Архитектор – о регрессивных территориях в Воронеже.
В Воронеже соберется комиссия по развитию регрессивных территорий. В нее вошли чиновники и представители крупных строительных компаний города. Положение о создании комиссии утвердил мэр Вадим Кстенин в конце января 2019 года. Коллегиальный орган займется поиском и анализом неэффективно используемых участков, а также разработкой путей их развития. Комиссии предстоит координировать работы и поддерживать связь с инвесторами для освоения территорий. «Время Воронежа» выяснила у архитектора бюро Studiо-22 Антона Скупченко, в каком направлении может двигаться освоение регрессивных территорий в Воронеже. А также, как современная урбанистика думает перестраивать регрессивные территории.
- Нужна серьезная работа архитектора, девелопера и власти по переосмыслению этих территорий. Созданная комиссия, боюсь, решит вопрос в сторону наших застройщиков, ведь на эти места очень хорошо садятся их типовые секции, но вот при таком подходе эти территории будут навсегда потеряны. А вот как организовать правильную работу, мне кажется, поможет конкурсная система. Нужно рассматривать территории не шаблонно, а каждую площадку отдельно, организовывая всероссийские или даже международные архитектурные конкурсы. Только при таком подходе наш город может получить целый ряд знаковых объектов. Есть много примеров прекрасных решений в области реновации исторических зданий и районов, как некогда регрессивные территории меняли свой вектор и становились местом притяжения.
Например, LocHal в Тилбурге, старинное здание депо с огромными стальными столбами-опорами было перестроено в большой библиотечный комплекс, с площадками под коворкинг, общение и мероприятия. В польском городе Лешно два корпуса бывшей сельскохозяйственной фермы превратили в современный центр для пожилых людей, включающий апартаменты, ресторан, реабилитационный и медицинский центр с сопутствующей инфраструктурой. Или, например, Zeitz mocaa в Кейптауне заброшенный зерновой бункер, построенный на набережной в 1920 году, а теперь это музей современного искусства Африки, проект был включен в список WAN Adaptive Reuse Award 2017.
В нашей стране тоже есть результаты трансформации таких территорий. В Москве на месте ангаров появилась «АRТ-Стрелка» – место проведения культурных мероприятий. Дизайн-центр ARTPLAY, который возник на месте фабрики «Красная роза», дизайн-завод «Флакон» на территории завода Хрустальный, превратившийся в огромный арт-центр, с магазинами, ремесленными мастерскими, студиями дизайна. Таких примеров действительно много, и для Воронежа очень важно правильно подойти к этой проблеме, ведь просто застраивая город типовыми домами в погоне за квадратными метрами, город теряет свою индивидуальность. Он сам становится типовым, неотличимым от других российских городов.
Антон Скупченко
Время Воронежа, 12:11, 06.02.2019