромные суммы денег в качестве неустоек и компенсаций.
После того, как стали четко прописывать конкретные ГОСТы и СНиПы, решения судов изменились, так как им было чем мотивировать судебные решения. И у нас в город пошли деньги в виде неустоек, подрядчики стали более добросовестно относиться к своей работе. За последние несколько лет, что я работаю в городской палате, совершенно точно могу сказать, что у нас наладилась неплохая претензионная работа. За счет чего в городе остаются, как правило, добросовестные подрядчики и качество строительно-монтажных работ заметно выросло.
– Какой-то объем средств от нарушений вернулся в бюджет?
– Да, вернулся. 600 млн рублей по представлению палаты было возвращено за пять лет. Но не все устраненные нарушения можно оценить рублем. Мы много нарушений предотвращаем и работаем над тем, чтобы они не допускались. Я просто приведу пример: у нас есть уникальный проект, на реализацию которого мы пошли осознанно. Его суть заключается в принятии превентивных мер, в частности, по закону о закупках. В большинстве учреждений социальной сферы обязанности контрактной службы выполняют завхозы, нянечки, воспитатели. Текучка кадров высокая, так как зарплата небольшая, а нагрузка достаточно серьезная: подготовить документы на закупки очень непросто.
Мы пришли к выводу, что с этими сотрудниками надо работать и повышать их квалификацию, чтобы не допускались нарушения. Теперь наше управление организации закупок совместно с моими сотрудниками проводит лекции и практические курсы, где мы объясняем, какие нарушения мы выявляем, как их не допускать, как правильно организовывать закупочную деятельность и др. Таким образом, мы ограждаем людей от административной ответственности, которая предусмотрена за нарушения. И сейчас мы видим, что их действительно стало гораздо меньше в этой сфере.
Я уже не говорю о каких-то гораздо более крупных мероприятиях, когда дорогостоящее имущество возвращаем в казну города. И у нас много было неоформленных объектов именно в имущественном комплексе – земельные участки, сараи, гаражи. Очень много было оформлено за эти годы, что я работаю в палате.
– А касаемо вашего коллектива, насколько вы довольны квалификацией кадров?
– С разной квалификацией люди приходят к нам на конкурс, разные люди работают. Есть те, которые работают с момента образования палаты, и это наш костяк. Сейчас важен каждый сотрудник, и у нас каждый уникален. В палате есть деление на конкретные аудиторские направления, в зависимости от того, что контролируется: это и социалка, и сопровождение в течение года бюджета, неналоговые доходы и др. Но всё должно быть взаимозаменяемо, именно поэтому сотрудники являются «многостаночниками». Например, есть отдел контроля закупок, в котором сейчас работают три человека. Помимо этого направления они же отвечают за взаимодействие с муниципальными контрольно-счетными органами, Союзом МКСО, занимаются аналитикой и стратегическими задачами развития города.
Также и в других структурах. На мой взгляд, сейчас коллектив работает как точно настроенные часы. Иначе никак нельзя.
– У вас коллектив работает как единый механизм?
– Да, именно единый механизм. И каждый сотрудник должен быть на голову выше тех, кого он приходит проверять. Для того чтобы дать совет, надо самому быть квалифицированным и быть уверенным в том, что ты даешь совет правильный. В том, что он не будет идти вразрез с законодательством и не получится какая-то ерунда в итоге.
Аудитор – это слушатель. Это не проверяющий, не контролер. Я очень часто напоминаю своим сотрудникам, когда они выходят на проверку, что нужно поговорить с тем, кого проверяешь. Бывает, ключевой сотрудник, а у него нашли ошибку в бухгалтерском учете. Случаются такие досадные ситуации, не ошибается только тот, кто не работает. Случается и такое, что нарушение совершено от безвыходности ситуации. Сейчас такое уже редко встречается, но в моей практике было. Выявили нецелевое расходование средств в школе: директор не выплатил вовремя зарплату и перекрыл крышу здания. Это очень серьезное нарушение, сейчас даже предусмотрена уголовная ответственность. Выехали в эту школу и поняли, что там невозможно вести занятия, так как крыша рухнула, в кабинетах холодно. С задержкой зарплаты учителя согласились, чтобы была возможность продолжить занятия.
В работе сотрудников я не люблю излишней истерии. Бывает, уйдут на проверку, звонят: «Елена Станиславовна, там та-а-акое...» и начинают взахлеб рассказывать. А в итоге оказывается, что ситуация была совершенно иной, стоило только разобраться. Люблю конструктивную работу, не люблю истерик и нагнетания.
– Как я понимаю, в настоящее время КСП работает не как кнут, который стремится кого-то наказать, а как ментор, который помогает в сложных ситуациях решить проблемы?
– В общем – да, но мы и кнутом являемся, в каком-то смысле этого слова, потому что все-таки контролирующий орган, и это наша основная функция. Мы контролируем, и многие опасаются проверок КСП, и это правильно. Может, это громко сказано, но подконтрольные нам организации знают, что если будут выявлены нарушения, это повлечет за собой неотвратимые последствия. Кнут у нас всегда в руках, но предотвращать нарушения, на мой взгляд, гораздо важнее.
– А как вы оцениваете взаимодействие с городской Думой?
