Об управлении, собственном производстве и соседях – в материале «Время Воронежа».
Владелец сети ресторанов «Итальянский дворик» и салонов женского белья «Милавица» Александр Светланов в последнее время отошел от оперативного управления собственным бизнесом и сосредоточился на развитии Центрального рынка Воронежа как председатель правления СПОК «СРКР «Центральный». Об отношениях с соседями, отличии рынка от супермаркета и главной цели своей деятельности Александр Светланов рассказал «Времени Воронежа».
Об отношениях и управлении
– Почему для управления рынком была выбрана такая необычная форма – сельскохозяйственный потребительский обслуживающий кооператив? В чем ее плюсы?
– Такую форму управления рекомендовало руководство области. К тому же это затевалось не для обогащения, а для созидания. Мы сами продаем свою продукцию на этом рынке, мы заинтересованы в его развитии. К тому же это отвечает главной идее о площадке, где смогут продвигать свою продукцию местные производители.
– Как взаимодействует кооператив и АО «Центральный рынок»?
– Здание рынка принадлежит АО «Центральный рынок», кооператив отвечает за внутреннее наполнение. Мы отчисляем АО арендную плату, это 3,5 млн рублей в месяц. Вообще, то, что рынком стал управлять именно кооператив, на мой взгляд, и дало толчок его развитию. Хотя у нас не стояло задачи получать прибыль, мы смогли сделать объект окупаемым, город получает аренду, здание не пустует, а работает и приносит деньги. Дивиденды получают и участники кооператива, правда, мы не забираем их себе, а инвестируем в дальнейшее развитие. Так, в последние годы мы вложили всю прибыль, это около 20 млн рублей.
– Как именно члены кооператива участвуют в управлении рынком?
– Наблюдательный совет согласовывает и утверждает все важные вопросы. Например, все структурные изменения принимает кооператив – от штатного расписания до дислокации торговых рядов. Еще есть правление, это орган, который занимается всеми текущими вопросами.
– Почему председателем выбрали именно вас?
– У меня не было выбора, за меня проголосовали члены кооператива, я был против. Предлагали Князеву, Пермякову, они отклонили свои кандидатуры. У меня отказаться не получилось.
– Не планируете пока уходить?
– У меня скоро заканчивается контракт, думаю на этом закончить.
– А вдруг вас снова попросят остаться?
– На этот раз я буду очень сильно против.
– Вы говорили, что нашли понимание с руководством области и города. А как складывается взаимодействие с местными ведомствами? У вас были недопонимания с УФАС.
– С УФАС была действительно странная ситуация, мы были очень удивлены. Это федеральный конкурс, мы победил в номинации. Их претензии вызвали только недоумение, сейчас вроде разобрались.
К нам приходят регулярные плановые проверки, и мы их успешно проходим, особых проблем нет. Было время, когда на нас предпринимались попытки давления, но мы уже давно с ними не сталкивались. Хотя до сих пор есть люди, которым не нравится то, что мы делаем.
– Как у вас складываются отношения с «Аксиомой» [владеет подземной парковкой рынка]? Как вы относитесь к идее создания торгового центра вместо парковки? Что ожидаете от такого соседства?
– Я поживший человек, и привык, что с соседями надо дружить. Если это будет сделано хорошо, цивилизованно, то хорошо будет и им, и нам. «Аксиома» вложила очень много денег в строительство. Важно, что эти деньги не ушли в офшоры, другие проекты, а были вложены в Воронежскую область. Они, по сути, инвестировали в Воронежскую область и могут рассчитывать на дивиденды.
О собственном производстве
– Почему вы решили делать на рынке собственное производство?
– У нас была пустовавшая площадь, которую надо было чем-то занять, надо было как-то привлекать людей на второй этаж. Мы искали арендаторов, которые занялись бы производством и переработкой, а когда не нашли, решили попробовать наладить это сами. Оказалось, что это рентабельно. Это позволило увеличить проходимость второго этажа, сейчас в день там бывает около 5 тыс. человек. Плюс, конечно, была и высокая цель, привить потребителям культуру натуральных продуктов. Очень много болезней обусловлены неправильным питанием. Мы хотели предложить потребителю попробовать осознанно относиться к тому, что он ест.
