11 января 2025, 06:56
Экономические деловые новости

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Время Воронежа // Топ-5 общественно-политических конфликтов года в Воронежской области

09.01.2019 18:00

Как раскрылся «золотой парашют» вице-губернатора и потух «вулкан страстей» Платоновфеста.

Спецпроект «Итоги – 2018». Завершающийся 2018 год выдался богатым на конфликты в обществе, культуре, политике и транспортной сфере. Интернет-газета «Время Воронежа» попыталась собрать самые яркие из них.

Золотой парашют вице-губернатора

История о «золотом парашюте» воронежского вице-губернатора Юрия Агибалова всколыхнула местные и федеральные СМИ субботним утром 29 сентября. Анонимный телеграм-канал «Незыгарь» написал, что 60-летнего Юрия Агибалова уволили из облправительства, выплатив ему почти миллион рублей, а потом вернули на ту же должность с зарплатой около 120 тыс. рублей. Эту ситуацию автор публикации трактовал как нарушение закона.

В понедельник, 1 октября, губернатор Александр Гусев экстренно собрал брифинг, где заверил прессу, что все идет в рамках закона. По его словам, единовременное денежное вознаграждение в связи с выходом Агибалова на пенсию составило 223,9 тыс. рублей. Губернатор добавил, что принял Агибалова временно, для работы с документами в переходный период. Ведь на тот момент Александр Гусев, недавно занявший пост губернатора, готовил ротации в облправительстве. Губернатор назвал информацию о миллионном «золотом парашюте» своего заместителя «вбросом», продиктованным «негодяйскими побуждениями».

День спустя Гусев включил Агибалова в антикоррупционную комиссию, что вызвало вторую волну шумихи в СМИ. И в тот же день, 2 октября, был опубликован указ губернатора об исключении Агибалова из комиссии. Гусев освободил Агибалова от должности 8 октября. А сам уволенный чиновник попросил прокуратуру проверить законность выплаты 23 окладов. В итоге оснований для «принятия мер прокурорского реагирования» не нашлось.

Противостояние между властью и оппозицией

В 2018 году в Воронеже серьезно обострилась ситуация с запретами митингов. При этом число заявок на них резко возросло. Воронежцы выходили на собрания перед президентскими и губернаторскими выборами, а также выступали за отмену пенсионной реформы. В этом году власти часто отказывались согласовывать митинги по спорным причинам. Чиновники объявляли, что место, где запланирован митинг, уже застолбили организаторы другого мероприятия, или же в день проведения там пройдет ремонт. На деле это место часто пустовало.

Например, сторонники Алексея Навального хотели провести в центре Воронежа акцию «Забастовка избирателей». Но в мэрии сослались на земляные работы и предложили бастующим отправиться в поселок Краснолесный на городской окраине – в 60 км от Воронежа вблизи железнодорожной станции «Графская». Позже активистам не дали провести митинг на Адмиралтейской площади 5 мая (перед инаугурацией президента) из-за футбольного фестиваля «Голос трибун». При этом фестиваль начинался только 14 июня. Оппозиционеры пытались судиться, но суды отклоняли жалобы. Это противостояние вылилось в открытый конфликт между оппозицией и полицией.

Штаб Навального решил провести митинг 5 мая в гайд-парке на площади Никитина, где можно собираться до 100 человек без согласования с властями. Но в день митинга именно на площади Никитина начались выступления детских коллективов. Тогда оппозиционеры отправились в соседний гайд-парк, по пути скандируя протестные лозунги. Полиция расценила это как несанкционированное шествие и задержала несколько участников, в их числе – координатор воронежского штаба Навального Павел Смирнов и его заместитель Павел Поташов. После этого активисты пошли к отделению полиции на улицу Чайковского. Там собралось несколько сотен человек, которые перекрыли дорогу, требовали освободить задержанных, скандировали «Отпусти и мы уйдем», «Позор», «Россия будет свободной», «Мы не рабы». В конце концов оппозиционеров задержала полиция. В отделах оказались около 50 человек, всем им инкриминировали административные правонарушения: участие в несанкционированном мероприятии и нарушение общественного порядка.

«Вулкан страстей» Платоновского фестиваля

Международный Платоновский фестиваль искусств всегда отличался провокационными приемами на фоне местных мероприятий. К примеру, в 2013 году актер эстонского театра NO99 обнажился на сцене во время спектакля «Педагогическая поэма». Однако в 2018 году вокруг Платоновфеста разгорелся настоящий скандал, который губернатор назвал «вулканом страстей».

– Мы готовили фестиваль в атмосфере сильнейшего давления и попыток вмешательства в подготовку фестиваля, в том числе в его программирование, – заявил художественный руководитель Михаил Бычков после фестиваля.

Еще во время подготовки к Платоновфесту-2018 стало заметно, что контроль со стороны властей усилился, а финансирование уменьшилось. Например, традиционный парад уличных театров, в котором раньше участвовали многие заграничные коллективы, в этот раз заменили на шествие по мотивам сказок Пушкина, хотя сам фестиваль традиционно посвящен Андрею Платонову. На концепцию, организацию и костюмы для шествия дирекция Платоновфеста выделила почти 1,7 млн рублей. При этом артистам пришлось искать волонтеров и собирать пожертвования, чтобы реализовать свои задумки.

