WorldClass

19 марта 2024, 08:24
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

Итоги работы Сергея Иванова на посту мэра Липецка: хотел как лучше, но получалось не всегда

14.03.2019 18:13
Автор:

Воронеж. 14.03.2019. ABIREG.RU – Аналитика – Предшественник Сергея Иванова на посту мэра Михаил Гулевский был чрезвычайно яркой фигурой на политической арене Черноземья. И не только за счет своих управленческих решений. Красноречие, чувство юмора и непосредственность господина Гулевского не раз делали его главным героем федеральной новостной повестки. На фоне такой личности скромному господину Иванову, безусловно, пришлось непросто. С другой стороны, за 13 лет руководства Михаила Гулевского у Липецка накопилось немало проблем, их решение могло бы здорово «поднять акции» мэра Сергея Иванова. Попробуем разобраться, насколько умело он воспользовался этой возможностью.

Господин Иванов – представитель «тербунского клана». Несмотря на то, что на должность вице-губернатора региона он был назначен за несколько месяцев до перевода в мэры, с Олегом Королевым, являющимся уроженцем Тербунского района, он, вероятно, знаком не первый год. С 2005 по 2015 год господин Иванов был бессменным главой этого муниципального образования.

Эксперты предполагают, что Сергея Иванова, достаточно юного для липецких вице-губернаторов, взяли «на вырост», чтобы впоследствии господин Королев мог передать ему свои полномочия. Однако неожиданная отставка Михаила Гулевского в 2015 году слегка спутала карты, и чиновника, чтобы не нарушать политического унисона в липецком дуэте мэра и губернатора, отправили руководить областным центром.

Надо признать, что в новой должности Сергей Иванов очень старался сделать город лучше, но реализовывалось всё как-то с помарками и недочетами. Что именно стало причиной недоработок мэра, сказать сложно. По мнению депутата облсовета Олега Хомутинникова, должность градоначальника просто «не по плечу» господину Иванову.

«Он безынициативный, не интересующийся своей работой человек, в этом его главный недостаток. Он проявлялся еще в бытность его работы заместителем Олега Королева. Всё, что он делает, больше для галочки, нежели для того, чтобы реально решить проблемы города. Из-за такого поверхностного подхода и получается, что все начатые им вроде бы благие инициативы не доводятся до конца. Всё так и остается на уровне «прожектов» и разговоров», – отметил господин Хомутинников.

Электробус поехал, а трамвай забуксовал

Первым, чего коснулась рука нового градоначальника, стала сфера городского транспорта. Потрепанные желтые «ЛИАЗы» стали почти исчезающим видом на дорогах Липецка. Автопарк не просто обновился, но и стал более экологичным. В начале 2018 года в областной центр приехали низкопольные автобусы на газомоторном топливе, а в начале 2019-го – электробусы. Пока, правда, в количестве всего пяти штук.

Однако здесь напрашивается вопрос: если в будущем регион планировал перейти на электрический транспорт, зачем было ликвидировать троллейбусную сеть? Реконструировать ее под современные нормы, обновить автопарк кажется более экономически выгодным для казны города.

Еще один амбициозный проект, касающийся липецкого транспорта, – скоростные трамваи. Впервые о них заговорили в 2015-м, как раз в год назначения Сергея Иванова мэром. Столичная ГК «Мортон» планировала построить в Липецке 35,8 км легкого метро за 20 млрд рублей на условиях концессионного соглашения. Сроки заключения сделки и начала строительства сети неоднократно переносились (ну как у Михаила Гулевского с дорогой к поликлинике №7 на улице Катукова, помните?), на сегодняшний день актуальной информации по проекту нет вообще. Вместо скоростных липчане получили дюжину обыкновенных вагонов. Тоже, кстати, из Москвы, только списанных.

