Руководитель воронежской Госжилинспекции рассказала об итогах работы ведомства и методах борьбы с нарушениями.
Руководитель государственной жилищной инспекции (ГЖИ) Воронежской области Диана Гончарова поговорила с корреспондентом «Времени Воронежа» об итогах 2018 года, борьбе с недобросовестными управляющими компаниями, с некачественной уборкой наледи с крыш, об эксплуатации газового оборудования в домах. А также о пассивности самих горожан в решении коммунальных проблем.
– Насколько удачными сложились итоги 2018 года?
– По итогам прошлого года ГЖИ Воронежской области заняла первое место во всероссийском рейтинге эффективности деятельности органов государственного жилищного надзора. Отмечу, по итогам первого полугодия инспекция также занимала верхнюю строчку этого рейтинга. Что касается в целом работы, то я полагаю, что всем ясно, насколько она напряженная, и вопросы, связанные с управлением многоквартирными домами, – это, конечно, наиболее наболевшая тема.
– Выросло ли количество жалоб, на что жалуются чаще, на что реже?
– Динамика такова: в 2018 году было более 23 тыс. обращений, а в 2017 – 21 тыс. То есть, рост количества обращений составил почти 9,5%. С 1 января 2019 года в инспекцию уже поступило более 6 тыс. обращений. Я сейчас назвала вам цифру только по обращениям граждан, однако значительный объем поступил от органов местного самоуправления и от юридических лиц – они все ложатся в основу внеплановых проверок жилищной инспекции. Больше всего нареканий у граждан вызывает техническое состояние многоквартирных домов. Около половины связано с техническим состоянием кровель, подъездов, некачественной уборкой территории, вывозом мусора, затоплениями подвалов и так далее. На втором месте – вопросы, связанные с некачественной поставкой коммунальных ресурсов. Не выдерживаются параметры по горячей воде, температурному режиму в помещениях. Далее следуют обращения, связанные с начислением платы за содержание и ремонт (так называемая первая строка) и платы за коммунальные ресурсы. Отмечу сразу, в 2018 году удалось снять остроту проблемы, связанной с начислениями платы на содержание общего имущества.
– В чем она выражалась?
– В 2017 году многие управляющие предъявляли протоколы собраний еще 2013 года, где собственники соглашались оплачивать сверхнорматив. Много споров вызывала правомерность предъявления этих протоколов. Мы настаивали на четком соблюдении изменений, внесенных в законодательство: должны проводиться новые собрания, так как введен новый порядок оплаты за коммунальный ресурс. Мы эту позицию отстояли. Была сформирована положительная судебная практика во всех инстанциях. И хотя отдельные обращения продолжают поступать, однако былой всплеск прекратился. Всего в 2018 году должностными лицами ГЖИ Воронежской области подготовлено материалов о взыскании на сумму более 30 млн рублей. Разумеется, суды не всегда предъявляют максимальные санкции к управляющим организациям. Поэтому в результате они заплатили более 17 млн рублей. Средства идут в бюджет муниципальных образований, где было совершено правонарушение. Большая часть приходится на Воронеж.
– Кто допускает больше нарушений, управляющие организации или товарищества собственников жилья (ТСЖ)?
– На данный момент в Воронежской области осуществляют деятельность 438 ТСЖ. Они управляют менее 5% жилфонда. И если посмотреть по тем насущным темам, которые связаны с техническим состоянием, то в 2018 году жилинспекцией выявлено в работе ТСЖ 27 нарушений. И почти 600 нарушений – в действиях управляющих организаций, при этом мы видим, что количество многоквартирных домов в управлении у них значительно больше.
Несмотря на то, что институт лицензирования достаточно молодой, он позволил органам жилищного надзора воздействовать на деятельность управляющих организаций-лицензиатов. ГЖИ Воронежской области направляла свои предложения по внесению изменений в жилищное законодательство, и теперь в жилищном кодексе совершенно четко указано, когда управляющая организация должна начинать управление. Разумеется, выпускать платежные документы управляющая организация может только после того, как сведения о ней внесены в реестр лицензий, держателем которого является жилищная инспекция. Неисполнение лицензиатом этих лицензионных требований квалифицируется как грубое нарушение, может повлечь за собой исключение из реестра лицензий сведений о всех домах, а в случае повторного совершения в течение года как следствие – аннулирование лицензии. К сожалению, некоторые ТСЖ грешат тем, что начинают выпускать платежки ранее установленных сроков.
– Кстати, насколько актуальна проблема двойных платежек?
– Проблема с двойными платежками еще окончательно не решена в Воронеже, но хочу отметить, что такие случаи единичны и не носят масштабного характера. К сожалению, есть проблемные дома, где собственники по несколько раз за короткий период времени меняют решение о выборе управляющей организации или создании ТСЖ. Сегодня инспекцией активно используется такая форма борьбы с недобросовестными игроками рынка, как обращение в суды с исками о запрете выпуска неправомерных платежных документов. Например, по искам инспекции суд признал незаконными двойные платежные документы, выпущенные в отношении домов №13 и №19 по ул. Зои Космодемьянской, №38 по ул. Генерала Лизюкова и №7 по ул. 60-летия ВЛКСМ. Кроме того, на уровне Минстроя России, в том числе и с нашим участием, сейчас прорабатывается ограничения для собраний собственников жильцов. По аналогии с мораторием, введенным для домов, управление которыми осуществляется по итогам конкурса. В таких случаях в течение года нет возможности изменить способ управления.