– Для меня дорого и значимо то, какие взаимоотношения сложились с городской Думой и администрацией города. Нам удалось выстроить конструктивную и слаженную работу. Мы вместе формируем план работы, безусловному включению в него подлежат предложения депутатов, а также предложения администрации, оформленные соответствующим решением. Почему делаю на этом акцент? Потому что все проверки проводим не по звонку, а по утвержденному на всех уровнях решению. Есть несколько вариантов развития событий: например, можем проверять какую-то отрасль в целом или конкретную тему – организацию школьного питания, обеспечение учебниками школ. В таких случаях выходим на проверку сразу нескольких организаций. Реже принимается решение о проведении проверки в отдельном учреждении. Большая часть нашего плана проверок формируется администрацией за подписью мэра – ему тоже важно знать, что на самом деле происходит в той или иной отрасли. Выявленные нарушения позволяют предпринять конкретные меры, разработать дорожную карту. В Думе мы отчитываемся уже не только о результатах проверки, но и о том, что сделано для устранения выявленных нами нарушений, также там рассматриваются итоги работы. И для меня очень ценно, что при переназначении в Думе депутаты поддержали меня единогласно, хотя в первый раз, когда я была новым для города человеком, были те, кто голосовал против. Это значит, что оценили работу и мою, и палаты в целом, поэтому я считаю, что это тоже хороший показатель нашей деятельности.
– Снижается ли число проверок с годами? Ведь число муниципальных предприятий сокращается.
– Я не согласна, что число подконтрольных нам объектов сокращается. Вы имеете в виду акционирование «Горэлектросети» и передачу в концессию «Воронежтеплосети»? Так это не повлияет на количество подконтрольных палате структур. Наоборот, их число ежегодно увеличивается, потому что вводятся новые школы и детские сады. Какие-то объекты реконструируются, например стадионы «Чайка» и «Локомотив», это тоже требует контроля, как и строительство и ремонт дорог и пр. Работы в этом направлении всё больше.
Что касается муниципальных предприятий, вы говорите о крупных, а есть еще множество мелких, о которых большинство и знать не знает. Есть такие, которые созданы давным-давно, в настоящее время либо банкроты, либо нерентабельны и «лежат на боку». Мы инициируем ликвидацию таких МУПов, потому что они оттягивают на себя бюджетные средства, которые могли бы быть направлены на что-то более значимое. Что касается «Горэлектросети» и «Воронежтеплосети», то решения приняты и приняты коллегиально. Я не буду давать какую-то оценку, насколько это правильно или неправильно. Время покажет. «Воронежтеплосеть» – это вообще очень непростое предприятие, больше 1 млрд рублей вложено в то, чтобы оно каким-то образом работало. Я надеюсь, что концессионер, если он, конечно, появится, будет выполнять все пункты соглашения и ситуация в этой сфере у нас улучшится.
– Вы инициируете ликвидацию нерентабельных предприятий также через гордуму?
– Конечно. Или в администрацию пишем, чтобы обратили внимание, что есть такое предприятие. В горадминистрации есть отдел по работе с муниципальными предприятиями. И вот был у нас «Водоканал», отдали его в концессию. У нас работы от этого не уменьшилось: остался и сам МУП, плюс проверяли условия выполнения РВК концессионного соглашения.
– В этом году «РВК-Воронеж» смогли затмить только городские парковки, очень у многих вопросы возникают по этому поводу.
– У меня, как и у всех, есть вопросы, я тоже автомобилист. Но давайте встретимся и поговорим на эту тему в следующем году: о проверке горпарковок попросили и депутаты, и прокуратура, она запланирована на третий квартал 2019 года. Результаты обязательно обсудим во всех подробностях. Очень жаль, что сроки запуска были перенесены с мая на конец осени, в зиму появилось много нерешенных вопросов. Летом, конечно, было бы проще решить вопросы и «обкатать» систему. Но что касается передвижений по городу в центре, я думаю, вы тоже заметили, что двигаться стало проще. Перегибы есть: сейчас в Думе решается вопрос о конкретных парковочных адресах, где парковки нужно убрать или поменять режим работы рядом с учреждениями социальной сферы – школами, больницами, поликлиниками и др.
– Какие организация стоят у вас на особом контроле?
– Повторюсь, план работы формируется с учетом предложений Думы, администрации и правоохранительных органов. Мы включаем то, что они рекомендуют и предлагают. На особом контроле у нас стоит питание в дошкольных и школьных учреждениях, их проверяем ежегодно. Александр Гусев, еще будучи мэром, сказал, чтобы поставщики продуктов питания для школ и детских садов остерегались: если КСП доложит о фальсификациях и нарушениях, к работе в городе такого поставщика больше не допустят.
Остальное проверяем, в том числе в зависимости от объемов финансирования. Например, в прошлом году много средств было израсходовано на ремонт дорог, и эту сферу мы проверяли гораздо масштабнее.
– План проверок на 2019 год у вас уже полностью сформирован?
– План работы на следующий год сейчас находится в стадии обсуждения и корректировок. Смотрим, когда что лучше по срокам провести, какие люди будут задействованы, чтобы не совпало с отпусками.
– А по ощущениям работы будет больше в 2019 году?
– По ощущениям работы будет больше, и это правильно, поэтому рукава надо будет засучить еще выше.