Эксперт по ЖКХ Светлана Разворотнева специально для «Известий» – о недостатке прав у собственников жилья и других препятствиях в развитии сферы.
Правительство инициировало разработку стратегии развития ЖКХ до 2026 года. Создание нового документа, безусловно, необходимо начать с «работы над ошибками» – анализа итогов развития отрасли на предыдущем этапе.
Результаты этого развития были определены принятой в 2016 году и действующей по сей день Стратегией развития ЖКХ до 2020 года, которая прошла длительное общественное обсуждение. Одни цели достигнуты в большей степени, другие – в меньшей. В частности, фактически завершилась ликвидация аварийного фонда, признанного таковым к 1 января 2012 года: на сегодняшний день переселено 99,33 % граждан.
В отрасли создана одна из самых эффективных систем общественного контроля в сфере ЖКХ – как с точки зрения структуры (региональные центры общественного контроля работают в 80 субъектах РФ, активно развивается муниципальная сеть общественного контроля), так и законодательства. За прошедший период в подавляющем большинстве регионов заработали региональные системы капитального ремонта.
Однако многие благие пожелания, изложенные в Стратегии-2020, так и остались нереализованными. Более того, зачастую государственная политика в данной сфере двигалась в направлении, прямо противоположном изложенному в стратегии.
Например, одним из ключевых направлений документа было «формирование активных и ответственных собственников помещений в многоквартирных домах, обладающих всеми правами на принятие решений относительно своего дома и реальными возможностями реализации этих прав, а также определенным уровнем ответственности за принимаемые решения». При этом большинство принятых в этот период нормативно-правовых актов, напротив, усиливали роль органов власти в принятии решений в этой сфере.
Например, серьезно снизили роль общих собраний в принятии решений по выбору (перевыбору) управляющих компаний. В настоящий момент смена управления многоквартирным домом (МКД) происходит после того, как орган госжилнадзора внесет изменения в реестр лицензий. От момента собрания до изменения записи может пройти несколько лет, что вселяет в собственников сомнения о возможности реально повлиять на ситуацию в своем доме.
У владельцев квартир так и не появились рычаги контроля за финансами, которые они перечисляют управляющей организации. До сих пор требует доработки законодательство, касающееся использования общего имущества в многоквартирном доме. Сегодня в большинстве случаев собственники по-прежнему лишены возможности использовать чердаки и подвалы многоквартирного дома для общей пользы всех проживающих.
На мой взгляд, в последние годы усложнялись условия для работы наиболее активной части собственников – товариществ собственников жилья (ТСЖ) и советов домов. Их нагрузили массой дополнительных, несвойственных объединениям собственников функциями. Одна из них – заполнять государственную информационную систему ГИС ЖКХ. Председатели советов домов, получающие вознаграждение, столкнулись с необходимостью оплачивать страховые взносы, что автоматически поставило многих из них в разряд работающих пенсионеров со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Остаются вопросы к такому направлению стратегии, как повышение энергетической эффективности отрасли. Некоторые решения Минстроя, например нормирование платежей за коммунальные ресурсы, используемые для содержания общего имущества, лишили многих собственников мотивации принимать решения о вложениях в энергоэффективность.
Важным условием для ее повышения считается установка приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах. При этом главным стимулом для этого, по мнению Минстроя, должны были стать повышающие коэффиценты для граждан и МКД, эти приборы не установивших. Первоначально декларировалось, что дополнительная прибыль, получаемая поставщиками ресурсов, должна идти на проведение мероприятий по повышению энергоэффективности. Однако постановление правительства, регулирующее использование средств на эти цели, так и не было принято.
Еще предстоит создать понятную, прозрачную, экономически обоснованную систему расчета платы за ЖКХ, и, в частности, сформировать отдельный подход для управления МГД с высоким уровнем износа. По-прежнему их финансирование ведется за счет платежей, собранных с жителей других, более благополучных домов.
Краеугольной проблемой ЖКХ остается модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства, которую планировалось осуществить исключительно за счет частных инвестиций. Однако мировой опыт свидетельствует о том, что крупные инвестиционные проекты невозможно реализовать без участия государства. Доля бюджетных средств в них в среднем составляет 60%.
Хочется надеяться, что в новой стратегии мы увидим принципиально иной взгляд на роль государства в модернизации коммунальной инфраструктуры. Важно, чтобы в обновленном документе появилось четкое определение ответственности всех участников рынка: органов власти, бизнеса и потребителей. Только выполняя собственные обязательства и добиваясь того же от всех участников рынка, власть сможет реализовать те задачи, которых так ждет отрасль: добиться прозрачности расчетов, снижения уровня неплатежей, массовой модернизации и повышения энергоэффективности жилищной и коммунальной инфраструктуры, повышения качества услуг, появления активного и ответственного собственника МКД.
Автор – исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Светлана Разворотнева
Газета «Известия», 08:00, 13.03.2019