– Сколько компаний лишились лицензии в 2018 году?
– Сегодня на территории области действуют 223 лицензии. За весь период лицензирования с мая 2015 года выдано 292 лицензии, а прекращено действие 69. В основном все эти мероприятия прошли в 2018 году – прекращено действие 62 лицензий. ГЖИ Воронежской области – лидер в ЦФО по удалению недобросовестных игроков с рынка. Хотя есть лицензии, прекращенные по просьбе самих лицензиатов или по решению суда.
– В 2018 году на воронежский рынок управляющих компаний пришел крупный федеральный игрок «ПИК-Комфорт». Что-то уже изменилось с его появлением?
– Срок достаточно небольшой, чтобы увидеть какие-то кардинальные изменения в деятельности. Тем более, группа воронежских компаний, вошедших в «ПИК-Комфорт», начала работать в августе, когда подготовку к отопительному сезону уже должны были завершить их предшественники. Что касается статистики, то в 2017 году мировыми судами в отношении компаний, которые сейчас входят в «ПИК-Комфорт», вынесено 128 постановлений на сумму около 7,4 млн рублей. При этом в 2018 году количество таких постановлений о привлечении к административной ответственности составило 208 на сумму более 18,6 млн рублей. С момента работы «ПИК-Комфорт» судами вынесено только 75 постановлений на сумму 5,1 млн рублей.
Теперь о деятельности управляющих организаций в зимний период. В феврале у нас был совместный с мэром г. Воронежа объезд по дворам в части уборки от снега. Мы посещали адреса, указанные журналистами и заранее не было известно, куда именно мы поедем. Вадим Кстенин был приятно удивлен отсутствием снега и наледи на кровлях и придомовых территориях, а у меня просто не было шансов составить на месте административные протоколы, так как лицензиаты свои обязанности по своевременной очистке снега и наледи добросовестно исполнили. Дворовая территория была очищена, и было заметно что это делается регулярно. Замечу, что «ПИК-Комфорт» приобрела 89 единицы универсальной техники для круглогодичной работы.
– В последние месяцы в России произошло несколько трагедий, связанных с взрывами газа. Уполномочена ли ГЖИ проверять газовое оборудование?
– В 2017 году у нас был создан отдел надзора за обеспечением газовой безопасности, качества коммунальных услуг и энергоэффективности многоквартирных домов. ГЖИ Воронежской области, кстати, одна из первых в стране, кто создал у себя такое структурное подразделение. За два года более 99% многоквартирных домов заключили договоры на проведение техобслуживания внутридомового газового оборудования. Только 16 домов сейчас не имеет таких договоров. Около 421 тыс. граждан тоже заключили договоры для обслуживания своего внутриквартирного газового оборудования. При этом есть проблемы, связанные с диагностикой газового оборудования, которое уже отслужило свой срок, а это более 30 лет. Сейчас в отношении 1,5 тыс. домов такие договоры заключены.
– В 2017 году было несколько инцидентов, когда горожане пострадали от падения наледи, был даже смертельный случай. Как управляющие компании справлялись в 2018 году и начале 2019 года?
– Очистка крыш в прошлые годы велась очень слабо из-за недостатков нормативных актов. Ранее формулировки были такими: «по мере необходимости», и эту меру, к сожалению, управляющие организации понимали для себя как «можно ничего не делать».
В январе 2018 года приказом ГЖИ установлено, что предельный срок рассмотрения обращений о фактах ненадлежащей очистки кровель и придомовых территорий от снега и наледи и проведения проверки должен быть не более трех рабочих дней. И бдительность граждан значительно возросла. Эта зима была на редкость снежной, и с декабря по март в инспекцию поступило немногим более тысячи обращений, содержащих доводы о несвоевременной уборке снега и наледи.
– Для многих людей ГЖИ – это ведомство, в которое стоит обращаться, когда все совсем плохо. Когда, по-вашему, граждане привыкнут сообщать о небольших нарушениях, которые легче предотвратить?
– Жилищный кодекс РФ достаточно молодой – он был принят только в конце 2004 года. В него заложена идеология, что граждане будут ответственно относиться к своему имуществу и следить за ним и, соответственно, выберут именно ту управляющую компанию, которая будет качественно предоставлять им услуги. К сожалению, по-прежнему собственники многоквартирных домов, я бы сказала, очень равнодушно к относятся к своему общедомовому имуществу. Тем не менее, законодатель дал гражданам определенные инструменты для взаимодействия с управляющими организациями. В общеизвестной системе ГИС ЖКХ теми же управляющими организациями размещается большой объем информации об их деятельности.
– А можно ли как-то ускорить процесс появления этой ответственности в плане ухода за имуществом?
– Спорный момент. Практика показывает, что многие вопросы граждане сами решить не могут так же, как и не в силах бесконечно самостоятельно обращаться в суды, вовлекаться в судебные тяжбы. Поэтому органы государственного жилищного контроля сегодня получают больше полномочий.
Однако к каждому собственнику жилищного инспектора не приставишь. Мы можем лишь направлять предложения об изменении подходов в действующем жилищном законодательстве. При нынешнем ритме жизни, при занятости работающего населения не приходится надеяться на то, что все будут постоянно самостоятельно следить за состоянием общедомового имущества. Возможно, со временем у ГЖИ появится больше полномочий. Таких как уже существующий лицензионный контроль – инструмент, позволивший дисциплинировать управляющие организации в их работе.
Михаил Супруненко
Время Воронежа, 11:15, 26.03.2019