Липецк. 27.05.2019. ABIREG.RU – Аналитика – С 20 по 24 мая в Липецке прошла неделя предпринимательства. Представители бизнеса могли задать свои вопросы чиновникам и надзорным органам, а также получить консультацию по вопросам законодательства. Это ежегодная акция, приуроченная ко Дню предпринимательства. Количество субъектов малого и среднего бизнеса – один из ключевых показателей для экономики страны. Поэтому развитию предпринимательства уделяется много внимания со стороны правительства. Однако на местах эти инициативы не всегда реализуются. Почему число субъектов малого и среднего бизнеса в последние годы в Липецке снижается, а предоставляемые субсидии не всегда пользуются популярностью, «Абирегу» рассказал президент липецкой общественной организации «Открытая предпринимательская гильдия» Андрей Корчагин.
«Задатки для бизнеса есть у 8-10% населения»
– Открывая неделю предпринимательства, вице-мэр Липецка Екатерина Белокопытова заявила, что ее цель – популяризация предпринимательства и диалог бизнеса и власти. Неужели предпринимательство нужно популяризировать, а диалог до сих пор не налажен?
– В России многие до сих пор к предпринимательству относятся негативно. Это наследие советской эпохи, когда предпринимательство являлось статьей Уголовного кодекса. Кроме этого, бизнес в России – дело рисковое, особенно малый. Не все решаются на открытие своего дела, не у всех получается с первого раза. Кроме этого, популяризация предполагает поиск людей, которые потенциально могли бы заниматься бизнесом. Это примерно 8-10% населения региона. А желающих заниматься предпринимательством по разным оценкам до 30%. Им могут помочь развить нужные навыки, например, расскажут, как написать бизнес-план.
Что касается диалога, то он нужен, в первую очередь, самой власти. Чиновникам нужно понять, что происходит в бизнесе, какие у него проблемы. Но дело в том, что проблемы, которые предприниматели обычно озвучивают на подобных встречах, часто находятся не в компетенции муниципальных властей, либо власти их не слышат.
– А какие сейчас проблемы у бизнеса?
– Например, в прошлом году в Липецкой области невозможно было зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью. По нашим сведениям, в УФНС была дана разнарядка сверху вычистить ООО и не регистрировать новые. Это вызвало множество жалоб на работу налоговой службы в Аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей Липецкой области, одна из которых даже закончилась возбуждением уголовного дела по статье 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности» в отношении сотрудника областного УФНС.
– Эти проблемы помогает решать ваша общественная организация «Открытая предпринимательская гильдия»?
– Наша организация была создана относительно недавно, сейчас она насчитывает около 40 предпринимателей, в основном это малый и средний бизнес. Главная наша задача – информировать бизнес об изменениях в законодательстве. Сферу предпринимательства сейчас регулируют около 6,5 тыс. законодательных актов, уследить за всеми изменениями предпринимателям очень сложно. Мы проводим встречи, на которых рассказываем о нововведениях, разъясняем, как не нарушить закон и случайно не «попасть» на штрафы. Например, с 1 июля вступают в силу изменения в федеральном законе № 54 об онлайн-кассах, которые затронут практически всех предпринимателей, но многие до сих пор об этом не знают или надеются, что новый законопроект перенесет срок установки касс. Также мы входим в различные общественные советы при контролирующих органах, той же УФНС. Это позволяет узнавать информацию из первых уст и держать руку на пульсе последних тенденций. Сейчас миром правит информация. Но вдвойне ценна та информация, которая получена вовремя.
«Предприниматели используют правоохранительные органы в борьбе с конкурентами»
– Федеральные власти поставили задачу увеличить количество малого и среднего бизнеса. В Липецкой области численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в 2018 году сократилась на 2,4%. В Липецке за последний год, по данным председателя департамента экономического развития Ольги Герасименко, прекратили свою деятельность 24% субъектов предпринимательства, занятых в сферах грузоперевозок и торговли. Чем вызвано, по-вашему, массовое закрытие ИП?
