Воронеж. 06.05.2019. ABIREG.RU – Эксклюзив – В конце апреля прошел уже третий форум Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), где ретейлеры смогли рассказать об основных трендах на рынке и даже в очередной раз потребовать от государства и регуляторов дать больше свободы и не мешать строить рыночную экономику. Проблема в том, что под рыночной экономикой с точки зрения лидеров отрасли понимается усиление монополии, включающее поглощение региональных игроков, и диктатура для производителей. Таким образом, вопрос, обсуждаемый годами, как же выжить мелкой рыбешке в море, полном акул, вновь становится актуальным.
Сразу отметим, что обсуждаемые тренды скорее глобальны, но справедливы для всей центральной России, в том числе и Черноземья. Новости для местных ретейлеров неутешительные: все основные тенденции рынка так или иначе ведут к массовому вымиранию более слабых участников.
Одним из основных трендов розничной торговли стала консолидация – в частности, ранее, по данным «РИА Новости», Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила объединение торговых сетей «Дикси», «Бристоль» и «Красное и Белое». Эксперты отмечают, что укрупнение лидеров продолжится и эта сделка станет далеко не первой в 2019 году. Рост произойдет в том числе за счет усиления контроля над цепочками. Так, в настоящее время практически у всех сетей есть собственное производство товаров, начиная от продуктов питания и заканчивая бытовой химией, своя логистика и хранение. За счет этого крупные ретейлеры имеют возможность монополизировать рынок и демпинговать.
Правда, на пути гипермаркетов к захвату рынка стоит еще один тренд – «откат» к формату «магазин у дома», полки которого сложно завалить полностью своей продукцией, иначе часть клиентов просто потеряет интерес. Как отмечает директор по стратегии «Ленты» Дмитрий Богод, ретейл движется к тому виду, каким он был 100 лет назад. «Клиент приходит в магазин, который находится недалеко от дома, где его знают, где есть те продукты, которые ему нужны, и необходимый уровень сервиса», – поясняет свою мысль господин Богод.
Интересно, что локализация в настоящее время прогрессирует не только в ретейле, но и в промышленности: так, производитель молочных продуктов ГК «Галактика» активно внедряет возможность отслеживания каждого пакета, в перспективе потребитель сможет выбирать продукт чуть ли не из-под конкретной коровы, но это пока лишь планы. Отсюда вытекает еще один тренд – цифровизация: на ферму же нужно как-то посмотреть и ту самую корову выбрать, кроме того, активные пользователи новых технологий пополнили ряды платежеспособного населения, что заставляет ретейлеров обращать внимание на онлайн-торговлю («Перекресток», «О'Кей» и «Утконос» успешно запустили свои сервисы доставки продуктов в Москве и области).
Из локализации также вытекает кастомизация, или персональное предложение для покупателя. Генеральный директор компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров отмечает, что технологичность бизнеса и использование IT позволяют ретейлерам выйти из состояния бесконечных промо и в рамках программы лояльности сформировать индивидуальное предложение.
Среди негативных трендов председатель президиума АКОРТ Сергей Беляков выделяет конкуренцию не только между собой, но и между глобальными компаниями, такими как Ozon, Amazon, Alibaba и «Яндекс». Из-за чего существует прицел на омниканальность, потому что простого похода в магазин для клиента уже недостаточно.
По мнению господина Белякова, также к сомнительным последствиям приводит желание государства регулировать всё и вся. «Принято считать, что мы построили рыночную экономику, но с точки зрения того, какие инициативы время от времени появляются, видимо, нет, не построили. Желание управлять торговой наценкой, регулировать все отношения между сетью и поставщиком – это очень опасная тенденция, потому что в конечном счете это влияет на качество услуги», – отмечает Сергей Беляков.
Конечно, на все 100% согласиться с тезисом ретейлеров о чрезмерности контроля нельзя, однако пока у государства нет возможности полностью отпустить вожжи: ведь тогда за столом переговоров компании со слабой позицией (все, кто имеет меньше ресурсов) окажутся в невыгодном положении. Остается только надеяться, что со временем стороннее вмешательство действительно не понадобится.
Эксперты сходятся во мнении, что региональные торговые сети и мелкие магазинчики обречены на концентрацию вокруг крупных игроков, и с учетом такой перспективы дела той же орловской корпорации «Гринн» курского предпринимателя Николая Грешилова выглядят не очень. Несмотря на поддержку властей и заявления о нормализации положения, очевидно, что основные тренды – локализация, кастомизация и омниканальность – упущены, а запросы клиентов на качество и экономию практически не реализуемы в условиях роста издержек на содержание таких махин, как «Линия». Впрочем, в ближайшем будущем поглощение, ликвидация или банкротство угрожает далеко не одному черноземному ретейлеру.