Воронеж. 04.02.2019. ABIREG.RU – Эксклюзив – Назначение Александра Десятирикова в сентябре 2018 года главой регионального департамента промышленности стало одним из первых кадровых решений Александра Гусева после утверждения на посту главы региона. Говоря о карьере господина Десятирикова, наблюдатели часто упоминают его работу референтом губернатора. Мол, близость к верхушке региональной власти повлияла на получение должности. При этом шестилетний опыт работы Александра Десятирикова в зарубежной компании OFS Fitel LLC, открывавшей заводы по всему миру, является малоизвестным фактом. В эксклюзивном интервью «Абирегу» господин Десятириков дал оценку нынешней воронежской промышленности и экспортному потенциалу региона.
– Вы относительно недавно возглавили ведомство. Можете ли уже подвести какие-то итоги работы здесь? Обозначить основные векторы работы?
– Об итогах пока говорить сложно, потому что моя основная функция на данном этапе заключалась в том, чтобы оценить работоспособность департамента, его роль в создании условий для развития промышленности региона. Понимание это пришло, теперь будем переходить к изменениям. Революции устраивать не буду, но функционал ведомства требует актуализации. Сохраняя уже имеющиеся позитивные наработки, будем разрабатывать новые инструменты, которые позволят промышленному комплексу региона получить импульс к дальнейшему развитию и откроют Воронежской области ворота для новых проектов.
– А что касается сугубо личного впечатления? До этого вы работали референтом губернатора. Сложно ли было перестроиться?
– До прихода на государственную службу я много работал с проектами по запуску различных промышленных предприятий, в том числе за рубежом. Сдавал в эксплуатацию завод по производству волоконно-оптического кабеля в Марокко, проектировал завод в США, вводил в эксплуатацию завод в воронежском индустриальном парке «Масловский». Опыт работы в реальном секторе экономики помогает в моей нынешней должности, и я понимаю, каким образом можно развить промышленный потенциал области.
– Одним из наиболее важных событий 2018 года стало подписание документов о создании на территории региона особой экономической зоны. Как ваше ведомство будет взаимодействовать с ее резидентами?
– ОЭЗ по большей части проект департамента экономического развития: они занимаются льготами, присоединением предприятий к сетям, инженерной инфраструктурой. Наше же ведомство в большей степени занимается «браунфилдами» – уже существующими производственными компаниями, которые планируют развиваться, в том числе на территории ОЭЗ. Совместно с департаментом экономического развития создана межведомственная комиссия, которая занимается вопросами размещения инвестиционных проектов. Отмечу, что площадкой интересуются многие, осматривают участки, потому что для резидентов предоставляется широкий спектр мер государственной поддержки. Практическое размещение инвестпроектов начнется после подписания соглашения с Минэкономразвития.
– Сколько примерно предприятий может вместить в себя воронежская экономзона? Соседи из Липецка, например, рассчитывают на двух площадках своей ОЭЗ разместить 120 компаний.
– У нас вопрос стоит не в числе компаний, а в размере площадки. На данный момент по утвержденным документам он составляет 220 га. 50-60 га из них приходится на дороги, подстанции и прочую инфраструктуру. Итого в остатке получаем 170 га, которые мы можем предоставить в распоряжение резидентам. Сколько на них можно разместить предприятий – конкретно ответить сложно. Если мы говорим о средних производствах, обычно это 7-8 га, если о малых – 2-3 га. Крупные же предприятия могут занять и 20 га, и 30 га. Пока мы можем говорить только о приблизительном количестве рабочих мест, которые будут созданы на ОЭЗ. На первом этапе их будет порядка 3,5 тысячи, но опять-таки всё будет зависеть от числа резидентов и типа производств.
– Когда первые резиденты смогут получить свои участки?
– На сегодняшний день у нас есть подписанное постановление правительства РФ о создании в Воронежской области ОЭЗ. Соответственно, в ближайшее время появится юридическая возможность выделять резидентам земельные участки со всем пакетом мер государственной поддержки. Говоря о конкретных сроках, это первое полугодие 2019 года. Предполагаю, что большую часть резидентов составят компании, ранее не работавшие в Воронежской области. Мы активно работаем сейчас в направлении поиска инвесторов, в том числе иностранных. Однако с последними ситуация не лучшая: санкции, высокие политические риски.
– В связи с созданием такой площадки можем ли говорить, что Воронежская область наряду с существующей аграрной специализацией активно начинает развивать и промышленность?
– Воронежская область никогда не специализировалась исключительно на аграрном секторе. В регионе развитая химическая отрасль: например, завод «Воронежсинтезкаучук». Воронежский авиазавод, который сегодня осваивает серийное производство нового отечественного самолета «Ил-112В». Он уже востребован на рынке авиаперевозок. Также активно развивается кластер нефтегазового оборудования, в нем занят целый ряд воронежских предприятий. Сейчас с ним «Лукойл» ведет переговоры о поставках оборудования для скважин, в том числе располагающихся и на шельфах. Раньше такое оборудование закупали за рубежом, а сейчас воронежские предприятия освоили его выпуск в рамках реализации программы импортозамещения.
– Вы упомянули проект ВАСО, но сам завод сейчас испытывает серьезные финансовые трудности: 1,5 млрд рублей убытка, согласно последним отчетам.
– Это инвестиционный процесс, связанный с разработкой нового самолета. Когда ведется работа над чем-то новым, предприятие неминуемо выходит в отрицательный результат. Почему? Потому, что инвестиционный цикл занимает несколько лет, требует существенных вложений для достижения результата. Ситуация изменится с началом серийного производства.