Чтобы оперативно сгладить вышеобозначенный жирный минус здесь же в благие дела Сергея Иванова запишем введение в транспорте безналичной оплаты проезда. Липецк это сделал первым среди регионов Черноземья. Причем валидаторами оборудовали не только городской транспорт, но и пригородные маршруты. Но и у этой, безусловно, полезной реформы есть один незначительный, но всё же минус. Чтобы воспользоваться безналичной оплатой, надо приобрести отдельную карту, пополнить ее, затем актуализировать зачисление денег на счет с помощью специального устройства и только потом с карты можно будет платить. Гораздо удобнее и экономичнее было бы установить валидаторы, считывающие информацию с обычных банковских карт.

Не фонтанами едиными

Достаточно серьезную работу Сергей Иванов проделал по части благоустройства вверенной ему территории. Хотя приукрасить областной центр любил и Михаил Гулевский. Чего стоят построенные в его бытность музыкальный фонтан на площади Петра, каскад фонтанов на Петровском спуске, новые фонтаны на Комсомольском пруду, фонтаны на Театральной площади и другие водные объекты!

Господин Иванов в этом плане оказался более широких взглядов. Одним из знаковых проектов в этом ключе стало начавшееся в 2018 году благоустройство Каменного лога. Вместо мусора и грязи там появилась рекреационная зона «Липецкое городище». Однако и здесь не обошлось без «помарок». Первоначально выбранный подрядчик – тамбовская фирма «Сталь-М» – не смог вовремя закончить работы. Недоделки пришлось в срочном порядке ликвидировать местному тресту «Липецкстрой», а со «Сталь-М» мэрия стрясла неустойку в 5 млн рублей.

Этот же подрядчик «запорол» и реконструкцию спортивного стадиона «Металлург», который готовили в качестве тренировочной базы для команд-участниц чемпионата мира по футболу – 2018. Сначала его ремонт «разыграли» на аукционе за 140 млн рублей, затем смета увеличилась на 60 млн рублей. Со сроками полноценного ввода объекта в эксплуатацию тоже не всё было гладко. Так как объект входил в заявку мундиаля, сдать его необходимо было к началу соревнований – то есть весной 2018 года. По факту же работы на стадионе завершили в октябре. Впрочем, «Металлург» не выбрала тренировочной базой ни одна из команд, так что опоздание не создало катастрофических неудобств. Оценить реконструкцию по достоинству местным футболистам тоже пока не удалось: стадион открыли уже к окончанию сезона.

Говоря о спортивных объектах, инициированных при руководстве городом Сергеем Ивановым, нельзя не сказать о комплексе «Катящиеся камни». Задумывался объект как многофункциональный спортивный комплекс из трех зданий с ледовой ареной на 5 тыс. человек, аквапарком, плавательным бассейном и залом для единоборств. Этот проект достался господину Иванову в наследство от Михаила Гулевского с уже подпорченной репутацией. Приступить к нему пытались с 2012 года. У комплекса несколько раз менялся подрядчик: сначала из-за санкций от объекта отказалась венгерская фирма Market, затем из-за отсутствия банковской гарантии к работам не смогло приступить ООО «Мурадин». В итоге объект «завис» на уровне торгов, в то время как деньги на его строительство из бюджета выделялись исправно. Так, согласно документам, в 2014 году было заложено 96,1 млн рублей, в 2015-м – почти 487,5 млн рублей, в 2016-м – 830,3 млн рублей, в 2017-м – 525,7 млн рублей. Контракт же с подрядчиком заключили только в конце 2017-го. Им стало ОАО трест «Липецкстрой». На объекте с горем пополам начались работы, однако их вряд ли закончат к концу 2019-го. Мэр Сергей Иванов, несмотря на то, что объект находится непосредственно в его «угодьях», от спортивного долгостроя самоустранился, а проблемы комплекса на себя взвалил врио губернатора Игорь Артамонов.

Стройки века

По-настоящему прославила Липецк в последний годы строительная сфера. Город стал лидером Черноземья по долгостроям. Вся партнерская система строителей и власти региона и областного центра, годами выстраиваемая Михаилом Гулевским и Олегом Королевым, скрепленная клановыми договоренностями, рухнула почему-то именно при Сергее Иванове.