– Во-первых, это тотальный мониторинг контролирующих органов, которые с каждым годом всё лучше выявляют любые подозрительные действия предпринимателей. Например, налоговая служба, Роспотребнадзор, административные комиссии и другие контролирующие органы проводят рейды и мониторинги. Федеральный закон № 294 позволяет осуществлять бесконтактный метод контроля. Но проверяющие проводят их по аналогии с проверками. Задача рейда – выявить нарушение, что может стать основанием для последующей проверки. У нас же во время рейдов сразу выписываются предупреждения, предписания и штрафы. Суммы небольшие – 1-2 тыс. рублей. Это делается специально, чтобы предприниматели не обращались в суд. В прошлом году двое из них проявили принципиальность и подали в суд на действия проверяющих. В итоге оба свои иски выиграли. То есть штрафы, выписанные в ходе рейдов, были незаконны. Кроме того, проверки иногда проводятся предвзято, когда даже в отсутствие нарушения предпринимателя заставляют чувствовать себя виноватым. Порой предприниматели используют правоохранительные органы в борьбе с конкурентами.
Во-вторых, предприниматели сворачивают бизнес, не выдерживая жесткой конкуренции. У населения сейчас всё меньше и меньше свободных денег, которые остаются после оплаты коммунальных услуг и покупки продуктов. Соответственно, предприниматели должны привлечь клиентов не только качеством, но и низкой ценой, что во многих сферах просто невозможно. Сейчас даже продуктовые сети испытывают снижение товарооборота. По экспертным оценкам, в прошлом году объем грузовых перевозок в Липецкой области сократился на 20%. Что это значит? Что население на 20% сократило покупку продуктов.
– Много ли предпринимателей ушло в тень?
– На 2017 год в Липецкой области в сером секторе экономики было занято около 25% населения – официально нигде не работающего и не зарегистрированного в качестве предпринимателей. Сколько из них тех, кто закрыл ИП, но продолжил работать в тени, сказать сложно. С 1 января 2020 года в Липецкой области появится новая категория населения – самозанятые. Они не смогут нанимать работников. При этом должны будут платить 4% с выручки, полученной от физических лиц, 6% – от компаний. Им не нужно будет вести бухучет, сдавать отчетность и платить социальные взносы. Думаю, что многие представители микробизнеса, кто закрыл ИП или до сих пор его не регистрировал, проявятся именно здесь. Наверное, это единственный шанс для региона выполнить поставленную президентом задачу и увеличить число субъектов малого бизнеса.
В целом же хочу отметить, что многие ответственные предприниматели сейчас стараются избежать штрафов и работают «в белую».
«Многие воспринимают субсидии как подарок от государства, но это не так»
– В Липецке с каждым годом снижается количество предпринимателей, желающих получить меры господдержки. Так, в 2016 году за субсидией для развития своего дела в мэрию обратился 21 человек, в 2017-м – 10, а в прошлом году – восемь. С чем это связано?
– Многие воспринимают субсидии как подарок от государства. Мол, вот вам деньги, занимайтесь бизнесом. Однако это не совсем так. Это бюджетные деньги, и за каждую копейку нужно отчитаться. Условий получения субсидии достаточно много. Например, чтобы получить 300 тыс. рублей из городского бюджета, нужно создать два рабочих места с зарплатой не ниже средней в данном секторе экономики. После получения суммы нужно отработать не менее двух лет. То есть сумма небольшая, а ответственности очень много. Предприниматели просчитали экономическую эффективность и решили, что претендовать на субсидии нецелесообразно. Но еще хуже, когда условия получения вообще не читают: берут кредиты, которые погашают субсидией, а затем не понимают, как выполнить все требования. Мы очень не советуем открывать свое дело на заемные средства. Ведь бизнес – это всегда риск. В целом можно сказать, что меры государственной поддержки работают. Но это большая ответственность, которую не все предприниматели разделяют.
– Какие сферы на рынке товаров и услуг сейчас в Липецке переполнены, а какие вы считаете наиболее перспективными?