– В конце прошлого года ваше ведомство из департамента промышленности реорганизовали в департамент промышленности и транспорта. Расширился ли функционал?
– Транспорт как направление работы раньше находился в департаменте автомобильных дорог. Теперь этот функционал появился у нашего ведомства. Транспортный сектор в большей степени тяготеет именно к промышленному блоку, нежели к дорожному строительству, поэтому и было принято решение о его переносе. В рамках этого направления работы департамент промышленности занимается региональными автомобильными перевозками, взаимодействует с железнодорожным сектором – с ЮВЖД, аэропортом. Отмечу, что функциональные изменения произошли не только у нас, но и в ряде других исполнительных органов государственной власти области.
– На сегодняшний день и федеральный центр, и региональные власти предоставляют бизнесу большой спектр различных мер поддержки. Как эти меры влияют на развитие промышленности в Воронежской области?
– Как исполнительный орган государственной власти мы, безусловно, располагаем широким спектром этих мер и готовы оказать существенную поддержку тем, кто развивает новые проекты. Но вы знаете, инвесторам в принципе не очень интересно то же субсидирование в качестве одной из мер господдержки, потому что у них свои бизнес-планы, свое понимание экономики процессов. В большей степени инвесторам требуется помощь в предоставлении инфраструктуры, выделении участков для промышленного строительства, ускорении разрешительных процедур, проведении всевозможных экспертиз. Спектр различных мер поддержки, действительно, очень большой. Но к нему прилагается не меньший список требований, которые должны выполнить инвесторы. Например, обеспечить абсолютную прозрачность финансирования инвестпроекта. Существенные объемы отчетных документов при получении кредита в банках у инвестора не вызывают трудностей, а вот отчитываться перед государством для них затруднительно.
– В Воронежской области на сегодняшний день сразу несколько проблемных промышленных предприятий – «Янберг контейнер системс», Воронежский стеклотарный завод (филиал ООО «РАСКО»). Как складывается их судьба?
– У «Янберга» не проблема, у них ситуация. Почему? Потому что они начали строительство предприятия без каких-либо разрешительных документов. Я до сих пор не понимаю, как это могло произойти. Мы с ними встречаемся регулярно, пытаемся подсказать, как выправить ситуацию. На данный момент совместно со специалистами нашего ведомства разработана дорожная карта, в которой для «Янберга» расписали все шаги, как получить необходимые документы на ввод в эксплуатацию их завода.
Что касается Воронежского стеклотарного завода, то я надеюсь, что площадка будет использоваться в том же профиле – производстве стеклотары. Однако, как ранее уже говорил губернатор Александр Гусев, собственники у предприятия будут другие. Прежний хозяин довел предприятие до плачевного состояния, а ведь мощный был комплекс заводов, поставлявших продукцию и на внутренний рынок, и в ближнее зарубежье. Сейчас ситуация сложная, оборудование выведено из строя. Усугубляется всё это тем, что предприятие не только не выдавало зарплату сотрудникам, но и не оплачивало поставленные инженерные ресурсы. Там колоссальный долг за газ. При этом завод всё время работал, отгружал продукцию, а текущие платежи почему-то не производились. Со своей стороны мы пытаемся содействовать, прежде всего, выплате задолженности по заработной плате сотрудникам предприятия. Новый хозяин может появиться только после того, как предприятие выставят на торги.
– Руководитель областного департамента экономического развития Анатолий Букреев по итогам 2018 года отчитался об увеличении на 7,5% индекса промышленного производства. Что эта цифра значит на практике?
– На практике эта цифра означает, что появились новые продукты, новые рынки сбыта. Индекс промышленного производства отражает динамику развития промышленного сектора. Промышленность Воронежской области выработала на 7,5% в стоимостном выражении продуктов больше, чем в прошлом году.
– Перед Воронежской областью поставлена задача к 2024 году увеличить экспорт до 2,3 млрд рублей. Какой вклад в этот результат могли бы внести промышленные предприятия?
– Первое, что приходит на ум, когда мы говорим об экспорте из региона, – это продукция «Воронежсинтезкаучука» и «Минудобрений». Они сейчас продолжают наращивать объемы экспорта своей продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья. Минпромторг РФ дал существенный импульс переходу от импортозамещения к производству экспортоориентированной продукции, что является серьезным вызовом для воронежских предприятий. Надеюсь, что к вышеупомянутым компаниям вскоре присоединятся и другие региональные производители.
– С начала 2019 года в Воронежской области работает Региональный фонд развития промышленности. Чем занимается эта организация?
– Существует федеральный Фонд развития промышленности, который работает с большими проектами. В частности, у нас с ним сейчас очень активно сотрудничает «Промтекстиль». Региональный фонд берет на себя ответственность за проекты среднего масштаба. Он участвует в программах федерального фонда по предоставлению совместных займов для промышленных предприятий под различные проекты. В отличие от банковских, займы фонда развития промышленности являются формой поддержки государства. Они имеют существенно более низкую ставку – порядка 1-5%, в зависимости от ключевых параметров проекта. Региональным фондом рассматриваются проекты с объемом инвестиций от 40 млн до 200 млн рублей. Проектами свыше этой суммы занимается федеральный фонд, а мы выступаем оператором подачи заявки на заём. Для производителей эта мера поддержки открывает широкие горизонты для модернизации, расширения линейки продукции и завоевания новых рынков.