Тамбов. 06.06.2019. ABIREG.RU – Аналитика – АО «Тамбовские коммунальные системы» переживает глубокий кризис, связанный с неплатежами муниципальных предприятий, ежегодным невключением в полном объеме обязательных затрат предприятия в структуру тарифа и вынужденными расходами на обслуживание бесхозных сетей. Убыток за 2018 год составил 258 млн рублей. И всё же в этих условиях предприятие находит возможность не просто выживать, но и развиваться. О том, что помогает удержаться на плаву, рассказал главный управляющий директор «ТКС» Андрей Картузов.
– Андрей Леонидович, как получилось, что бесперебойно работающее предприятие недосчиталось по итогам года 200 млн рублей?
– Прошлый год стал самым сложным в финансовом плане. Мы увеличили выручку на 7%, доведя ее до 713 млн рублей. Но вместе с тем почти в два раза выросли убытки. Главная причина – долги крупных потребителей ресурса. В основном это управляющие компании и муниципальные предприятия. Общий размер неплатежей сегодня составляет более 200 млн рублей. Только такие крупные неплательщики, как МУП «ТИС» и МУП «ТТС», накопили по 64 млн рублей долгов. Это 128 млн рублей в совокупности. В списке должников также АО «ТТК » (18 млн рублей), УК ЖК «ТИС» (почти 11 млн рублей), УК «Жилтехсервис» (16 млн рублей) и еще 12 предприятий, управляющих многоквартирными домами.
Самое обидное, что конечные потребители – жители города – платят исправно. Но их деньги под разными предлогами удерживаются муниципальными предприятиями и недобросовестными управляющими компаниями, оказывающими услуги по теплоснабжению, и не поступают поставщикам ресурса, то есть нам. Одним из вариантов борьбы с этим являются прямые расчеты с потребителями. В настоящий момент жители 70 многоквартирных домов оплачивают услуги водоснабжения и водоотведения, минуя управляющие компании. Пока это капля в море. Но работа по заключению прямых договоров продолжается.
Мы ведем переговоры с администрацией Тамбова, чтобы взаимно учесть накапливающиеся долги. Ведь МУПы не платят нам, а мы не имеем возможности оплатить договоры аренды городских сетей. Все понимают, что рубить этот гордиев узел надо, но окончательное решение пока не принято.
А ведь долги чреваты еще и тем, что они имеют обыкновение тянуть за собой дополнительные расходы. Так как мы тоже вынуждены с запозданием платить за электроэнергию и аренду, нам начисляют пени за просрочку платежей – вот и еще 23 млн рублей ненужных расходов.
– Понятно, что эти расходы не учитываются в тарифе.
– Они не могут и не должны учитываться. Но проблема в том, что в тарифе не учтены и те расходы, которые непосредственно связаны с предоставлением услуги по водоснабжению и водоотведению. Наши специалисты посчитали, что при расчете тарифа на 2019 год нам не учли почти 57 млн рублей. Так, фактически на электроэнергию мы тратим 44 млн кВт, а в тарифе утвержден лишь 41 млн кВт. В денежном выражении – это 12 млн рублей в год. Фактические затраты на фонд оплаты труда – 249 млн рублей, а в тариф заложено 232 млн рублей. Причем ужиматься нам уже некуда – мы провели оптимизацию штатного расписания. Если продолжить этот процесс, обслуживать сети, ликвидировать засоры и аварии будет просто некому.
– А как вы вообще обеспечиваете работу предприятия в таких условиях?
– В последние годы главным трендом для нас стали оптимизация и экономия. В 2018 году мы перешли на так называемую «бесцеховую» систему организации труда. При старом подходе за весь технологический процесс отвечал начальник цеха. Но мы понимаем, что «отвечать за всё» – значит не отвечать ни за что. На сегодняшний день управление всеми технологическими процессами на предприятии доверено четырем основным подразделениям: это ремонтный персонал; персонал, управляющий технологическим процессом; персонал, который планирует работы и знает об оборудовании всю его историю, а также подразделение, которое координирует службы с точки зрения бюджета выстраивания приоритетов ремонтной программы. Сейчас у нас стало меньше руководителей верхнего звена, но появились четко прописанные функции и зоны ответственности каждого сотрудника. Конечно, нужно время, чтобы каждый смог адаптироваться в новых условиях, но, уверен, такую работу необходимо было провести.