– На прошедшем в феврале проперти-туре вы упоминали, что пробуете делать твердые сорта сыра, и у вас это получается. Планируете ли запустить его в постоянное производство? Где вы планируете брать сырье?
– Посмотрим. Мы начинали с молочного производства, сейчас у нас около 80 позиций. Мы перерабатываем 1,5-2 тонны молока в день. Молоко поставляет мое небольшое хозяйство в Семилукском районе. Но у нас площади в этой секции заняты на 100%, нам некуда расширяться.
– Сейчас к открытию на втором этаже готовится кофейня. Почему следующим этапом вы выбрали именно это направление, как именно это будет реализовано?
– В мире выпивают около 2 млрд чашек кофе в день. Это очень популярный напиток, так почему бы не предложить его нашим посетителям? Кофе будут обжаривать прямо там, при покупателях, они смогут выбрать степень обжарки зерен. Хотим еще взять туда на работу двух африканцев. Мы поставим там столики, в витринах будем предлагать наши кондитерские изделия. Возможно, сделаем линейку специально для кофейни.
В одном помещении с кофейней или прямо рядом с ней мы планируем наладить производство шоколада. Сделаем как в Италии – стеклянная стена, по которой льется шоколад. Еще хотим открыть производство кваса, сбитня, других русских напитков. На этой неделе подпишем контракт на поставку оборудования. К июлю все должно заработать.
– Вы говорили о планах организовать на втором этаже полноценный фуд-корт, но пока не определились, будете ли делать это своими силами или пригласите оператора из отрасли. Появилась ли ясность в этом вопросе?
– Да, мы бы хотели сделать там фуд-корт, место и площадь позволяют его организовать. Мы уже представляем, как это должно выглядеть, сформировали концепцию и на ближайшем заседании я представлю ее наблюдательному совету. Надеюсь, наши идеи поддержат.
О смысле рынка
– Как вы оцениваете другие воронежские рынки, например, «Придачу» и «Воронежский»?
– Мне сложно давать им оценку. Я думаю, что и тот, и другой полностью соответствуют своей концепции. Например, на «Придаче» летом торгует очень много людей из районов, они целенаправленно приезжают туда сбывать свою продукцию. У нас такого нет, и это их особенность. А в «Воронежском» рынок занимает только один этаж в торговом центре. Но сам рынок мне нравится, он компактный, комфортный.
– Зачем в 2019 году ходить на рынок? В чем принципиальное отличие от супермаркетов?
– Рынок это особое место, особая атмосфера, особый ассортимент. Только здесь можно купить действительно свежее мясо, овощи, рыбу. У нас продаются 12 сортов граната, карельские грибы, ягоды. Это как раз та культура свежего и натурального питания, о которой я говорил. Если человек заботится о том, что он ест, он пойдет на рынок.
– Центральный рынок признали лучшим рынком России. Гордитесь ли вы этим?
– Я считаю, что гордиться можно, когда ты что-то делал целенаправленно. У нас такой цели не было, я просто делал то, что должен был. «Во славу Бога и Отечества» – наш главный девиз. И я все делаю в соответствии с этим убеждением. Мы работаем ради Отечества, не ради денег, и я до всех сотрудников стараюсь донести эту мысль. Если бы Бог не дал, если бы у нас была другая цель, ничего бы этого не было.
– Какие задачи вы ставили, чтобы достичь этой цели?
– Для себя мы сформулировали три пункта: сделать Центральный рынок достопримечательностью, завоевать статус культового места, создать крупнейшую площадку области по продаже продукции местных сельхозтоваропроизводителей. Я считаю, что все их мы практически выполнили.
Дарья Бородина
Время Воронежа, 11:42, 12.04.2019