Первым под уголовное преследование попал глава Липецкой ипотечной корпорации (ЛИК), экс-депутат горсовета Валерий Клевцов. Этот подрядчик занимался строительством микрорайона Елецкий. Господину Клевцову инкриминируют коммерческий подкуп.

Следующим крупным застройщиком, попавшим под статью, стало «СУ-5» депутата облсовета Михаила Захарова, которое занималось микрорайоном Европейский. Господину Захарову инкриминируют мошенничество с деньгами дольщиков на 70 млн рублей. Вместе с ним по этому же делу проходит еще один депутат горсовета Сергей Тонких, который руководил компанией «Эксстроймаш» (входит в «СУ-5»). Обоим строителям предъявлены обвинения, господин Тонких находится под домашним арестом, а господин Захаров – в розыске. Кроме этого, уголовное дело о сокрытии 50 млн рублей налогов возбуждено в отношении бывшего директора ООО «СУ-3 «Липецкстрой» (микрорайон Победа) Геннадия Разводова.

Благодаря этим людям строительная сфера Липецка стремительно ворвалась в федеральную повестку. Особенно постарались 1,7 тыс. дольщиков Михаила Захарова, которым удалось достучаться до Владимира Путина. Сегодня во многом благодаря ажиотажу дома отданы новым подрядчикам, на объектах идут работы. Но будут ли наказаны «виновники торжества»? Пока ни один из них на скамье подсудимых замечен не был.

Петровский мост: сделано с любовью

Для Липецка Петровский мост, ремонтом которого занялись в последний год работы Сергея Иванова на посту мэра, по стратегической важности почти как Крымский для России. Эта транспортная артерия не просто связывает два берега областного центра, а соединяет жилую часть города с его главным налогоплательщиком – НЛМК.

Этот ремонт «поднял акции» мэра Сергей Иванова. Начнем с того, что сама инициатива реконструкции объекта была принята с большим воодушевлением – важнейшей транспортной артерией города не занимались с момента ее строительства в 1958 году. Капитальный ремонт моста был произведен в рекордно короткие сроки: за восемь месяцев подрядчики проекта – ООО «Уваровская передвижная механизированная колонна № 22» – укрепили перекрытия, уложили новый асфальт и убрали старые трамвайные рельсы. На 2019 год остались только косметические работы – благоустройство тротуаров, укладка плитки в пешеходной зоне. Любопытно, что открыли движение по мосту без лишнего шума и пафоса. Перерезанию традиционной красной ленты господин Иванов предпочел скромно постоять на обочине, контролируя движение по объекту.

Кроме обновления Петровского моста, приятные изменения коснулись всей дорожной сети города. В 2017 году Липецкая область стала участником федеральной программы «Безопасные и качественные дороги». Только в первый год в рамках нее региону было выделено 1,5 млрд рублей на ремонт магистралей. Согласно дорожной карте проекта, в первую очередь отремонтировали дороги именно в областном центре. На сегодняшний день в Липецке уже отремонтированы улицы Гагарина, Советская, Неделина, часть проспекта Победы и другие магистрали. Программа рассчитана до 2025 года, что позволит привести в нормативное состояние порядка 85% дорог.

Здесь же стоит сказать, что при содействии в том числе и Сергея Иванова в Липецке готовится к реализации проект «умных» светофоров, разработанный японскими специалистами. Подобное ноу-хау в 2018 году появилось в соседнем Воронеже и, согласно отчетам местных властей, позволило значительно упорядочить трафик и уменьшить заторы. Ради этого же областной центр нацелился и на введение платных парковок. Если проект «умных» светофоров только витает в воздухе, то платные места уже готовятся разыграть на государственных тендерах. Впрочем, данную инициативу мэрии пока восприняли неоднозначно. Кроме вполне предсказуемого негатива от водителей господину Иванову «влетело» и от прокуратуры, которая неоднократно указывала властям на недоработки и откровенные противоречия в законопроекте об организации платных парковок.