Мы внедрили автоматизированную информационно-аналитическую систему обслуживания сетей водоснабжения и водоотведения. Она позволяет вести статистику ремонтных работ, учет трудовых и материальных затрат, видеть результат работы. Мы заменили устаревшую автотехнику, и это тоже привело к экономии. В результате всех преобразований производительность труда на предприятии выросла за три года более чем на 30%. Увеличилась на столько же и зарплата. Сейчас средняя заработная плата по предприятию составляет 26 тыс. рублей, что для Тамбова довольно неплохо. При этом экономический эффект от повышения производительности труда составил почти 70 млн рублей.
Еще одна серьезная статья экономии – это электроэнергия. За счет обновления оборудования и внедрения энергосберегающих технологий мы снижаем затраты на электричество. Так, за три года нами снижено потребление электроэнергии на 5,5 млн кВт*ч, что в денежном эквиваленте составляет более 28 млн рублей.
В целом за счет всех проведенных мероприятий в год мы сохраняем почти 100 млн рублей по сравнению с тем, сколько уходило раньше.
– И всё же экономия не позволила вам выйти на безубыточное производство.
– Мы могли бы работать еще более эффективно, если бы у нас была возможность отремонтировать все протекающие коммуникации и устаревшее оборудование. В год мы устраняем до 500 аварий на трубах. Износ инфраструктуры водоснабжения и водоотведения в Тамбове составляет около 80%. У нас разработан проект реконструкции сетей, включая очистные сооружения. Общая стоимость проекта – около 3 млрд рублей. Но реализовать его мы можем только совместно с администрацией города, подписав концессионное соглашение и заложив в тариф инвестиционную надбавку.
– Но это значит, что тариф для жителей вырастет? Потянут ли такую прибавку горожане?
– Тариф на воду в Тамбове – 21,06 рубля за 1 куб. м. У нас литровая бутылка воды в магазине стоит около 30 рублей. А здесь очистка и подача в дом тысячи литров воды. Даже если мы учтем все реальные затраты и введем инвестиционную надбавку, тариф вырастет на 3 рубля. Т. е. если учесть, что житель в среднем потребляет 5 куб. м воды и столько же сбрасывает, то платеж у него в среднем вырастет в месяц на 30 рублей. Разве это большая плата за уверенность в том, что вода будет поступать бесперебойно, канализационные коллекторы перестанут проваливаться под землю, а очистные сооружения не будут представлять угрозу для окружающей среды? К сожалению, мы обращаем внимание на проблему только тогда, когда она уже случилась. Но если не взяться за реконструкцию сетей прямо сейчас, ситуация с водоснабжением и водоотведением в Тамбове может выйти из-под контроля.
– В ходе годового отчета прозвучала информация, что ваше предприятие находится на грани банкротства. Если ситуация не переломится, «ТКС» могут просто прекратить свое существование. Чем это чревато для города? Какой выход из положения вы видите?
– Если наше предприятие будет ликвидировано, пострадают в первую очередь жители города. Заменить оператора моментально невозможно. Есть вопросы собственности, договорных отношений, коллектива, безопасности, в конце концов. Даже если будет создано муниципальное предприятие, оно столкнется с теми же проблемами – или даже большими, – с которыми сегодня сталкиваемся мы. Повышение тарифа неизбежно. Но никто не может гарантировать, что МУП будет эффективным. Мы видим, как они банкротятся в последнее время.
И всё же я надеюсь, что вместе с руководителями города и области мы придем к наиболее оптимальному для всех сторон решению. Ведь прежде всего мы действуем в интересах горожан.