– Сейчас очень сложно заработать в социальных сферах: медицина, образование, спорт. Здесь много ответственности и велик процент государственного сектора в экономике. Конкуренцию с ним выдерживают далеко не все. При этом, если не гнаться за сиюминутной прибылью, эти же сферы я бы назвал в числе перспективных. Стоит обратить внимание и на франшизы. Кстати, две липецкие франшизы в прошлом году стали лучшими в России – сеть кофеен Coffee Way и соляные пещеры «Соль+». Также перспективной считаю сферу экологически чистых продуктов и в целом здоровое питание. Если говорить в масштабах страны, то это IT и химическая сферы. Этот бизнес можно быстро вывести на федеральный уровень, но в нашем регионе пока не очень хорошо с квалифицированными кадрами.
«Красивым названием и картинками туристов не привлечешь»
– Сейчас много говорится об инвестиционной привлекательности. Мол, Липецкая область в числе лидеров по стране. Действительно ли это так?
– Можно много говорить об инвестиционной привлекательности, но пока потенциальный инвестор не увидит результат, которого добился другой инвестор, он не придет. Большой вклад внесли созданные особые экономические зоны как федерального, так и регионального уровней. Они, безусловно, помогли в создании положительного инвестклимата. Но при этом еще не реализовали себя на все 100%. Здесь все-таки важен фактор времени, это не быстрый процесс.
– Созданный полтора года назад бренд «Липецкая земля» помог привлечь туристов? В чем основная проблема в этом направлении?
– Красивым названием и картинками туристов не привлечешь. Если говорить о липецкой продукции, то у нас много брендов, причем некоторые даже популярнее за пределами региона. Например, та же липецкая минералка или елецкое кружево. На мой взгляд, нужно обратить внимание на историю. На тот же фестиваль исторической реконструкции «Русборг» уже приезжают не только участники, но и туристы со всей страны. Также наш регион – это центр православного паломничества. Для туристов важно, что Елецкий и Задонский районы удачно расположены – рядом федеральная трасса М-4 «Дон». Привлечь больше туристов порой мешает местный менталитет. После «Русборга» всегда много положительных отзывов гостей о Ельце. А вот комментарии к ним самих ельчан поражают, они начинают критиковать собственный город и пишут, что делать в нем нечего. Это, конечно, отпугивает тех, кто мог бы приехать в следующем году. Нужно поднимать самооценку самих жителей региона. У нас много красивых мест, которые можно с удовольствием посетить. Еще больше туристов порой мешает привлечь отсутствие инфраструктуры в районах.
«Чиновники должны понять: задачи федеральный центр ставит им, а не нам»
– Сейчас и Липецк, и Липецкую область возглавляют люди, пришедшие из бизнеса. Есть надежда, что ситуация изменится в лучшую сторону?
– Безусловно. Врио губернатора Игорь Артамонов прекрасно понимает, как работает экономическая система и в каком направлении нужно развиваться. Я думаю, что тем, кто работает легально, должно стать легче. Это коснется не только мер господдержки, но и законодательства. Надеюсь, что власть услышит пожелания бизнес-сообщества. А вот тем предпринимателям, кто постоянно ноет, ссылается на трудности и выпрашивает деньги, будет тяжелее. Если ты не можешь зарабатывать, закрывай бизнес и иди работать. Основная задача новых глав города и области – сразу дать понять, что бизнес в регионе под надежной защитой. Чиновники должны понять, что задачи федеральный центр ставит им, а не нам, бизнесу, и более ответственно выполнять свои обязанности.
– Вскоре в Липецкой области будет назначен новый уполномоченный по защите прав предпринимателей. Как у помощника бывшего бизнес-омбудсмена Владимира Подгорного, есть ли у вас какие-то пожелания тому, кто займет этот пост?
– Как ни парадоксально, полномочия у уполномоченного по защите прав предпринимателей не слишком велики. Здесь многое зависит от личности, которая занимает должность. Поэтому результат зависит от связей и политического влияния руководителя. Нужно не только реагировать на жалобы предпринимателей, но и выявлять системные проблемы, в том числе те, которые можно решить законодательно на федеральном уровне. Таким образом, уполномоченный по защите прав предпринимателей является одним из элементов общественного контроля.