Что там с экономикой?

Экономические показатели областного центра с приходом к власти Сергея Иванова не показали ярко выраженной положительной динамики. Пока «тащить» область к светлому промышленному будущему с импортозамещением и миллиардным экспортом пытается экономзона, Липецк традиционно отчитывается только о растущих финансовых показателях своего главного детища – НЛМК. Никаких масштабных производственных предприятий на территории города при господине Иванове, к сожалению, открыто не было.

Зато, наконец-то, началась работа по реновации старых площадок. В частности, завода «Свободный сокол» и бывшего оборонного предприятия «Липецкие тракторные заводы». Оба они в последнее десятилетие свели свою производственную деятельность к минимуму, и площадки их стояли невостребованными. При Сергее Иванове было принято волевое решение об их реконструкции и переформатировании в промышленные парки. При успешной реализации инициативы, безусловно, жителям стоит ожидать новых рабочих мест, а городскому бюджету – дополнительных налоговых поступлений. Впрочем, пока всё это находится на стадии «прожектов» и пустые цеха некогда промышленных гигантов продолжают разваливаться.

Главная лакмусовая бумажка городской экономики – бюджет – за время начальствования в Липецке Сергея Иванова показала положительную динамику. Если в 2016 году главный финансовый документ города верстали с доходной частью в 7,8 млрд рублей, то в 2019 году эта цифра составила уже 10,8 млрд рублей. Более чем в два раза – с 226 млн до 100 млн рублей – сократился дефицит.

Какая боль. Врио губернатора – мэр: 1:0

О деятельности Сергея Иванова на посту мэра сложно говорить однозначно. Видно, что господин Иванов старался, но много где «недокрутил». Вероятно, многочисленные помарки и недоработки и стоили ему поста градоначальника.

Если во времена Олега Королева, покровительствовавшего Сергею Иванову, на недочеты могли и закрыть глаза, то в жесткий KPI, выставленный технократом Игорем Артамоновым, такие погрешности не заложены.

Кроме этого, увольнению господина Иванова поспособствовала открытая конфронтация с врио губернатора, считает директор института экономики и управления Курского госуниверситета, политолог Владимир Слатинов.

«Человек нарушил фундаментальные правила вертикали. Он сказал нет главе региона, у нас так не принято. Безусловно, у Сергея Иванова была мощная поддержка в лице старой «королевской» гвардии, однако и этот щит ему не помог. В Кремле недовольны происходящим в регионе, но выбор невелик: либо подавлять бунт, либо убирать руководство. К отставке губернатора там пока не готовы, поэтому «надавили» на мэра», – пояснил господин Слатинов.

Кто станет преемником Сергея Иванова, пока сказать сложно. Сейчас бразды правления городом переданы его первому заместителю Михаилу Щербакову с оговоркой «по регламенту, на время отпуска господина Иванова». Не исключено, что кресло мэра придется по-джентльменски уступить соучредителю ГК «Трио» Евгении Уваркиной. Именно ее называют наиболее вероятным кандидатом на пост мэра.

Профессор ЛГТУ и политолог Владимир Козомазов считает, что общественность уже готова к тому, что управление городом перейдет к госпоже Уваркиной, хоть этому и будет предшествовать конкурсная процедура. Перестановки, происходящие в мэрии, политолог связывает с неким расколом внутри самой команды Олега Королева, которая была подобна монолиту, когда была подкреплена административным ресурсом. А сейчас ослабла, и имеющиеся внутри противоречия уже вылезают наружу. При этом с точки зрения подготовки к выборам такие изменения не сильно помогут врио губернатора. Господин Козомазов подвергает большому сомнению, что Евгения Уваркина сможет столь оперативно мобилизовать электорат, так что «вытаскивать» выборы в сентябре придется старыми, добрыми, проверенными методами.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 5