На закрытии фестиваля глава департамента культуры Эмилия Сухачева намекнула на претензии к дирекции Платоновфеста. А на итоговой пресс-конференции Михаил Бычков заявил, что руководство департамента культуры не заинтересовано в развитии фестиваля. Он отметил, что чиновники постоянно вмешивались в программу. Так, из спектакля «100% Воронеж» исчез вопрос про Путина. Михаил Бычков даже заявил, что департамент пытается исключить его из работы над Платоновфестом. В СМИ появились версии о финансовых причинах конфликта. Директор и худрук якобы выписывали себе премии без согласований с департаментом культуры. Бычков это предположения отрицал.

В конфликт вмешался губернатор Александр Гусев. В сентябре он предложил «подкорректировать» мероприятие. В декабре Михаил Бычков сказал, что конфликт вокруг Платоновфеста исчерпан. В конце года региональная Контрольно-счетная палата все-таки выявила некоторые финансовые нарушения в работе дирекции, но отметила, что «качественные показатели выполнены».

Споры о зеленом поясе

Конфликт вокруг лесопаркового зеленого пояса вокруг Воронежа зародился в 2017 году. Тогда проект лесной зоны, защищенной от вырубки и застройки, провалился на публичных слушаниях стараниями группы людей, представившихся жителями поселка Медовка. Среди них были активисты, которые могли действовать в интересах застройщиков.

Управление лесного хозяйства пообещало доработать проект. «Доработка» продлилась почти год. В середине октября 2018 года стало известно, что зеленый пояс увеличится до 15,5 тыс. га. Однако в него не вошли участки, которые могли бы вызвать споры с застройщиками. На новых публичных слушаниях против проекта выступали уже экоактивисты. Общественники требовали включить в проект парк «Северный лес» и яблоневые сады, за сохранение которых активно боролись воронежцы. Вместе с тем в зеленый пояс включили уже защищенные городские парки. Многие выступающие заявили, что новый проект зеленого пояса почти бесполезен. А в декабре стало известно, что часть яблоневых садов вновь отдадут под застройку.

Руководитель управления лесного хозяйства Александр Сысоев ответил, что цель публичных слушаний – принять или отклонить саму идею зеленого пояса. А впоследствии его можно будет дополнить. Правда, Сысоев не стал обещать, что спорные участки обязательно внесут в проект.

В итоге проект все-таки приняли. Из 1093 бюллетеней, заполненных в ходе голосования по проекту, 683 отмечены «за», 137 «против» и 11 было испорчено.

Проблемы транспортной реформы

В 2018 году в Воронеже произошло несколько переломных моментов в сфере личного и общественного транспорта. Главный из них – это введение платных парковок. Власти вынашивали идею платных парковок несколько предыдущих лет. А поиски концессионера для их организации начали весной 2017 года. Конкурс выиграло белгородское ООО «Городские парковки» (заявки еще трех участников комиссия отклонила). Запуск запланировали на апрель 2018 года, потом перенесли на сентябрь, в итоге парковки заработали в октябре.

Несмотря на переносы, проект вышел недоработанным. Например, город не был подготовлен к их введению с точки зрения инфраструктуры. Также оказалась непроработанной система взимания штрафов. Закон просто не дает городским чиновникам права получать данные нарушителей, чтобы выписывать штрафы. Эту проблему пытаются решить на уровне области. В итоге, городские улицы по-прежнему загружены автомобилями, а деньги за парковку отдают лишь честные водители. При этом городская казна получает только 25% от оборота концессионера.

Вопросы вызвали и льготные категории. Так, льготы для многодетных семей ввели только в декабре 2018 года. Окончательно осложнит ситуацию закон, который облдума приняла в первом чтении 17 декабря. Он вводит ряд корректировок, которые не предполагались в договоре концессии.

Для общественного транспорта переломным моментом стало введение оплаты картой в маршрутках. Однако перевозчики затягивали переход на безналичную оплату. У пассажиров, пытавшихся оплатить проезд картой, поначалу возникали конфликты с некоторыми водителями.

А неоднозначную реакцию водителей вызвало расширение системы умных светофоров, заработавшей еще в 2017 году.

В конце декабря мэр Вадим Кстенин анонсировал реформу в общественном транспорте, которая предполагает к 2020 году рост доли автобусов «Воронежпассажиртранса» и неизбежное увеличение стоимости проезда. Градоначальник добавил, что готов к критике, которую повлечет реформа, а также готов принять на высокую должность того, кто сходу сможет решить транспортные проблемы города. Кроме того, у властей есть идеи по запрету на работу частников на городских маршрутах.

На это представитель общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков обратился к мэру с открытым письмом. Общественник заявил, что проблемы в транспорте формировались как минимум последние 17 лет и решить их за год-два не получится. К тому же, этого времени у властей нет, считает общественник. Он напомнил, что с 1 марта изменятся лицензионные требования к перевозчикам, которые перестроят отношения с перевозчиками. А к 2020 году на ситуацию повлияет еще и износ существующего транспорта.

Михаил Супруненко
Время Воронежа, 18:00, 29.12.2018

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0