Московские архитекторы пока решают концептуальные проблемы.
В Воронеже прошел XII архитектурный форум «Зодчество VRN». В этом году площадками мероприятия стали Советская площадь и Воронежский концертный зал. Главным мотивом организаторы выбрали «города нашего будущего», и одной из тем стало как раз будущее Воронежа. Институт генплана Москвы, который работает над генпланом Воронежа до 2041 года, сегодня представил первые результаты своих изысканий. Они оказались не слишком масштабными.
Проблемы без решений
Презентацию пространственного развития Воронежа в рамках будущего генплана горожанам представил руководитель архитектурно-планировочного объединения территориального развития института Александр Котенков. В своем выступлении он много говорил об обнаруженных проблемах, решения для которых еще не продумали. По его словам, для этого требуются данные исследований, которые институт заказал субподрядчикам.
Проблемами Воронежа московские специалисты посчитали железную дорогу, «ржавый пояс» и аэродром ВАСО. Железнодорожная ветка, на которой стоит вокзал «Воронеж-1», режет город пополам, считают разработчики генплана. Поэтому очень важно обеспечить связанность и транспортную доступность обеих частей города. Водохранилище при этом авторы проекта предпочитают называть «природной доминантой», а не проблемой.
«Ржавым поясом» назвали остановившиеся промышленные предприятия, расположенные в черте города. По словам Александра Котенкова, многие площадки сейчас поделены между мелкими собственниками и «даже мэрия плохо представляет, что там происходит». Специалисты предлагают превратить огромные неорганизованные промзоны в современные городские пространства, но конкретных предложений пока не озвучивают.
Аэродром воронежского авиазавода (ВАСО) специалисты тоже назвали сдерживающим фактором. По мнению разработчиков генплана, он ограничивает развитие города на юг. Очевидно, наличие жилых кварталов за ним, считать развитием они отказались.
Два пути
На форуме представители института повторили для горожан и то, что уже было представлено властям. Речь идет о двух основных концепциях развития города: компактной и сбалансированного развития периферии. Александр Котенков отметил, что разработчики склоняются именно к стратегии компактного города.
Компактный город предполагает развитие исторического центра города, который будет притягивать к себе потоки с окраин. Децентрализацию, которая активно продвигается, например, в Москве, для Воронежа проектировщики считают неоправданной. Эта концепция, однако, не предполагает полного забвения спальных районов. Агломерационные связи никто не отменял, концепция будет предусматривать «насыщение территории локальными общественными центрами». Проще говоря, в спальных районах тоже нужны свои точки притяжения: рабочие места и развлечения, но основная их часть останется сосредоточенной в центре.
Вариант развития периферии предполагает образование вокруг Воронежа территорий-спутников, которые будут полностью обеспечены собственной инфраструктурой. Разработчики генплана считают такой подход сложно реализуемым. Хотя проект одного города-спутника Воронежа уже заявлен, в генплане он вряд ли найдет свое отражение.
Не метро, а трамвай
Московские специалисты поставили точку и в главном вопросе последних лет: будет ли в Воронеже метрополитен? Александр Котенков был категоричен, метрополитена не будет. Его строительство обойдется слишком дорого, да и обеспечить его загруженность будет сложно. Нельзя сказать, что это признание шокировало гостей форума: воронежские власти уже давно предпочитают говорить о «рельсовом транспорте».
По мнению Александра Котенкова, альтернативой вполне может стать трамвай:
– Во всех городах Европы используется именно трамвай, он позволяет перемещаться по городу достаточно автономно. У метро большая пропускная способность, поэтому, как следствие, должна быть большая нагрузка. Если в Воронеж – миллионник, то ежедневно на метро должны перемещаться около полумиллиона человек, но такой востребованности не будет. Скорее, будет ездить три вагона через каждые 15 минут, и в них будет по три пассажира. Поэтому метро в Воронеже, вероятно, не окупится, а если это государственно-частное партнёрство, то и вовсе будут убытки, – считает эксперт.
Он также обмолвился, что в разработке институт планирует использовать схему воронежского трамвая времен СССР, потому что это «позитивный опыт». При этом о расширении ее в новые районы современного Воронежа пока не думают, чтобы не стимулировать мобильность жителей окраин.
Справка:
ГАУ «Институт Генплана Москвы» получило контракт на разработку генплана Воронежа на 2021–2041 годы по итогам аукциона, прошедшего в конце октября 2018 года. Цена контракта составила 70 млн рублей из городского и областного бюджетов. Институту предстоит к 30 ноября 2020 года разработать и согласовать генплан, который нужно будет увязать с комплексной схемой организации дорожного движения. Работу должна контролировать специальная комиссия из 35 человек, большинство из которых чиновники.
Дарья Бородина
Время Воронежа, 18:40, 31.05.2019